Урок обучения грамоте в 1 классе "Гласный звук и буква У, у"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Формирование у обучающихся умения выделять звук в слове; находить слова с заданным звуком; различать звуки и буквы: буква как знак звука; умения анализировать текст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 Г. ОРЛА
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В 1 «Б» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [У], БУКВЫ У, у».
Учитель: Жолудева Яна Витальевна
Орёл – 2014г.
Урок изучения нового материала.
Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у».
Цель урока: формирование у обучающихся умения выделять звук в слове; находить слова с заданным звуком; различать звуки и буквы: буква как знак звука; умения анализировать текст.
Предметные результаты:
- производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком;
- выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему модель слова;
- наблюдать над особенностями произнесения звука [у];
- характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу;
- доказывать, что звук [у] гласный;
- слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове;
- приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова;
- узнавать, сравнивать заглавные и строчные печатные буквы У, у;
- соотносить звук [у] и букву, его обозначающую;
- соотносить предметные картинки и схемы-модели слов;
- характеризовать особенности изученных гласных звуков;
12) определять место изученной буквы на «ленте букв».
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формировать умение представлять информацию в виде схемы;
3) формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формировать умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формировать умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
1) формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе
речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Оснащение урока: наглядный материал: кот Леопольд, цветные карточки с предметами, карточки с гласными буквами А, О, И, Ы, счётные палочки для конструирования гласной буквы У, картинки с изображением утки, удочки, улитки, звуковые схемы слов, сигнальные карточки «Светофор», презентация к уроку (Слайды 1 – 7).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Мотивация к учебной деятельности Цель: активизация учащихся. | Я смотрю на ваши лица, Хорошо, приятно мне, Словно я в большой и дружной И приветливой семье. Мы у парты встанем ровно. А к работе все готовы? Напомните, пожалуйста, какой у нас урок? Я хочу вам пожелать Громко, чётко отвечать, Спокойно руку поднимать Удачи в учении, Улыбок и хорошего настроения! - Давайте улыбнёмся друг другу и подарим улыбки нашим гостям. - Кто недавно появился у нас в классе. - Какие слова всегда повторял кот Леопольд? - Ребята, пусть эти слова станут девизом нашего урока. - А, что значит жить дружно? - Кот Леопольд познакомит нас со своими правилами дружбы, мы будем сегодня стараться, хорошо работать, и сможем открыть важные правила для жизни. | Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе). Слово детям. - Урок обучения грамоте. - Кот Леопольд. - Ребята, давайте жить дружно! Отвечают полными предложениями. | 2 мин. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: создание условий для возникновения у учеников потребности в учебной деятельности на основе ранее полученных знаний.
| - Внимание Кот Леопольд принёс нам 1 задание на цветных карточках, которые лежат у вас на столах. - Подумайте и скажите, кто изображён на картинках? - А, как назвать их одним словом? - А теперь подумайте и скажите, какое задание мы должны выполнить? - Молодцы. - Работаем в паре. - Все ли совпадения произошли? Нет ли ловушек? Удалось ли выполнить задание? - Давайте проверим (Слайд 1). - Ребята, а какие это буквы? - Какие звуки они обозначают? - Почему? - Правильно. Молодцы. - А что вы ещё можете сказать о них? - Мы выполнили первое задание, и кот Леопольд дарит нам первое правило дружбы. Кто его прочитает? - А сейчас давайте посмотрим на следующие картинки (учитель показывает картинки). - Что объединяет эти картинки? Что заметили общее?
- Давайте назовём эти слова. - Произнесите по слогам слова улитка и утка. - А теперь произнесите слово утка. - Какой вывод мы можем сделать? Какая буква обозначает гласный звук [у]? - Где она будет располагаться на ленте букв? | Перечисляют. - Животные. - Определить в названии каждого животного гласный звук и положить его на соответствующую картинку. (Дети в парах соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор). (Дети сверяют выполненное задание с экраном) - Гласные. - Гласные. - Потому что они поются, тянутся, при произношении их воздух во рту не встречает преград. - Они могут быть ударными и безударными. Они образуют слог. 1. Улыбнись другу. - Одинаковый звук [у]. - Утка, улитка, удочка. - У-лит-ка, ут-ка. Произносят. - Буква У обозначает гласный звук [у]. - В красном окошке. | 3 мин. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у], буквами У, у. | - А теперь попробуйте определить цель нашего урока. -Ребята, вспомните, как мы знакомимся с новой буквой. - Молодцы. | - Знакомство с новой буквой У. 1. Выделяем новый звук, знакомимся с буквой.
