Рабочая программа 3 класс русский язык УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа 3 класс русский язык УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3v.docx | 86.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение спросьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме (письмо от руки и клавиатурное письмо). Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски, и экран компьютера. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста .Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря (в том числе цифрового). Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических)
вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по и числам. Морфологический разбор глаголов.
Частица не, её значение.
2 Изучается во всех разделах курса.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов )между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря и системы полуавтоматического орфографического контроля при работе
с текстом на компьютере.
Применение правил правописания:
• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
• сочетания чк — чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, - ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Оформление текстов при клавиатурном письме.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Наша речь Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Текст Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложения с обращением.
Слово в языке и речи Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.
Состав слова Сложные слова. Формы слова. Основа слова.
Правописание частей слова Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и предлогов.
Части речи
Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных. Падеж имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи.Род имён прилагательных. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных.
Местоимение (личное) как часть речи. Изменение по родам личных местоимений
Глагол. Неопределённая форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов.
Повторение Контрольные и проверочные работы. Проекты.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Из них | ||
изучение нового и закрепление | лабораторные, практические работы (проекты) | контроль | |||
1 | Язык и речь | 2 | 2 | ||
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 15 | 11 | 4 | |
3 | Слово в языке и речи | 19 | 16 | 1 | 2 |
4 | Состав слова | 15 | 11 | 1 | 3 |
5 | Правописание частей слова | 29 | 22 | 1 | 6 |
6 | Части речи | 79 | 64 | 3 | 12 |
7 | Повторение | 11 | 8 | 3 | |
Итого | 170 | 134 | 6 | 30 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
Сроки изучения учебного материала (по неделям) | Раздел. Тема урока. Практические и контрольные работы и другие виды контроля. | Количество часов, отводимых на изучение темы. | Содержание урока | |
1 | Язык и речь (2ч) 1.Наша речь. Виды речи | 1 | Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка Речь устная, речь письменная, внутренняя речь | |
1 | 2.Наш язык | 1 | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с | |
1 | Текст. Предложение. Словосочетание ( 15 ч.) 3.Текст | 1 | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Текст, тема, главная мысль, заголовок. | |
1 | 4.Типы текстов | 1 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Текст повествовательный, описательный, текст-рассуждение | |
1 | 5.Предложение | 1 | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме, находить главные члены предложения Предложение, законченная мысль, диалог | |
2 | 6. Виды предложений по цели высказывания | 1 | Особенности предложений, разных по цели высказывания; Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | |
2 | 7.Виды предложений по интонации | 1 | Представления детей о предложениях, разных по интонации, выбор знаков препинаний Предложения восклицательные и невосклицательные. | |
2 | 8.Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | Предложения, правильное оформление предложений на письме, нахождение главные члены предложения. Предложение, главные члены предложения. | |
2 | 9.Входяший контрольный диктант №1 | 1 | ||
2 | 10.Обучающее изложение «Путешественница» | 1 | Тип, тема текста и его частей; заголовок к тексту, содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце. Изложение, тема, главная мысль, заголовок. | |
3 | 11.Состав предложения Главные и второстепенные члены предложений | 1 | Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | |
3 | 12. Упражнение в разборе предложений по членам предложений | 1 | Разбор предложения по членам предложений, обогащение словарного запаса обучающихся. Основа предложения, главные и второстепенные члены предложения | |
3 | 13.Простое и сложное предложение | 1 | Общее представление о простом и сложном предложении, различие простого и сложного предложение. Простое предложение, грамматическая основа, сложное предложение | |
