урок русского языка ПНШ 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Главные и неглавные слова в предложении.
Цели: ввести понятие «основа предложения», выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».
Планируемые результаты:
♦предметные: научатся выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому;
♦метапредметные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
♦личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
Запись учащимися даты в тетради.
II. Актуализация знаний
а) Деление слов на группы
Собака, зеленый, капает, звезды, растет, лает, весна, черная, пришла, рыжая
-Что вы видите на доске? (слова)
-Как отличить слова от других записей? (слова имеют значение)
-Какие слова бывают? (названия, признаки, действия)
-Как отличить слова действия? Названия предметов? Признаки? от других слов?
1 ряд-слова-названия предметов,
2 ряд – слова-названия действий,
3 ряд- слова-названия признаков,
4 ряд – слова, в которых первый согласный мягкий
Проверка
б) Работа с содержанием, определение страницы учебника, чтение темы урока
Постановка задач на урок
С 14
-Рассмотрите иллюстрации, сравните, чем они отличаются?
-По какой из них вы сможете составить рассказ? Почему? (мы можем сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит)
III. Изучение нового материала
- Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать.
Следовательно, предложение - это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.
- Давайте послушаем первый текст (Читает подготовленный ученик с. 15)
1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.
- Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.
- А теперь давайте сравним его со вторым текстом.
2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.
- Чем второй текст отличается от первого?
- Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, Звёзды распухают. Осины выбросили.
Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов.
- Как называется пара главных слов в предложении?
Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении - это его основа.
-Из каких слов составляется пара? Запись первых 2-х предложений в тетрадь (с 15)
(что? ВЕСНА что сделала? ПРИШЛА) Подчеркиваем, определяем
- Без основы - нет предложения. Из каких слов мы составляем основу?
( слово- предмет и слово-действие)
Вывод: - Какие слова являются главными в предложении?
- Какие предложения во втором тексте оказались смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.)
- Почему эти предложения кажутся вам непонятными? (нет уточнений в этих предложениях)
- Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные?
-Рассмотрим 2 предложения: Собака лает
- Сравните предложения. (Предложения одинаковые, они состоят из одной основы.)
ПОДЧЕРКНУТЬ!
-Как мы видим оба слова главные, оба командуют друг другом (Собака Что делает? лает, Лает кто? собака)
-Давайте рассмотрим иллюстрацию ( с 17) и попробуем определить, о какой конкретно собаке идет речь в каждом предложении.
1 (Какая?) Маленькая рыжая собака лает..
2. (Какая?) Большая черная собака лает.
- Это одинаковые предложения или разные? (разные предложения)
- Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нет)
- Они состоят из основы - главных слов, и других слов - неглавных.
- Какие слова сделали эти предложения разными? (Маленькая - большая, рыжая - черная)
- Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении - большая рыжая, а в другом - маленькая чёрная).
-Давайте представим, как именно лает каждая собака. (с.18)
Громко и хрипло Весело и звонко
-Неглавные слова указывают на то, как происходит действие. Теперь собаки лают по разному: одна весело и звонко, другая громко и хрипло
-Давайте посмотрим, на кого может лаять каждая собака в нашем предложении?
-Неглавные слова, которые мы вставили, указывают, на кого направлено действие. (В одном случае-на кошку, в другом-на ворону)
Осталось придумать только, когда же именно каждая собака лает и внести соответствующие изменения.
-Неглавные слов сообщают о том, когда происходит действие: одно по утрам, а другое-сейчас
- Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывает признаки всех действующих лиц)
ВЫВОД: - Что же нам сегодня удалось выяснить? (главные слова образуют основу, а неглавные позволяют узнать, как и когда происходит действие, а так же служа для описания всех действующих лиц)
ДОП. С 19 задание 2 (устно)
VII. Итог урока.
- Что было самым сложным?
-Что интересным?
Домашнее задание: Т. 1. Упр. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...