"Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классах
Цель мероприятия: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное занятие | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе.
«Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»
(Конкурс грамотеев)
Форма занятия: нетрадиционная соревнование
Цель занятия: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.
Задачи:
1) образовательная: расширять лексический и словарный запас детей; учить объяснять смысл фразеологических выражений, пословиц, совершенствовать знания по темам: «Словообразование», «Фразеология», «Фонетика».
2) развивающая: развивать творческие и познавательные способности обучающихся, внимание и мышление; умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
3) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, показывая его красоту и неповторимость, потребность и умение работать в команде, подчиняться заданным правилам игры; формировать культуру отношений в процессе соревнования.
Оборудование: экран, проектор, презентация, ручки и листочки для записи ответов, карточки с текстом для конкурсов, главный гость – его величество русский язык, гость урока Царь Грамотей и его царство (изображения на слайде), высказывание И.С. Тургенева на доске, музыкальное сопровождение
На доске эпиграф
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык» И.С.Тургенев
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашего конкурса. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что это внеклассное занятие принесет вам радость от общения со мной и друг с другом.
Могуч и прекрасен наш родной русский язык.
(Слайд 1)
А. С. Пушкин с благоговением относился к русскому языку, призывал любить и изучать его. По мнению А.С.Пушкина, «русский язык- это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка вы учитесь понимать красоту и силу русского слова.
(Слайд 2)
К слову нужно относиться бережно. Поэт Вадим Сергеевич Шефнер «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
(Слайд 3)
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
-Ребята, догадались ли вы, чему посвящено будет наше занятие?(русскому языку)
(Слайд 4)
Тема нашего внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»
(Слайд 5)
Сегодня у нас конкурс грамотеев по русскому языку. Если это конкурс, то предположите, чем мы будем заниматься? (Состязаться, соревноваться в области русского языка)
(Слайд 6)
Главный гость – его величество русский язык. На нашем конкурсе грамотеев мы побываем в волшебном царстве Грамматики, познакомимся с царём Грамотеем, узнаем, чему вы научились на уроках русского языка. Вам будут предложены различные интересные задания, за правильные ответы на которые вы будете получать баллы. Та команда, которая заработает больше баллов, будет считаться победителем нашего конкурса, за что и получит награды.
Это конкурс будет оценивать справедливое жюри. Это:…….
Поприветствуем
(Слайд 7) Внимание! Наше путешествие начинается. Ребята, встаньте и пойдемте за мною в волшебное царство Грамматики. Идем тихо.
(Слайд 8) Вон оно вдали виднеется.
(Слайд 9) А кто же это нас встречает?
Знакомьтесь. Да это царь Грамотей. Как воспитанные дети, что мы должны сделать? А сейчас представимся царю Грамотею, поближе узнаем друг друга.
(Команды выходят и представляются, называя девиз)
Первая команда
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Вторая команда
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Учитель: Молодцы, ребята! Присаживаемся здесь 1 команда, а здесь-2 команда.
Проверим готовность команд к соревнованиям.
(Слайд 10)
- Задания от его Величества царя Грамотея! Вы эрудированные ребята и прекрасно знаете, что благодаря пословицам, поговоркам, крылатым выражениям наша речь становится яркой, богатой, красивой и образной. И первый наш конкурс «Разминка». Вам надо раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми.
В данном конкурсе участник, который быстрее всех поднимет руку и ответит верно, приносит своей команде 1 балл.
1-й к о н к у р с«Разминка».
1. Рукой подать (близко).
2. Через час по чайной ложке (медленно).
3. Морочишь голову (обманываешь).
4. Во весь дух (быстро).
5. Засучив рукава (работать хорошо).
6. Прикусить язык (замолчать).
7. Ни пуха, ни пера (пожелание удачи).
8. Опустив рукава (плохо работать).
9. Яблоку негде упасть (Тесно).
10. Слышно, как муха пролетит (о полной тишине).
11. Ловить ворон (бездельничать).
12. Козёл отпущения (о человеке, на которого сваливают чужую вину).
13. В рубашке родился (удачливый, счастливый человек).
14. Зуб на зуб не попадает (холодно).
15. Пускать пыль в глаза (обманывать).
16. На душе кошки скребут (плохо, горько).
Учитель: Следующий наш конкурс фразеологический.
Вспомните фразеологизмы (устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову) и добавьте подходящее по смыслу слово. Здесь, так же за правильный ответ команда получает 1 балл.
2-й к о н к у р с «Фразеологический» (по карточкам)
До ______ до времени. (поры)
Как только_______ носит(земля)
____________ не дура. (губа)
Гиблое___________(место)
Держи _________ шире. (карман)
_________ из глаз посыпались.(Искры)
Днём с ____________(огнём)
Не в коня________(корм)
(ерунда)________ на постном масле.
Набрать в рот ________(воды)
Бросать деньги____(на ветер)
(молоко)_____ на губах не обсохло.
Выйти сухим ______(из воды)
(мороз) __________ по коже дерёт.
(Слайд 11 проверка)
3-й к о н к у р с«Словоград» (по карточкам)
Учитель: Одно слово может иметь два разных значения. Здесь команда получает по 2 балла за правильный ответ.