3 | 14.Словосочетание | 1 | Формирование умения устанавливать связь слов с словосочетании, находить главное и зависимое слово. Словосочетание, главное и зависимое слово | |
3 | 15.Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | Формирование умения составлять описательный текст по репродукции картины Репродукция, пейзаж. | |
4 | 16. Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» «Осенью» | 1 | Применение полученных знаний на практике. Текст, типы текстов, заголовок, главная мысль, словосочетания, диалог | |
4 | 17. Работа над ошибками | 1 | ||
4 | Слово в языке и речи (19 ч.) 18. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | 1 | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря (в том числе цифрового). Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Воспроизвести представления учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах Слово, лексическое значение, слова однозначные, слова многозначные. | |
4 | 19. Синонимы и антонимы | 1 | Развивать умении распознавать в речи слова синонимы и антонимы. Синонимы, антонимы. | |
4 | 20.Омонимы | 1 | Представление об омонимах, Лексическое значении, омонимы | |
5 | 21.Слово и словосочетание Словарный диктант | 1 | Представление о словосочетании, сходство и различие слова и словосочетания, Слово, словосочетание, главное, зависимое слово | |
5 | 22.Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) | 1 | Представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах), Устойчивые словосочетания, фразеологизм, фразеологический словарь | |
5 | 23.Подробное изложение после зрительного восприятия текста | 1 | Определение типа, темы текста и его частей; заголовок к тексту, содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце Изложение, тема, главная мысль, заголовок | |
5 | 24.Части речи. Повторение. | 1 | Части речи, их роли в речи, Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. | |
5 | 25.Имя существительное. Местоимение | 1 | Признаки имен существительных и местоимений , различие этих частей речи и правильное употребление их в речи Имя существительное, местоимение. | |
6 | 26.Части речи. Имя прилагательное | 1 | Имя прилагательное, слова-синонимы | |
6 | 27.Части речи. Глагол. | 1 | Представление учащихся о глаголе как части речи Глагол, словосочетание | |
6 | 28.Имя числительное как часть речи. | 1 | Дать учащимся общее представление об особенностях имени числительного как части речи; Имя числительное, количество предметов, порядок при счете | |
6 | 29.Однокоренные слова. | 1 | Корень слова, однокоренные слова. Лексическое значение слов. | |
6 | 30.Слово и слог. Гласные звуки и буквы. | 1 | Гласные звуки, буквы. Звуки ударные, безударные. Слог. | |
7 | 31.Согласные звуки и буквы. | 1 | Воспроизведение знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки Звуки согласные, парные, непарные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. | |
7 | 32.Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | Обозначение на письме парных по глухости-звонкости согласные звуки Буквосочетание Звуко -буквенный разбор. | |
7 | 33.Обучающее изложение (упр. 128 с.70) | 1 | Тема текста и его части, подбор языкового материала соответственно вопросам плана , последовательное изложение содержание текста Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание. | |
7 | 34.Обобщение и закрепление изученного | 1 | Распознавание частей речи , однокоренные слова Слово, лексическое значение. Омонимы. Части речи. Однокоренные слова. Корень слова. | |
7 | 35.Проект «Рассказ о слове» | 1 | Воспроизведение знаний учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих, | |
8 | 36.Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | Применение полученных знаний на практике Слово, части речи | |
8 | Состав слова (15 ч) 37.Корень слова. | 1 | Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | |
8 | 38. Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова | 1 | Корень слова Чередование согласных, сложные слова | |
8 | 39.Формы слова. Окончание . | 1 | Формы одного слова, формирование представление об окончании как об изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, его роли в словосочетании и предложении Формы слова. Окончание. | |
8 | 40.Упражнение в нахождении окончаний Словарный диктант | 1 | Обобщение знаний учащихся о признаках окончания как части слова, развитие умение находить в слове окончание Форма слова. Окончание. Нулевое окончание. | |
9 | 41.Обобщение знаний о корне и окончании. | 1 | Корень слова.окончание. Формы слова. | |
9 | 42. Приставка. (общее понятие). | 1 | Корень слова. Приставка. | |
9 | 43.Приставка – значимая часть слова. | 1 | Значение приставок, Нахождение приставок в слове, образование однокоренных слов с приставками Однокоренные слова. Корень слова. Приставка. | |
