Конспект урока по русскому языку на тему "Алфавит" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Данный урок составлен на основе УМК «Русский язык. 1-4 классы» А.В. Поляковой (система Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. На данном уроке уточняются знания учащихся о буквах как знаках для обозначения звуков, правильном произношении звуков, формируется умение детей различать звуки и буквы, формируется умение записывать слова в алфавитном порядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alfavit.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема урока: «Алфавит»

Участники: 1 класс

Тип урока: открытие нового знания

УМК «Русский язык. 1-4 классы» А.В. Поляковой (система Л.В. Занкова)

Цель: уточнить знание учащихся о понятии «алфавит», сформировать умение записывать слова в алфавитном порядке

Задачи:

- уточнить знания о буквах как знаков для обозначения звуков;

- уточнить название каждой буквы и ее место в алфавите;

- осознать значение алфавита в жизни людей;

- сформировать умение записывать слова в алфавитном порядке.

Оборудование: презентация Power Point, карточки для пробного действия и самостоятельной работы.

Ход урока:

1. Мотивация

- И дома и в школе будьте внимательны:

Грамматику всем учить обязательно!

2. Актуализация

- На прошлых уроках мы с вами говорили о именах собственных. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Возьмете карточку № 1 и вставьте пропущенные буквы.

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы в следующие предложения:

На диване лежит кот (П/п)ушок.

Ветер несет (П/п)ушок.

Этот торт пекла тётя (Р/р)оза.

Возле дома растет (Р/р)оза.

На небе яркая (З/з)орька.

На лугу пасется коза (З/з)орьяка.

- Объясните написание данных слов.

- Выпишите имена собственные в алфавитном порядке.

3. Выявление места и причины затруднения

- Сверьте ответы с образцом на доске. У кого другой вариант?

- Как вы думаете, почему у некоторых детей слова записаны в другом порядке? (Надо хорошо знать алфавит)

- Давайте назовем цель нашего урока. (Уточнить знание об алфавите и научиться записывать слова в алфавитном порядке)

- А тема нашего урока «Алфавит».

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Я предлагаю вам работать по следующему плану:

1. Уточним знание об алфавите.

2. Уточним название каждой буквы и ее место в алфавите.

3. Научимся располагать слова по алфавиту.

5. Реализация проекта выхода из затруднения

- Чтоб стали нам знакомы

Межзвездные края,

Нужна нам Астрономия

От А до Я.

И чтоб секреты многие

Открыла нам земля,

Нужна Археология

От А до Я.

Как много интересного

В себе они таят –

Различные профессии

От  А до Я.

Но ни одной профессии

Постичь, друзья, нельзя

Без королевства грамоты

От А до Я.

- О каком же королевстве идет речь? (Об алфавите)

- Слово «алфавит» пришло к нам из другого языка. А какое еще название алфавита вы знаете? (Азбука)

- Это русское слово. Раньше буквы назывались целым словом: «А — аз, Б — буки, В — веди, Г — глагол, Д — добро...» По названию первых букв и стали называть порядок всех букв — азбукой.

- Откройте учебник на стр. 44 и прочитайте правило.

- Кто мне скажет, сколько букв в русской азбуке? (33 буквы)

- И у каждой есть свое место и название. Выполним упражнение 55 на стр. 44.

Физкультминутка.

- Давайте вернемся к нашему первому заданию и используя алфавит, исправим ошибки.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Возьмите карточку № 2.

Карточка № 2

Запишите слова в алфавитном порядке: трава, друг, сад, аист, белка, ягода, река, кот

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Самостоятельно запишите слова в алфавитном порядке: мак, сон, конь, день, ёж, эхо

- Сверьте с образцом. У кого все верно?

- У кого возникли трудности? Как вы думаете в чем причина?

8. Включение в систему знаний и повторение

- Алфавит надо знать каждому человеку. В алфавитном порядке расположены слова в любом словаре. В библиотеке книги тоже стоят по алфавиту. Фамилии учеников в классном журнале, фамилии в телефонном справочнике — все расставлено по алфавиту.

- Запишем названия городов в алфавитном порядке: Липецк, Елец, Воронеж, Москва, Тамбов.

- Закончили, я проверю, как вы справились с заданием, когда соберу тетради.

9. Рефлексия учебной деятельности

- Подведем итог нашего урока. Какую цель ставили?

- Что такое алфавит?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Как по-другому называется алфавит?

- Кто всё понял?

- У кого возникли затруднения? Кому нужно повторить эту тему?

Домашнее задание: стр. 44 правила, выучить алфавит наизусть.

Список используемой литературы:

  1. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.В. Полякова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
  2. Занимательная грамматика: Сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко: М.: Феникс, 2006. - 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе «Русский алфавит, или Азбука»

Познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Научить называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"

Конспект урока  по русскому языку в 1 классе  УМК  «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...