Головной убор ( _ _ _ _ _ _) страна(панама)
Литературное произведение ( _ _ _ _ _ ) мужское имя(роман)
Кровеносный сосуд ( _ _ _ _ ) столица Австрии (вена)
Сельскохозяйственное орудие ( _ _ _ _ ) девичья краса(коса)
Выражение лица ( _ _ _ _ ) взрывной снаряд(мина)
Часть речи ( _ _ _ _ ) объединение(союз)
Выпуклость на лбу ( _ _ _ _ _ _ ) плод ели (шишка)
Лиственное дерево ( _ _ _ ) глупый человек (дуб)
(Слайд 12 проверка)
4-й конкурс « Русские выражения » (Устно)
Учитель: Каждая команда отвечает по очереди, за правильный ответ получает 1 балл.
- В русском языке есть выражения, где человек сравнивает себя с животными.
- Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк)
Труслив как…(заяц)
Колючий как…(еж)
Надут как…(индюк)
Болтлив как…(сорока)
Хитер как…(лиса)
Здоров как…(бык)
Упрям как…(осел)
5-й Конкурс « Отгадай пословицу» ( 3 балла) (По карточкам)
Дан текст, к нему подберите подходящую пословицу.
1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)
2. Вера села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Вере? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)
3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)
4. Толя удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик? (За двумя зайцами погонишься, ни одного, ни поймаешь)
(Слайд 13 проверка)
6-й Конкурс капитанов «Пословица, мы тебя знаем…».
Учитель: В этом конкурсе участвует капитан от каждой команды. Если капитан отвечает на вопрос правильно, то зарабатывает 10 очков.
Задание выполняется устно.
- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
- Век живи … (век учись).
- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги)
- Друзья … (познаются в беде).
-Слово не воробей……………..(вылетит не в поймаешь)
- Поспешишь … (людей насмешишь).
- Семеро … (одного не ждут).
- Красна птица пером, а … (человек умом).
- Цыплят по … (осени считают).
.В здоровом теле………..(здоровый дух.)
7-й конкурс «Отгадай слово». (По карточкам)
Учитель: Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
(Ответ - ЗАВЯЗКА)
(Слайд14 проверка)
8-й конкурс “Играем в прятки” (По карточкам)
Учитель: Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей,
Кто играет с нами в прятки, тот становится умней.
Найдите животное, которое спряталось в этих стихотворных строках. За каждое найденное животное 1 балл. Первое предложение образец. А вы ручкой подчеркиваете найденные слова.
Жили в доМЕ ДВЕ ДИкие кошки.
Как хорошо после дожДЯ, ТЕЛята рады, рад и я.
Меня пронырой соВЫ ДРАзнят, нырять и плавать плохо разве?
Сбегу скорее под отКОС, УЛЯГУСЬ спать в тени берёз.
НемноГИЕ НАайдут мой след, я здесь, а кажется, что нет.
Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.
Дон И ВОЛГА соединяются каналом.
Увянут сКОРО ВАсильки. Дышать легКО, ЗАкат пылает, прохладный вечер наступает.
ЗнаКОМА Рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
(Слайд 15 проверка)
9-й конкурс « Грамматическая арифметика» (По карточкам)
Учитель: За правильный ответ получает по 1 баллу.
охра + под =? Водный транспорт (пароход)
вода + ринг =? Гроздь сладких ягод (виноград)
рыба + соки =? Фрукты (абрикосы)
лик + пена = ? Птица с большим зобом (пеликан)
(Слайд16 проверка)
10-й конкурс «Ответь на пять!» (По карточкам)
За правильный ответ получает по 1 баллу.
- Командам даётся набор слов. Нужно в каждом слове сосчитать количество звуков и букв.
Юла, деньки, яма, пеньки.
(юла – 4 звука, 3 буквы
деньки – 5 звуков, 6 букв
яма – 4 звука, 3 буквы
пеньки – 5 звуков, 6 букв)
(Слайд17 проверка)
Итак, ребята, состязания подошли к концу.
Наше жюри пока будет подсчитывать количество баллов, а мы поиграем в игру. Давайте порадуем и дальше царя Грамотея.
Игра «Доскажи волшебное словечко» (Слайд18)
1)Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (привет!)
2)А его сосед ушастый
Отвечает : «Ёжик, …» (здравствуй!)
3)К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (до свиданья!)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (извини!)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червячка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (спасибо!)
6)Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (браво!)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (пожалуйста!)
8)Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (добрый день!)
9)На закате мотылёк
Залетел на огонёк.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (добрый вечер!)
(Слайд 19 ) Будьте вежливыми!
Подведение итогов, награждение
(Слайд 20 )
Мы провели удачно бой,
Чтоб находчивость и знания свои проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.
(Слайд 21)
Учитель: Наш конкурс грамотеев русского языка подошёл к концу, а значит и закончилось наше путешествие. Царь Грамотей благодарит вас за ваши знания, умения. Но впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!
(Слайд 22) Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
Какие трудности возникли у вас на уроке?
Как вы их преодолевали? (Пытались вспомнить)
С каким настроением заканчиваете урок?
(Слайд 23)
=Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка.
АНАЛИЗ
Описание работы: Данная викторина, поможет учащимся развить свои интеллектуальные способности в области русского языка. Это поможет учителю проверить в нестандартной формеуровень знанийобучающихся.
Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"
Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...
Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»
Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...
Наш великий, могучий, прекрасный русский язык
Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная ли...
Наш великий, могучий, прекрасный русский язык
Внеклассное мероприятие в форме КВНа по русскому языку...
Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...
Презентация "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку...
Конспект + презентация внекл. викторина "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!" 3 кл.
Конспект + презентация внекл. викторина "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!" 3 кл....