9 | 45.Суффикс (общее понятие) | 1 | Представление учащихся о суффиксе как значимой части слова, Значение некоторых суффиксов Однокоренные слова. Корень слова. Окончание . Суффикс | |
10 | 46.Образование слов с помощью суффиксов | 1 | Суффикс. Уменьшительно-ласкательное и увеличительное значение суффиксов. | |
10 | 10.Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | Написание по репродукции картины сочинения Текст-описание . | |
10 | 47.Основа слова | 1 | Окончание. Основа слова. | |
10 | 48.Упражнение в разборе слов по составу. | 1 | Систематизация знания учащихся о значимых частях слова. Однокоренные слова. Разбор слов по составу. | |
10 | 49.Изложение повествовательного текста. (упр. 191 с.99) | 1 | Текст. Главная мысль. План текста. | |
10 | 50.Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» | 1 | Применение полученных знаний на практике Слово, состав слова | |
11 | 51.Работа над ошибками. Проект «Семья слов» | 1 | Анализ написания изложения, Однокоренные слова. Части слова. Разбор слов по составу. | |
11 | Правописание частей слова (29 ч) 52.В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова м написание их надо проверять либо запоминать Орфограмма, значимые части слова | |
11 | 53.Два способа проверки слов с безударными гласными в корне | 1 | Способы проверки безударной гласной в корне слова, умение находить безударную гласную в корне Корень слова, однокоренные слова, форма слова, ударение | |
11 | 54.Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков Определение и написание слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением гласными в корне. Корень слова, ударение, безударная гласная. | |
11 | 55.Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | Проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне, Правильное написание слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово. | |
12 | 56.Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными | 1 | Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово | |
12 | 57.Правописание слов с парными согласными в корне | 1 | Корень слова, парные согласные по глухости-звонкости | |
12 | 58.Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 | . Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Корень слова, орфограмма, парные согласные. | |
12 | 59.Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне Словарный диктант | 1 | Корень слова, парные согласные, чередование согласных в корне | |
12 | 60.Обучающее изложение «Клесты» | 1 | Тема текста и его частей, языковой материал соответственно вопросам плана , последовательное изложение содержания текста | |
13 | 61.Упражнение в написании слов с непроверяемой согласной в корне | 1 | Подбир однокоренных слов для проверки слов с непроизносимыми согласными в корне, слова, имеющие сочетание -сн- Непроизносимые согласные | |
13 | 62.Правописание слов с непроверяемой согласной в корне. | 1 | Правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными. | |
13 | 63..Двойные согласные Словарный диктант | 1 | Написании слов с удвоенными согласными | |
13 | 64.Правописание слов в удвоенными согласными | 1 | Обогащение словаря учащихся словами с удвоенными согласными, двойные согласные в разных частях слова. | |
13 | 65.Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | Структура текста, тема, заголовок | |
14 | 66.Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слова» | 1 | Проверка умения учащихся писать слова с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне, восприятие сюжетного рисунка , определение темы, передача содержания рисунка | |
14 | 67. Работа над ошибками. | 1 | ||
14 | 68.Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек | 1 | Формирование общего представления о правописании суффиксов и приставок, правописание суффиксов –ик-\ -ек-. | |
14 | 69.Упражнение в правописании суффиксов | 1 | Правописание суффикса –ок -после шипящих под ударением
| |
14 | 70.Правописание слов с приставками | 1 | Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные о и а, | |
15 | 71.Упражнение в правописании значимых частей слова | 1 | Написание гласных и согласных в разных частях слова, совершенствование навыка выделять значимые части слова | |
15 | 72.Приставки и предлоги | 1 | Представление учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов) | |
15 | 73.Правописание приставок и предлогов | 1 | Распознавание приставок и предлогов, нахождение их в тексте, правильное написание приставок и предлогов | |
15 | 74.Написание слов с «ъ» | 1 | Слова с разделительным твердым знаком и слова с разделительным мягким знаком, слова с разделительным твердым знаком | |
15 | 75.Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». | 1 | Слова с разделительным твердым и мягким знаками, правила переноса слов с «ъ».