| 4 мин. |
Реализация построенного проекта | - Посмотрите, Леопольд сел в уникальный удивительный автомобиль (Слайд 2). - А почему на крыше его автомобиля расположилась буква У. Кто догадался? У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. (Слайд 3). - Давайте сконструируем букву из палочек, которые лежат у вас на столе. - Сколько палочек понадобится? Одинаковые ли они будут? - А теперь посмотрите, как выложил эту букву Леопольд. Правильно он её выложил или нет? - Ребята, а вы не ошиблись? - А сейчас давайте с вами напишем письма коту Леопольду, в которых покажем ему, как правильно печатать букву У. У вас у каждого на столе лежат листочки. Вы должны будете соединить точки так, чтобы у вас получилась буква У. | - Потому что это учебный автомобиль. На таких автомобилях учатся водить машины. Смотрят на экран. Конструируют букву. - Две. Нет: одна маленькая и одна большая. Дети исправляют. Отвечают. | 10 мин. |
Физкультминутка | Вышли мышки как-то раз (на носочках, крадучись) Посмотреть который час. (имитируя бинокль смотрим влево - вправо) Раз, два, три, четыре – (хлопки в ладоши) Мышки дёрнули за гири! (имитируем движением рук сверху-вниз и садимся на корточки) Вдруг раздался страшный звон – (учитель хлопает в ладоши) Убежали мышки вон. (дети убегают прячутся от кота) | 1 мин. | |
- А сейчас давайте произнесём звук [у] и посмотрим друг на друга. Что вы заметили? - Что вы скажете о звуке? - Молодцы. Кот Леопольд дарит нам следующее правило дружбы: 2.Помоги другу в трудную минуту. - Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости, и в грусти. - Посмотрите внимательно на скопление букв, кто из вас разглядел в них маленьких друзей нашего кота (Слайд 4). НРГУТЯТАПКТ - Давайте составим звуковую схему слова утята. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадочках. - А теперь давайте позовём это слово. - Какой слог произносится с большей силой? - А теперь назовите безударные слоги. - Сколько всего звуков в слове? - Вот видите ребята, какими вы стали умными. Научились составлять схемы слов и их анализировать. | - Наши губы вытянулись в трубочку. - Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится голосом. - Утята. Составляет, рассуждая в слух: в слове «утята» три слога: «у-», «тя-», «-та». Первый слог «у-» состоит из одного гласного звука. На схеме обозначим слог красным квадратиком. Второй слог «тя-» слог слияния согласного звука [т’] с гласным звуком [а]. На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником. Третий слог «-та». На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником. Дети хором: «У-тя-та». - С большей силой произносится слог «тя». - Безударные слоги «у» и «та». - Пять. | ||
Электронная физкультминутка для глаз | - Сейчас вам маленькие утята предлагают немножко отдохнуть. Встаём из-за парт. - Вам нужно будет следить глазками за движением утят (Слайд 5, 6) | Дети следят глазами за движением утят. | 1 мин. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1.Работа в «Азбуке». - А теперь давайте посмотрим в наш любимый учебник. Он-тоже наш друг, как и Леопольд. - Посмотрите на букву У. - Почему же она напечатана на красном фоне? - Сравните заглавную и строчную буквы. - Сравните её с буквой ы, которую мы изучали на прошлом уроке. - Почему? - Ребята, посмотрите на эту картинку (Учитель её показывает). - Кто здесь изображён? - Найдите на другой странице ещё картинку на которой изображены утята. - Нашли. - А кто ещё там изображён? Называем, одним словом. - Какой звук в слове птицы мы слышим в конце слова? - Молодцы. - А какие птицы изображены на картинке? - Почему их называют домашними птицами?
