Рабочая программа 3 класс русский язык УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа 3 класс русский язык УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3v.docx86.67 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

       -  Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

       - Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

-  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

-  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

-  Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

-  Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-  Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

-  Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Метапредметные    результаты

-  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

-  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-  Использование знаково-символических средств представления информации.

- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

         - Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

-  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

-  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

-  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

-  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

-  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

-  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение спросьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых  выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.  Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным  способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и

стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме (письмо от руки и клавиатурное письмо). Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради, на пространстве классной доски, и экран компьютера. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста .Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря (в том числе цифрового). Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.  Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

 Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных  и смысловых (синтаксических)

вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.  Изменение глаголов прошедшего времени по и числам. Морфологический разбор глаголов.

 Частица не, её значение.

2 Изучается во всех разделах курса.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов )между словами в словосочетании и предложении.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря и системы полуавтоматического орфографического контроля при работе

с текстом на компьютере.

Применение правил правописания:

• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

• сочетания чк — чн, чт, щн;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, - ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Оформление текстов при клавиатурном письме.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Наша речь Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.

Текст Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации.  Предложения с обращением.

Слово в языке и речи Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.

Состав слова  Сложные слова. Формы слова. Основа слова.

Правописание частей слова Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание приставок и предлогов.

Части речи  

Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Род имён существительных. Падеж имён существительных.

Имя прилагательное как часть речи.Род имён прилагательных.  Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных.

Местоимение (личное) как часть речи. Изменение по родам личных местоимений

Глагол. Неопределённая форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов.

 Повторение Контрольные и проверочные работы. Проекты.

Учебно-тематическое  планирование

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Из  них

изучение нового и закрепление

лабораторные, практические работы (проекты)

контроль

1

Язык и речь

2

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

15

11

4

3

Слово в языке и речи

19

16

1

2

4

Состав слова

15

11

1

3

5

Правописание частей слова

29

22

1

6

6

Части речи

79

64

3

12

7

Повторение

11

8

3

Итого

170

134

6

30

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел. Тема урока. Практические и контрольные работы и другие виды контроля.

Количество

часов,

отводимых

на изучение

темы.

Содержание  урока

1

Язык и речь (2ч)

1.Наша речь.

Виды речи

1

Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.

Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка Речь устная, речь письменная, внутренняя речь

1

2.Наш язык

1

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для

эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с

1

Текст. Предложение. Словосочетание

( 15 ч.) 3.Текст

1

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка

предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Текст, тема,  главная мысль, заголовок.

1

4.Типы текстов

1

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Текст повествовательный, описательный, текст-рассуждение

1

5.Предложение

1

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и

побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме,  находить главные члены предложения Предложение, законченная мысль, диалог

2

6. Виды предложений по цели высказывания

1

Особенности предложений, разных по цели высказывания; Предложения повествовательные,

вопросительные, побудительные. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

2

7.Виды предложений по    интонации

1

Представления детей о предложениях, разных по интонации,  выбор знаков препинаний

Предложения восклицательные и  невосклицательные.

2

8.Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

Предложения, правильное  оформление предложений на письме,  нахождение главные члены предложения.

Предложение, главные члены предложения.

2

9.Входяший контрольный диктант №1

1

2

10.Обучающее изложение

«Путешественница»

1

Тип, тема текста и его частей;  заголовок к тексту, содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Изложение, тема, главная мысль, заголовок.

3

11.Состав предложения

Главные и второстепенные члены предложений

1

Главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

3

12. Упражнение в разборе предложений по членам предложений

1

Разбор предложения по членам предложений, обогащение словарного запаса обучающихся. Основа предложения, главные и второстепенные члены предложения

3

13.Простое и сложное предложение

1

Общее представление о простом и сложном предложении, различие простого и сложного предложение. Простое предложение, грамматическая основа, сложное предложение

3

14.Словосочетание

1

Формирование умения устанавливать связь слов с словосочетании, находить главное и зависимое слово. Словосочетание, главное  и зависимое слово

 3

15.Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

1

Формирование умения составлять описательный текст по репродукции картины

Репродукция, пейзаж.