| |
16 | 76.Контрольное списывание (упр. 276 с 139) | 1 | Списывание с печатного текста
| |
16 | 77.Обучающее изложение (упр. 278 с. 140) | 1 | Тема текста и его частей, языковой материал соответственно вопросам плана , последовательно изложение содержания текста
| |
16 | 78.Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова» | 1 | Написание слова с изученными орфограммами, разбор предложения по членам предложения, разбор слова по составу, нахождение слова с изученной орфограммой | |
16 | 79.Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками, | |
16 | 80.Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | ||
17 | Части речи (79 ч) 81.Части речи | 1 | Уточнить представление учащихся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознавать части речи | |
17 | 82.Имя существительное как часть речи | 1 | Представление об обобщенном лексическом значении имен существительных, Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». | |
17 | 83.Имя существительное | 1 | Начальная форма имени существительного, словосочетания | |
17 | 84.Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Представление учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных
| |
17 | 85.Изложение повествовательного текста (упр. 21 с. 14) | 1 | Совершенствование умения письменно передавать содержание повествовательного текста. Отрывок, рассказ, тема текста, части текста | |
18 | 86.Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Исправление ошибок, воспроизведение знаний об именах собственных и нарицательных | |
18 | 87.Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | Имена собственные и нарицательные
| |
18 | 88.Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные. Единственное и множественное число имен существительных
| |
18 | 89.Проект «Тайна имени» | 1 |
| |
18 | 90.Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи Словарный диктант | 1 | Число имен существительных, Текст, тема, главная мысль
| |
19 | 91.Род имен существительных | 1 | Признаки определенного рода имен существительных Имя существительное, мужской род, женский род, средний род, местоимение | |
19 | 92.Определение рода имен существительных в косвенных падежах | 1 | Род имен существительных, употребленных в начальной и косвенной форме Род имен существительных | |
19 | 93.Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | Роль мягкого знака в слове, Постановка мягкого знака на конце существительных после шипящих Род имен существительных, мягкий знак | |
19 | 94.Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 | Роль мягкого знака в слове, правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий Род имен существительных | |
19 | 95.Обучающее изложение (упр. 62 с.35) | 1 | Изложение повествовательного текста. Главная мысль текста, части текста, заголовок
| |
20 | 96.Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» | 1 | Запись слов под диктовку с изученными орфограммами,
| |
20 | 97.Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами Падежи, склонение имен существительных
| |
20 | 98.Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных | 1 | Склонение имен существительных ( с ударными окончаниями) в единственном числе, приемы определения падежей имен существительных
| |
20 | 99.Несклоняемые имена существительные. | 1 | Несклоняемые имена существительне, Несклоняемые имена существительные Падежи, склонение | |
20 | 100.Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | Составление текста и написание сочинения по репродукции картины и по вопросам
| |
21 | 101.Именительный падеж имен существительных | 1 | Имена существительные в именительном падеже, признаки этого падежа
| |
21 | 102.Родительный падеж имен существительных | 1 | Представление об именах существительных в родительном падеже, признаках этого падежа. Родительный падеж, вопросы, предлоги | |
21 | 103.Дательный падеж имен существительных | 1 | Представление об именах существительных в дательном падеже, о признаках этого падежа. Дательный падеж, вопросы, предлоги | |
21 | 104.Винительный падеж имен существительных | 1 | Представление о винительном падеже имен существительных, признаках этого падежа Винительный падеж, вопросы, предлоги | |
21 | 105.Творительный падеж имен существительных | 1 | Представление об именах существительных в творительном падеже, развивать умение распознавать существительные в творительном падеже, совершенствовать умение составлять предложения Предлоги, падежи сравнение | |
22 | 106.Предложный падеж имен существительных | 1 | Представление об именах существительных в предложном падеже, о признаках этого падежа, совершенствовать умения составлять предложения Предлоги, падежи | |
22 | 107. Подробное изложение повествовательного текста (упр.101 с.56) | 1 | Тема, главная мысль, части текста, заголовок
| |
