Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка "Сложные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_slozhnye_slova.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА УРОКА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Подготовила: учитель начальных классов
Щербакова Л.Н.
Саранск 2014-2015
Урок русского языка.
Тема урока: «Сложные слова».
Цель: создать условия для формирования понятия «с ложные слова» и введение его в систему знаний.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с образованием сложных слов.
2.Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся.
3.Воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – исследования.
Методы обучения:
Проблемный
Исследовательский
Информационно-коммуникативный
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс Полякова, смайлики для оценивания своей работы.
Формирование У У Д:
Познавательные: формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: навыки сотрудничества.
Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном ; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.
Личностные: мотивация изучения нового.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Проверьте все необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку нам. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания.
Минутка чистописания. Открываем тетради. Записываем число и классная работа. Посмотрите на доску. Продолжите закономерность ое ео
Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?
Постановка проблемы.
Орфограммы веселились
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.
Фронтальная работа.
Найдите в словах ошибки . Запишите правильно. Выделите корень.
(Учитель показывает карточки со словами. Голупь. Лисник. Трова. Бигут. Флак.)
Взаимопроверка. Проверьте друг у друга.
На какие орфограммы встретились слова?
Ребята ,отгадайте пожалуйста загадку.
На дорогу ,поле, лес
Звезды подали с небес.
Собирал я их ребята
Целый день большой лопатой.
Что это?
Запишите слово -снегопад- и выделите корень.
Постановка проблемного вопроса.
Я видела ,что вы по разному определили корень в слове – снегопад.
Открывается слово – снегопад
Возникает вопрос сколько корней в слове – снегопад?
Решение проблемы.
Когда так говорят? Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег.)
Запись на доске (Снег падает).
Какой корень в слове –снег? Подберите однокоренные слова.
Какой корень в слове падает? Подберите однокоренные слова.
Есть ли корни –снег и –пад –в слове снегопад?
Так сколько корней в слове –снегопад?
Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?
Как можно назвать эти слова?
Сообщение темы и цели урока.
Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока.
И сегодня на уроке мы будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. А вы будите исследователями.
Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? Давайте посмотрим как об этом говорится в толковом словаре Ожегова.
Запишем предложение и подчеркнем главные члены.
Найдем орфограммы.
Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки.
Разберем слово – занесла по составу .
Какие части слова служат для образования слов?
(Приставка, корень, суффикс).
А какую часть слова мы забыли? (Основу).
Есть и другие способы образования слов. И об этом мы узнаем сегодня на уроке. Давайте с вами составим план-исследование. Что прежде всего мы должны знать? Я вам предлагаю такой план-исследования. Вас мой план устраивает? (Открываю на доске)
План-исследование
- Как образуются сложные слова?
- При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
- Какую роль играют сложные слова в речи?
А чтобы наши исследования прошли успешно какими нужно быть на уроке?
Изучение нового материала
Какой первый пункт нашего плана (как образуются сложные слова)
Как вы думаете что это за слова такие – сложные?
А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? Что можно сложить на уроке русского языка – подумайте? (звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст, части слова в слова)
Посмотрите на доску – что это (корни слов, основы)
На доске: пар, ход; сам, вар; лед, ход; нос, рог.
Какое задание можно предложить? (я предлагаю составить слова и записать их в тетрадь)
Сложите основы, выделите корень
Проверка. Что общего в словах? (сложные)
Как получили сложные слова? (сложили два корня, две основы)
Какой вывод можно сделать?
Как образуются сложные слова?
Исследование 2
Какой следующий пункт нашего плана
Открыли стр. 92 № 171. Работа по учебнику с комментированием.
Прочитаем правила стр. 92
Какие соединительные буквы в сложных словах? Скажите уверенно.
Физкультминутка.
Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки,
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В белом танце покружились,
И на земля тихо-тихо опустились.
Исследование 3
Прочитайте следующий пункт нашего плана
Вернемся к слову, в котором у нас возникло затруднение – снегопад.
Как лучше сказать – снегопад? Или выпадение снега в большом количестве? (снегопад)
Почему? (так короче, удобнее и красивее)
Каждый из нас видит снегопад по-своему
Каким вы видите снегопад?
Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его. Поработаем в парах
Закрепление изученного (дети составляют рассказы в группах)
О чем мы должны помнить работая в группах? (вежливо обращаться к друг другу, быть внимательными, выслушивать мнение каждого не перебивая, умеешь сам – научи других)
Проверка
Обобщение.
- Как образуются сложные слова?
- При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
- Какую роль играют сложные слова в речи?
Домашнее задание: стр. 93 № 172, по желанию сочинить сказку про сложные слова.
Рефлексия
Закончите предложения
На доске
Сегодня на уроке я узнал ……….
Было сложно ………..
Было интересно ………..
Мне понравилось ………..
Покажите с каким настроением вы уйдете с урока (дети показывают смайлики (с веселым, жизнерадостным))
Урок окончен. Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...