4

16. Контрольный диктант  №2 по теме «Предложение»

«Осенью»

1

Применение полученных  знаний на практике.

Текст, типы текстов, заголовок, главная мысль, словосочетания, диалог

4

17. Работа над ошибками

1

4

Слово в языке и речи (19 ч.)

18. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные

1

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение

которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря (в том числе цифрового). Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Воспроизвести представления учащихся о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах Слово, лексическое значение, слова однозначные, слова многозначные.

4

19. Синонимы и антонимы

1

Развивать умении распознавать в речи слова синонимы и антонимы.

Синонимы, антонимы.

4

20.Омонимы

1

Представление об омонимах, Лексическое значении, омонимы

5

21.Слово и словосочетание

Словарный диктант

1

Представление о словосочетании, сходство и различие слова и словосочетания,

Слово, словосочетание, главное, зависимое слово

5

22.Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

1

Представление об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах),

Устойчивые словосочетания, фразеологизм, фразеологический словарь

5

23.Подробное изложение после зрительного восприятия текста

1

Определение  типа, темы текста и его частей; заголовок к тексту, содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце

Изложение, тема, главная мысль, заголовок

5

 24.Части речи. Повторение.

1

Части  речи, их роли в  речи,  Части речи. Имя существительное, имя прилагательное,  глагол,  местоимение.

5

25.Имя существительное. Местоимение

1

Признаки  имен существительных и местоимений , различие  этих частей речи и правильное  употребление их в речи Имя существительное, местоимение.

6

26.Части речи. Имя прилагательное

1

Имя прилагательное, слова-синонимы

6

27.Части речи. Глагол.

1

Представление учащихся о глаголе как части речи Глагол, словосочетание

6

28.Имя числительное как часть речи.

1

Дать учащимся общее представление об особенностях имени числительного как части речи;  Имя числительное, количество предметов, порядок при счете

6

29.Однокоренные слова.

1

Корень слова, однокоренные слова. Лексическое значение слов.

6

30.Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

1

Гласные звуки, буквы. Звуки ударные, безударные. Слог.

7

31.Согласные звуки и буквы.

1

Воспроизведение знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки Звуки согласные, парные, непарные, звонкие, глухие, твердые, мягкие.

7

32.Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

Обозначение на письме парных  по глухости-звонкости согласные звуки Буквосочетание

Звуко -буквенный разбор.

7

33.Обучающее изложение

(упр. 128 с.70)

1

Тема текста и его части, подбор языкового  материала соответственно вопросам плана , последовательное изложение содержание текста Текст, части текста. Тема. Заголовок. Описание.

7

34.Обобщение и закрепление изученного

1

Распознавание частей речи , однокоренные слова Слово, лексическое значение. Омонимы. Части речи. Однокоренные слова. Корень слова.

7

35.Проект «Рассказ о слове»

1

Воспроизведение знаний учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих,

8

36.Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»

1

Применение полученных знаний на практике Слово, части речи

8

Состав слова (15 ч)

37.Корень слова.

1

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение

однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

8

38. Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

Сложные слова

1

Корень слова Чередование согласных, сложные слова

8

39.Формы слова. Окончание .

1

Формы одного слова, формирование представление об окончании как об изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, его роли в словосочетании и предложении Формы слова. Окончание.

8

40.Упражнение в нахождении окончаний

Словарный диктант

1

Обобщение знаний учащихся о признаках окончания как части слова, развитие умение находить в слове окончание Форма слова. Окончание. Нулевое окончание.

9

41.Обобщение знаний о корне и окончании.

1

Корень слова.окончание. Формы слова.

9

42. Приставка. (общее понятие).

1

Корень слова. Приставка.

9

43.Приставка – значимая часть слова.

1

Значение приставок, Нахождение приставок в слове, образование однокоренных слов с приставками Однокоренные слова. Корень слова. Приставка.