22 | 108. Обобщение знаний о падежах имен существительных | 1 | Обобщение знания о падежах имен существительных, развивать умение распознавать имена существительные в разных падежных формах. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических)вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. | |
22 | 109.Проверочный диктант№8 по теме «Правописание окончаний имен существительных) | 1 | Обобщение знаний учащихся об именах существительных,
| |
22 | 110.Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | 1 | Восприятие картины описательного характера и создание по ней текста. Репродукция картины, пейзаж | |
23 | 111.Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения | 1 | Работа над ошибками | |
23 | 112.Проект «Зимняя страничка» | 1 | ||
23 | 113.Понятие об имени прилагательном как части речи | 1 | Имена прилагательные Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. | |
23 | 114.Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) | 1 | Имена прилагательные среди однокоренных слов, подбор к именам прилагательным синонимов и антонимов Имена прилагательные, дефис
| |
23 | 115.Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных | 1 | Описательный текст, определение в нем роли имен прилагательных, Словосочетания с именами прилагательными. | |
24 | 116.Текст - описание. Художественное и научное описание (общее знакомство) | 1 | Научное и художественное описание предмета, с особенностями научного и делового описания Научный стиль, художественное описание. | |
24 | 117.Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» Составление научного ( или художественного текста-описания растения | 1 | Описание выбранного предмета (растения) по вопросам учителя Научный текст-описание
| |
24 | 118.Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант | 1 | Изменение имен прилагательных по родам, умение определять род имен существительных и прилагательных Имена прилагательные, род. | |
24 | 119.Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | Изменение имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени существительного Родовые окончания имен прилагательных, род имен существительных | |
24 | 120.Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 | Род прилагательных, окончания имен прилагательных
| |
25 | 121.Изменение имен прилагательных по числам | 1 | Родовые окончания имен прилагательных, изменение имен прилагательных по числам Род, число имен прилагательных | |
25 | 122.Изменение имен прилагательных по числам | 1 | Представление о том, что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются Род, число имен прилагательных | |
25 | 123.Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) | 1 | Изменение имен прилагательных по падежам. Род, падеж имен прилагательных | |
25 | 124.Упражнение в определении падежа имен прилагательных | 1 | Начальная форма имени прилагательного
| |
25 | 125.Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи | 1 | Выделение признаков имени прилагательного как части речи. Морфологический разбор имен прилагательных | |
26 | 126.Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Правильное написание окончаний имен прилагательных в форме единственного и множественного числа | |
26 | 127. Контрольный диктант№9 по теме «имя прилагательное» | 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном , о правописании слов с изученными орфограммами. | |
26 | 128.Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Словосочетания, родовые окончания имен прилагательных
| |
26 | 129.Обобщение знаний об имени прилагательном Словарный диктант | 1 | Уточнение знаний об изученных признаках имен прилагательных и правописании родовых окончаний , Части речи, морфологический разбор
| |
26 | 130.Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | Восприятие картины (портрет), создание по ней текста, правильное употребление в тексте имен прилагательных Репродукция картины, портрет. | |
27 | 131.Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма Проект «Имя прилагательное в загадках» | 1 | Работа над ошибками, Представление об одном из видов деловой речи (приглашение)
| |
27 | 132.Личные местоимения (общее представление) | 1 | Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. | |
27 | 133.Личные местоимения третьего лица | 1 | Изменение местоимений 3-го лица в единственном числе по родам, Употребление местоимения 3-го лица в речи Личные местоимения 3-го лица единственного числа | |
27 | 134.Наблюдение над употреблением в тексте местоимений | 1 | Употребление местоимения в речи, Личные местоимения, имена существительные, части речи | |
27 | 135.Обобщение знаний о местоимении | 1 | Обобщение знания о местоимении как части речи, совершенствование умения употреблять местоимения в речи Личные местоимения | |
28 | 136.Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» | 1 | Обобщение знаний о местоимении как части речи, Текст-письмо . Текст-описание
