Комплексная работа над словом на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Каракотина Наталия Эдвардовна

Предлагаю ознакомиться с разработкой материала, используемого на уроках русского языка, который содержит в себе много видов работ на основе одного слова. Использование этого комплекса полностью может занять целый урок. Но Вы можете применить на уроке только то, что Вам и детям нужно и интересно- только часть. Возможно, добавие что-то своё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_rabota_nad_slovom.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная работа над словом.

Цели и задачи:

  1. Ознакомить с новым словарным словом ( орфограммой или др.);
  2.  Систематизировать знания о звуках, «работе» букв (е, ё, ю,я,и); о частях речи, членах предложения;
  3.  Развивать  творческое мышление, речь и воображение.

Вы можете использовать только части этого комплекса, а также добавлять своё.

Слово может быть словарным или по теме урока( безударный гласный, звонкий-глухой согласный и т.д.)

Для примера я взяла словарное слово.

Газета

  1. Предлагается игра «рассыпалось слово»  

Гтказеа

  1. Дети собрали слово и записали: газета.
  2. Можно предложить детям придумать ещё слова с изучаемой орфограммой и Ваше слово заменить.
  3. Разбить слово на слоги, поставить ударение, сделать звуковой анализ слова (устно, письменно, схематически – на выбор).
  4. Составить с этим словом предложение и записать.
  5. В предложении определить части речи, члены предложения.
  6. Записать буквы в столбик, на каждую букву придумать слово ( когда дети уже привыкнут к этой игре им будет легче придумывать слова так, чтобы их можно было связать в текст. В 1,2 классах можно составлять «смешинку» или небылицу из слов. Детям весело!). Например :

Г  гусь

А  рбуз

З  има

Е  ель

Т  ундра

Дети сами придумывают текст (например):

Была снежная зима. Заблудился гусь в тундре. Он нашёл под елью арбуз.

  1. Если это дети постарше, то можно задавать тему текста. Например, слово «лимон», тема «праздник» , «как я помогаю дома», « вежливые слова», «( ребята могут самостоятельно составить текст устно или с записью, а потом рассказать, прочитать).
  2. Когда уже пройдена тема «части текста» текст следует составлять с зачином, основной частью и концовкой.
  3. Если Вы предложили тему текста с воспитательной целью, то после разбора текста можно провести маленькую беседу по теме ( например, какие дела дети считают добрыми, а какие дела- отрицательными с этической и моральной точки зрения), могут привести  пример какое доброе дело сделал ребёнок вчера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»

«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Материал будет полезен учителям, работающим в начальных классах. Можно вести плодотворную работу над словом....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе...

ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка

Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...