9

45.Суффикс (общее понятие)

1

Представление учащихся о суффиксе как значимой части слова, Значение некоторых суффиксов Однокоренные слова. Корень слова. Окончание . Суффикс

10

46.Образование слов с помощью суффиксов

1

Суффикс. Уменьшительно-ласкательное и увеличительное  значение суффиксов.

10

10.Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

Написание по репродукции картины  сочинения Текст-описание

.

10

47.Основа слова

1

Окончание. Основа слова.

10

48.Упражнение в разборе слов по составу.

1

Систематизация знания учащихся о значимых частях слова. Однокоренные слова. Разбор слов по составу.

10

49.Изложение повествовательного текста. (упр. 191 с.99)

1

Текст. Главная мысль. План текста.

10

50.Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»

1

Применение полученных знаний на практике Слово, состав слова

11

51.Работа над ошибками.

Проект «Семья слов»

1

Анализ написания изложения, Однокоренные слова. Части слова. Разбор слов по составу.

11

Правописание частей слова (29 ч)

52.В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

 Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова м написание их надо проверять  либо запоминать Орфограмма, значимые части слова

11

53.Два способа проверки слов с безударными гласными в корне

1

Способы проверки безударной гласной в корне слова, умение находить безударную гласную в корне Корень слова, однокоренные слова, форма слова, ударение

11

54.Правописание слов с безударными гласными в корне

1

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных

и безударных гласных звуков Определение и написание слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением гласными в корне. Корень слова, ударение, безударная гласная.

11

55.Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

1

Проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне, Правильное написание слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово.

12

56.Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными

1

Корень слова, безударная гласная, проверяемое и проверочное слово

12

57.Правописание слов с парными согласными в корне

1

Корень слова, парные согласные по глухости-звонкости

12

58.Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

1

. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных

и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Корень слова, орфограмма, парные согласные.

12

59.Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Словарный диктант

1

Корень слова, парные согласные, чередование согласных в корне

12

60.Обучающее изложение

«Клесты»

1

Тема  текста и его частей, языковой материал соответственно вопросам плана , последовательное изложение содержания текста

13

61.Упражнение в написании слов с непроверяемой согласной в корне

1

Подбир однокоренных слов для проверки слов с непроизносимыми согласными в корне, слова, имеющие сочетание  -сн- Непроизносимые согласные

13

62.Правописание слов с непроверяемой согласной в корне.

1

Правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными.

13

63..Двойные согласные

Словарный диктант

1

 Написании слов с удвоенными согласными

13

64.Правописание слов в удвоенными согласными

1

Обогащение словаря учащихся словами с удвоенными согласными,  двойные согласные в разных частях слова.

13

65.Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова  «Снегурочка»

1

Структура текста, тема, заголовок

14

66.Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слова»

1

Проверка умения учащихся писать слова с парными по глухости-звонкости согласными и  безударными гласными в корне, восприятие сюжетного рисунка , определение темы, передача содержания рисунка

14

67. Работа над ошибками.

1

14

68.Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек

1

 Формирование общего  представления о правописании суффиксов и приставок, правописание суффиксов –ик-\ -ек-.

14

69.Упражнение в правописании суффиксов

1

Правописание суффикса –ок -после шипящих под ударением

 

14

70.Правописание слов с приставками

1

Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные о и а,

15

71.Упражнение в правописании значимых частей слова

1

Написание гласных и согласных в разных частях слова, совершенствование навыка выделять значимые части слова

15

72.Приставки и предлоги

1

Представление учащихся о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов)

15

73.Правописание приставок и предлогов

1

Распознавание приставок и предлогов, нахождение  их в тексте, правильное написание приставок и предлогов

15

74.Написание слов с «ъ»

1

Слова с разделительным твердым знаком и слова с разделительным мягким знаком,  слова с разделительным твердым знаком

15

75.Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

1

Слова с разделительным твердым и мягким знаками,   правила переноса слов с «ъ».