- Правильно. - Ребята, а известны ли вам птицы, изображённые на картинке? Давайте назовём их. - Догадались ли вы где здесь главный герой? - А в кого он превратился в конце сказки вы помните? - И так как же называется сказка и кто её автор? Кто знает? - Молодцы. Правильно. - А сейчас назовите мне птиц в названии которых звук [у] слышится в начале слова. - Какой буквой обозначается звук [у] на письме? - А сейчас давайте прочитаем стихотворение Берестова про маленьких желтеньких утятах. - А кто догадался почему автор называет утят малютками? - А сейчас давайте рассмотрим и сравним схемы которые находятся под заглавной и строчной буквой У. - Итак какому слову соответствует первая схема? - Назовите первый слог в этом слове. - Как он образован? - Какой слог произносится с большей силой? - Какой он? - Подумайте и скажите какому слову соответствует вторая схема? - Назовите первый слог. - Как он образован? - Какой слог произносится с большей силой? - Какой он? - Итак кто же может сделать вывод. Как образуется слог? - Молодцы. - А сейчас давайте ещё раз произнесём слово куры. - Как вы думаете мягкость или твёрдость предшествующего согласного звука обозначает буква У. - Правильно. Об этом нам говорит правило, которое выделено жирным шрифтом (Учитель его читает). - Ребята, каждый народ подмечал какие-то важные вещи в жизни и составлял мудрые выражения. Они называются пословицы. - Вот послушайте одну из них: «Ученье-путь к уменью». Как вы понимаете смысл этой пословицы. - А у нас кто-нибудь старается в учёбе? Можно ли кого-нибудь назвать прилежным учеником? - Ребята, а следующие пословицы, которые находятся в самом низу страницы вы прочитаете дома с родителями и выясните почему так говорят. - Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и кот Леопольд дарит нам следующее правило: 3. Учи себя разуму. | Смотрят. - Она гласная буква. - Они одинаковые, но отличаются только размером. - Буква ы бывает только строчной. - Заглавной буквы ы нет, так как нет слов, которые начинались бы с заглавной буквы ы. - Утята. Ищут. - Да. - Птицы. - В конце слова мы слышим звук [ы]. - Домашние птицы. - Люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получить яйца, мясо, перья, пух. - Индюк, петух, гусь, утка, утята, утёнок. - Да. Гадкий утёнок. - В прекрасного белого лебедя. - Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утёнок». - Утка, утята, утёнок. - Буквой У. Читает ученик. - Потому что они совсем маленькие. - Слову куры. - Слог «ку». - Путём слияния согласного с гласным. Это слог слияния. - Слог «ку». - Он ударный. - Слову утка. - Слог «ут». - Путём слияния гласного звука с согласным. - Слог «ут». - Он ударный. - Путём слияния согласного с гласным и с помощью звуков. Произносят. - Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. - Пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать. Перечисляют. | 10 мин. |
VІІ. Рефлексия. Оценивание Цель: подвести итог проделанной работы на уроке, оценить полученный результат. | - Наш гость подарил нам действительно нужные правила дружбы, они нам пригодятся. - Вспомним, какие цели ставили в начале урока. - Достигли ли мы этих целей? - С какой буквой познакомились? - Что узнали о звуке? - Что обозначает буква У мягкость или твёрдость предшествующего согласного звука? - Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой? - Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек «Светофор». - Красный – вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли. - Зелёный цвет – вам было интересно и всё понятно. - Посмотрите, для автомобиля кота Леопольда зажегся зелёный сигнал. - Это значит, что всё у него будет успешно и удачно (Слайд 7). - А вам он дарит правила, которые вы прочитаете дома родным и вспомните наш урок. 1. Улыбнись своему другу. 2. Помоги другу в трудную минуту. 3. Учи себя разуму. | - Уметь выделять звук в слове, находить слова с заданным звуком, различать звуки и буквы, с помощью каких знаков обозначается звук на письме, умение составлять рассказ по картинке. - Достигли. - Познакомились с печатной заглавной и строчной буквой У. - Звук [у] гласный. Может быть ударным и безударным. Может образовывать слог путём слияния согласного с гласным (слог слияния), с помощью звуков, с помощью звука (утята, улитка, ау и т. д.). - Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. Хлопают. - Учителю. Показывают сигнальные карточки. | 4 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)
Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Звук и буква Мм" 1 класс УМК "Перспективная начальная школа".
Презентация к изучению первого согласного звука М....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"
Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....
презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"
•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."
Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з. Тип урока. Урок ...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс
Интегрированный урок по чтению и письму....