| |
28 | 137.Понятие о глаголе как части речи | 1 | Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. | |
28 | 138.Упражнение в определении лексического значения глагола | 1 | Глагол, члены предложений. Глагол. Значение и употребление в речи. | |
28 | 139.Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов | 1 | Нахождение глаголов среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению Глагол, однокоренные слова, части речи | |
28 | 140.Составление рассказа по сюжетным картинкам | 1 | Повествование, описание, глаголы, сюжетные картинки
| |
29 | 141.Глаголы в неопределенной форме | 1 | Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?» | |
29 | 142.Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме | 1 | Нахождение начальной формы глагола. Подбор антонимы, наблюдать над употреблением в речи устойчивых сочетаний слов Неопределенная форма глагола | |
29 | 143.Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | Число глаголов, Определение числа глаголов и изменение глаголов по числам Глаголы, единственное число, множественное число | |
29 | 144.Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа | 1 | Глаголы, единственное число, множественное число
| |
29 | 145. Времена глаголов. | 1 | Дать общее представление о временных формах глагола, познакомить с особенностями каждой временной формы, учить различать время глагола по вопросу и значению Глаголы, настоящее, прошедшее, будущее время. | |
30 | 146.Упражнение в определении времени глагола. | 1 | Времена глаголов, текст-рассуждение
| |
30 | 147.Текст-рассуждение. | 1 | ||
30 | 148.Изменение глаголов по временам | 1 | Изменение глаголов по временам, Распознавание время глагола и изменять форму времени глагола Времена глаголов | |
30 | 149..Упражнение в изменении глагола по временам. Словарный диктант | 1 | Времена глаголов
| |
30 | 150.Подробное изложение повествовательного текста (упр.213 с.120) | 1 | Изложение подробное содержание повествовательного текста. Тема, главная мысль, части текста, заголовок
| |
31 | 151.Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | ||
31 | 152.Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Формы изменения глаголов в прошедшем времени Времена глаголов, прошедшее время
| |
31 | 153.Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. | 1 | Глаголы прошедшего времени Составление текста из деформированных предложений.
| |
31 | 154.Частица не с глаголами | 1 | Написание глаголов с частицей не, развитие навыков правильного произношения глагольных форм | |
31 | 155.Правописание не с глаголами | 1 | Написание слов с приставками, частицей не и с другими орфограммами Глаголы, частица не | |
32 | 156.Обобщение знаний о глаголе | 1 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи Глагол, временные формы, число | |
32 | 157. Контрольный диктант №10 по теме «Глагол» | 1 | Проверка знаний учащихся о глаголе, написание слов с изученными орфограммами | |
32 | 158.Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (упр. 242 с.133) | 1 | Совершенствование умения составлять текст из деформированных частей. Текст, части текста, заголовок, главная мысль
| |
32 | 159.Работа над ошибками. Составление текста по рисунку | 1 | Проверка навыков написания словарных слов Работа над ошибками.
| |
32 | Повторение (11 ч) 160.Части речи | 1 | Проведение научной конференции на тему «Части речи в русском языке». Существительное, прилагательное глагол | |
33 | 161.Контрольное списывание | 1 | Списывание текста | |
33 | 162.Обучающее изложение (упр.265 с.141) | 1 | Изложение подробное содержание повествовательного текста. Тема, главная мысль, части текста, заголовок | |
33 | 163.Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | Роль слова и предложения в речи Слово, предложение
| |
33 | 164.Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | |
33 | 165.Правописание приставок и предлогов Приставка, предлог | 1 | Правописание приставок и предлогов. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Предлог. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. | |
34 | 166.Правописание безударных гласных Словарный диктант | 1 | Написание слов с проверяемыми и не проверяемыми ударением гласными в корне, подбор проверочных слов. Корень слова, ударение, безударная гласная | |
34 | 167. Итоговый диктант №11 | 1 | Проверка знаний о написании слов с изученными орфограммами | |
34 | 168.Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 1 | Работа над ошибками, формирование представлений об одном из видов деловой речи (приглашение) | |
34 | 169.Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул | 1 | Написание текста - описания. Структура текста, тема , заголовок
| |
34 | 170.КВН»Знатоки русского языка» | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....