 

16

76.Контрольное списывание

(упр. 276 с 139)

1

Списывание  с печатного текста

 

16

77.Обучающее изложение

(упр. 278 с. 140)

1

Тема  текста и его частей, языковой материал соответственно вопросам плана , последовательно изложение содержания  текста

 

16

78.Контрольный диктант №6 по теме  «Правописание частей слова»

1

Написание  слова с изученными орфограммами, разбор предложения по членам предложения, разбор  слова по составу, нахождение слова с изученной орфограммой

16

79.Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками,

16

80.Проект «Составляем орфографический словарь»

1

17

Части речи (79 ч)

81.Части речи         

1

Уточнить представление учащихся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознавать части речи 

17

82.Имя существительное как часть речи

1

Представление об обобщенном лексическом значении имен существительных, Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

17

83.Имя существительное

1

Начальная форма имени  существительного, словосочетания

17

84.Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Представление учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных

 

17

85.Изложение повествовательного текста (упр. 21 с. 14)

1

Совершенствование умения письменно передавать содержание повествовательного текста.  Отрывок, рассказ, тема текста, части текста

18

86.Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

Исправление ошибок, воспроизведение  знаний об именах собственных и нарицательных

18

87.Собственные и нарицательные имена существительные

1

Имена собственные и нарицательные

 

18

88.Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам

1

Имена существительные собственные и нарицательные. Единственное и множественное число имен существительных

 

18

89.Проект «Тайна имени»

1

 

18

90.Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи Словарный диктант

1

Число имен существительных,  Текст, тема, главная мысль

 

19

91.Род имен существительных

1

Признаки определенного рода имен существительных Имя существительное,

мужской род, женский род, средний род, местоимение

19

92.Определение рода имен существительных в косвенных падежах

1

Род имен существительных, употребленных в начальной и косвенной форме Род имен существительных

19

93.Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

Роль мягкого знака в слове, Постановка мягкого знака на конце существительных после шипящих

Род имен существительных, мягкий знак

19

94.Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

1

Роль мягкого знака в слове, правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий

 Род имен существительных

19

95.Обучающее изложение

(упр. 62 с.35)

1

 Изложение повествовательного текста. Главная мысль текста, части текста, заголовок

 

20

96.Контрольный диктант №7  по теме «Имя существительное»

1

Запись  слов под диктовку  с изученными орфограммами,

 

20

97.Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Изменение  окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами

 Падежи, склонение имен существительных

 

20

98.Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных

1

Склонение имен существительных ( с  ударными окончаниями) в единственном числе, приемы определения падежей имен существительных

 

20

99.Несклоняемые имена существительные.

1

Несклоняемые имена существительне, Несклоняемые имена существительные Падежи, склонение

20

100.Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

Составление текста и написание  сочинения по  репродукции картины и по вопросам

 

21

101.Именительный падеж имен существительных

1

Имена существительные в именительном падеже,  признаки этого падежа

 

21

102.Родительный падеж имен существительных

1

Представление об именах существительных  в родительном падеже, признаках этого падежа.  Родительный падеж, вопросы, предлоги

21

103.Дательный падеж имен существительных

1

Представление об именах существительных в дательном падеже, о признаках этого падежа. Дательный падеж, вопросы, предлоги

21

104.Винительный падеж имен существительных

1

Представление о винительном падеже имен существительных, признаках этого падежа Винительный падеж, вопросы, предлоги

21

105.Творительный падеж  имен  существительных

1

Представление об  именах существительных в творительном падеже, развивать  умение распознавать существительные  в творительном падеже, совершенствовать умение составлять предложения Предлоги, падежи сравнение

22

106.Предложный падеж имен существительных

1

Представление об именах существительных  в предложном падеже, о признаках этого падежа, совершенствовать умения составлять предложения Предлоги, падежи

22

107. Подробное изложение повествовательного текста

(упр.101 с.56)

1

Тема, главная мысль, части текста, заголовок

 

22

108. Обобщение знаний  о  падежах имен существительных

1

Обобщение знания о падежах имен существительных, развивать умение распознавать имена существительные в разных падежных формах.  Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических)вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Морфологический разбор имён существительных.

