Разработка урока" Начальная форма глагола".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, которая не изменяется по лицам, числам и временам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Начальная форма глагола. | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Тема: “Поговорим о начальной форме глагола”
Цель: Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.
Ход урока:
1) Организационный момент.
СЛАЙД 1.
- Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)
- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)
- Чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.)
- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)
- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.
2) Актуализация знаний.
СЛАЙД 2.
- Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)
- А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)
- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов? (Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.)
- Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. (Дети выполняют задание.)
СЛАЙД 3.
Проверка задания.
- Каким глаголам вы не смогли помочь? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)
3) Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 4.
- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма”. (появляется заголовок)
- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы должны узнать, какие глаголы называются глаголами неопределенной формы.)
4) Поиск решения проблемы.
- (появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время? (нет времени, дети пробуют определить время глаголов)
- (появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина” (лицо). Определить лицо у глаголов. (нет лица, дети пробуют определить лицо)
- (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа)
- (появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его. (нет рода)
- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)
- Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы? (дети говорят правило)
- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 88 учебника.
(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)
- Почему на стенках домика появились карточки? (Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)
- Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения на странице 91. (дети читают правило)
- Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ? (Это или окончание или суффикс, в основу не входит)
- Что вы узнали о сочетании ЧЬ? (Это часть корня)
5) Формулировка правила.
- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма? (2-3 человека проговаривают правило)
В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.
6) Закрепление изученного.
СЛАЙД 5.
1) Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.
Лить слёзы плакать
Глотать воду пить
Витать в облаках мечтать
Говорить неправду лгать
Бить баклуши бездельничать
Повесить нос грустить
Держать язык за зубами молчать
СЛАЙД 6.
У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.
- Что вы можете сказать про эти глаголы? (Все глаголы в неопределённой форме)
- Почему?
(появляются пословицы)
2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.
- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы? (От неопределённой формы образовать временные формы глагола)
- Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.
Умелые руки … скуки. жить
Без дела … – небо … . (не) знать
Доброе дело само себя … . коптить
хвалить
СЛАЙД 7.
Проверка задания.
СЛАЙД 8.
3) Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идёт Гвидон.
- Найдите глаголы. Укажите их время, число. Запишите правее неопределённую форму глагола.
- Посмотрим, как вы выполнили это задание.
запалить палить
зазвонить звонить
идти
- Почему у глагола запалили и зазвонили 2 глагола неопределённой формы? Может ли такое быть? Давайте разберёмся.
СЛАЙД 9.
Палить Звонить
Запалить Зазвонить
- Это разные слова или форма слова? (Разные слова)
- Почему? (Разные основы)
- А могут ли 2 разных слова быть неопределённой формой одного глагола? (нет) Значит одно из них подобрано неверно.
Поэтому при поиске неопределённой формы, при образовании её от временных форм важно не перейти с одного глагола на другой.
Для этого нужно следить за приставкой. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её недолжно быть и у глагола в неопределённой форме.
СЛАЙД10.
- Вернёмся к отрывку А.С.Пушкина.
- Что вы скажите о глаголе запалили? (есть приставка)
- Какой же глагол вы должны были написать в неопределённой форме? (запалить)
- А что вы скажите о глаголе зазвонили?
- Какой должен быть глагол в неопределённой форме? (зазвонить)
- Как правильно находить неопределённую форму? За чем важно следить? Почему?
7) Итог урока.
СЛАЙД 11.
- Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?
- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и вместе с человечком Пкчаг вспомним все, что мы узнали про глаголы в неопределённой форме.
Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный магнитик;
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий магнитик;
Тот, кому что-то было непонятно на уроке – зелёный магнитик.
Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…
8) Домашнее задание.
СЛАЙД 12.
- Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".
Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"
разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка "Личные формы глагола"
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» Задачи:Личностные:-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;-учи...
Методическая разработка на тему "Неопределенная форма глагола".
Методическая разработка на тему "Неопределенная форма глагола"...
Разработка урока" Начальная форма глагола".
Познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, которая не изменяется по лицам, числам и временам....