22

109.Проверочный диктант№8 по теме «Правописание окончаний имен существительных)

1

Обобщение знаний учащихся об именах существительных,

 

22

110.Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы»

1

Восприятие картины описательного характера и создание по ней текста.

Репродукция картины, пейзаж

23

111.Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения

1

Работа  над ошибками

23

112.Проект «Зимняя страничка»

1

23

113.Понятие об имени прилагательном как части речи

1

Имена прилагательные Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

23

114.Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление)

1

Имена прилагательные среди однокоренных слов, подбор к именам прилагательным синонимов  и антонимов Имена прилагательные, дефис

 

23

115.Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных

1

Описательный текст, определение  в  нем роли  имен прилагательных, Словосочетания с именами прилагательными.

24

116.Текст - описание. Художественное и научное описание (общее знакомство)

1

Научное  и художественное описание предмета, с особенностями научного и делового описания Научный стиль, художественное описание.

24

117.Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь»

Составление научного ( или художественного текста-описания растения

1

Описание выбранного предмета (растения) по вопросам учителя Научный текст-описание

   

24

118.Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант

1

Изменение  имен прилагательных по родам, умение определять род имен существительных и прилагательных Имена прилагательные, род.

24

119.Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных

1

Изменение  имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени существительного Родовые окончания имен прилагательных, род имен существительных

24

120.Правописание родовых окончаний имен прилагательных

1

Род прилагательных, окончания имен прилагательных

 

25

121.Изменение имен прилагательных по числам

1

Родовые окончания имен прилагательных, изменение  имен прилагательных  по числам

Род, число имен прилагательных

25

122.Изменение имен прилагательных по числам

1

Представление о том, что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются Род, число имен прилагательных

25

123.Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление)

1

 Изменение  имен прилагательных по падежам.  Род, падеж имен    прилагательных

25

124.Упражнение в определении падежа имен прилагательных

1

Начальная форма имени прилагательного

 

25

125.Упражнение в выделении признаков имени прилагательного  как части речи

1

Выделение  признаков имени прилагательного как части речи. Морфологический разбор имен прилагательных

26

126.Обобщение знаний об имени прилагательном

1

Правильное написание окончаний имен прилагательных в форме единственного и множественного числа

26

127. Контрольный диктант№9  по теме «имя прилагательное»

1

Обобщение знаний об имени прилагательном , о правописании слов с изученными орфограммами.

26

128.Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном

1

Словосочетания, родовые окончания имен прилагательных

 

26

129.Обобщение знаний об имени прилагательном

Словарный диктант

1

Уточнение  знаний об изученных признаках имен прилагательных  и правописании родовых окончаний , Части речи, морфологический разбор

 

26

130.Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»

1

Восприятие  картины (портрет), создание по ней текста, правильное употребление  в тексте имен прилагательных Репродукция картины, портрет.

27

131.Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление пригласительного письма

Проект «Имя прилагательное в загадках»

1

Работа над ошибками, Представление об одном из видов деловой речи (приглашение)

 

27

132.Личные местоимения (общее представление)

1

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и

употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

27

133.Личные местоимения третьего лица

1

Изменение местоимений 3-го лица в единственном числе по родам, Употребление местоимения 3-го лица в речи Личные местоимения 3-го лица единственного числа

27

134.Наблюдение над употреблением в тексте местоимений

1

Употребление местоимения в речи, Личные местоимения, имена существительные, части речи

27

135.Обобщение знаний о местоимении

1

Обобщение  знания о местоимении как части речи, совершенствование умения употреблять местоимения в речи Личные местоимения

28

136.Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение

«Кошкин выкормыш»

1

 Обобщение  знаний о местоимении как части речи, Текст-письмо . Текст-описание

 

28

137.Понятие о глаголе как части речи

1

Глагол. Значение и употребление в речи.

 Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

28

138.Упражнение в определении лексического значения глагола

1

Глагол, члены предложений. Глагол. Значение и употребление в речи.

28

139.Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов

1

Нахождение  глаголов среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению Глагол, однокоренные слова, части речи

28

140.Составление рассказа по сюжетным картинкам

1

Повествование, описание, глаголы, сюжетные картинки

 

29

141.Глаголы в неопределенной форме

1

Неопределенная форма глагола. Различение

глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?»

29

142.Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме

1

Нахождение начальной формы глагола. Подбор  антонимы, наблюдать над употреблением в речи устойчивых сочетаний слов Неопределенная форма глагола

29

143.Число глаголов. Изменение глаголов по числам

1

Число глаголов, Определение числа глаголов и изменение глаголов по числам Глаголы, единственное число,  множественное число

29

144.Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа

1

Глаголы, единственное число, множественное число

 

29

145.

Времена глаголов.

1

Дать общее представление о временных формах глагола, познакомить с особенностями каждой временной формы, учить различать время глагола по вопросу и значению Глаголы, настоящее, прошедшее, будущее время.

30

146.Упражнение в определении времени глагола.

1

Времена глаголов, текст-рассуждение

 

30

147.Текст-рассуждение.

1

30

148.Изменение глаголов по временам

1

Изменение глаголов по временам, Распознавание  время глагола и изменять форму времени глагола Времена глаголов

30

149..Упражнение в изменении глагола по временам. Словарный диктант

1

Времена глаголов

 

30

150.Подробное изложение повествовательного текста

(упр.213 с.120)

1

Изложение  подробное содержание повествовательного текста. Тема, главная мысль, части текста, заголовок

 

31

151.Работа над ошибками, допущенными в изложении

1

31

152.Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

Формы  изменения глаголов в прошедшем времени Времена глаголов, прошедшее время

 

31

153.Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени.

1

Глаголы прошедшего времени Составление текста из деформированных предложений.

 

31

154.Частица не с глаголами

1

Написание глаголов с частицей не, развитие навыков  правильного произношения глагольных форм

31

155.Правописание не с глаголами

1

Написание  слов с приставками, частицей не и с другими орфограммами Глаголы, частица не

32

156.Обобщение знаний о глаголе

1

Обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи Глагол, временные формы, число

32

157. Контрольный диктант  №10  по теме «Глагол»

1

Проверка  знаний учащихся о глаголе, написание слов с изученными орфограммами

32

158.Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (упр. 242 с.133)

1

Совершенствование умения составлять текст из деформированных частей. Текст, части текста, заголовок, главная мысль

 

32

159.Работа над ошибками. Составление текста по рисунку

1

Проверка  навыков написания словарных слов Работа над ошибками.

 

32

Повторение (11 ч)

160.Части речи

1

Проведение научной конференции на тему «Части речи в русском языке». Существительное, прилагательное глагол

33

161.Контрольное списывание

1

Списывание текста

33

162.Обучающее изложение (упр.265 с.141)

1

Изложение подробное содержание повествовательного текста. Тема, главная мысль, части текста, заголовок

33

163.Обобщение изученного о слове, предложении

1

Роль слова и предложения в речи Слово, предложение

   

33

164.Правописание окончаний имен прилагательных

1

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

33

165.Правописание приставок и предлогов Приставка, предлог

1

Правописание приставок и предлогов. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Предлог.  Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

34

166.Правописание безударных гласных

Словарный диктант

1

Написание слов с проверяемыми и не проверяемыми ударением гласными в корне, подбор проверочных слов. Корень слова, ударение, безударная гласная

34

167. Итоговый диктант №11

1

Проверка знаний  о написании слов с изученными орфограммами

34

168.Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

1

Работа над ошибками, формирование представлений об одном из видов деловой речи (приглашение)

34

169.Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул

1

Написание  текста  - описания. Структура текста, тема , заголовок

 

34

170.КВН»Знатоки русского языка»

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....