презентация к уроку русского языка
презентация к уроку по русскому языку по теме

презентация к уроку русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnaya_programma.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопавловская средняя общеобразовательная школа № 2»

                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                         Директор МБОУ

                                                                                                         «Новопавловская СОШ № 2»

                                                                                                      ________________А.Г. Киндюк

                                                                                                      Приказ №       от

                                 

                                                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНАЯ  СМЕНА  ГИБДД»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 4 года

Содержание

Введение.

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения программы

2.1.Формы контроля знаний, умений обучающихся

2.2.Требования к подготовке выпускников класса

2.3. Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения

2.4.Критерии эффективности реализации программы

3. Программы отдельных модульных курсов программы (приложения)

3.1. «Школьник вышел на улицу».

3.2. Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах.

3.2. ОФП

3.4. Строевая подготовка

3.5. «Дорожная безопасность»

3.6. «Юный медик»

3.7. «Безопасное колесо»

4. Учебно-тематический план программы по годам обучения

5.  Проведение промежуточной и итоговой аттестации

6. Система условий реализации

6.1.Требования к кадровому обеспечению

6.2.Требования к  учебно-методическому обеспечению

6.3.Требования к  материально-техническому обеспечению программы

7. Используемые источники и литература

Приложения

Введение

Мы живём в столетии, когда представить современного человека без транспортного средства практически невозможно. Процесс автомобилизации стремительными темпами охватывает российские города, но, увы, не сопровождается обеспечением необходимых мер дорожной безопасности, что констатируется весьма тревожными цифрами.

 Генеральной Ассамблеей ООН было провозглашено Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2011-2020 гг.. Запланированные мероприятия должны обеспечить возможность скоординированных действий в поддержку безопасности дорожного движения на региональном, национальном, местном уровнях. Главной целью Десятилетия провозглашена стабилизация, а далее сокращение к 2020 году прогнозируемого уровня случаев смерти в результате ДТП. В Глобальном плане её осуществления первым из путей достижения обозначенной цели названа «разработка и осуществление устойчивых стратегий и программ обеспечения безопасности дорожного движения», а четвертым элементом блока «Национальная деятельность» –  «Более безопасное поведение пользователей дорог». Это включает повышение информированности о факторах риска для безопасности дорожного движения и мерах профилактики… (деятельность 1); проведение научных исследований, разработку и содействие применению комплексных мер политики и методов сокращения дорожно-транспортного травматизма, связанного с профессиональной  деятельностью… (деятельность 7) и т.д.

В настоящее время серьезную озабоченность у сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органов образования, здравоохранения, общественности вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Дети как малоопытные участники дорожного движения нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Проявляя невнимательность, недисциплинированность при переходе проезжей части, на шумных перекрестках, загородных дорогах, оказавшись в аварийной уличной ситуации, они не умеют принять разумного решения, обезопасить себя. Из-за отсутствия практических навыков безопасного поведения на дорогах, маленькие пешеходы и велосипедисты допускают нарушения правил дорожного движения, поэтому общество стоит перед необходимостью формирования навыков безопасного поведения и их соблюдения, активизации пропагандистской деятельности, увеличения количества мероприятий, результатом которых явилось бы приобретение детьми практических умений и навыков безопасного поведения на улицах.

За многолетнюю историю пользования транспортом в арсенале профилактики дорожно-транспортного травматизма и ряда прочих негативных проявлений, связанных с дорожным движением,  накопилось и описано немало методов. Важную роль среди прочих играет система своевременного информирования и подготовки детей и подростков к поведению на дорогах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897) образование должно быть ориентировано на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») как: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;  осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.  Результатами образования должно стать: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять» [12].

Фундамент ценностного отношения к человеческой жизни и её безопасности закладывается на первых ступенях обучения и воспитания. В  Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования из Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) восьмым направлением обозначено «Правовое воспитание и культура безопасности»,  в рамках которого дети «получают первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, проведения игр по основам безопасности, участия в деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей и т. д.)» [14].  

Здоровье и культура безопасности детей как воспитательный приоритет прописаны в целом ряде нормативно-правовых материалов – Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и др. Этому подходу отвечают и учебные дисциплины, входящие в БУП (ОБЖ, Физическая культура, Окружающий мир), и соответствующие программы внеурочной деятельности.

Несомненный потенциал в формировании детской культуры поведения на дорогах, а в будущем – и водительской культуры, представляет создание соответствующих профильных классов и программ. Дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения.

«Юная смена ГИБДД» – пример именно такой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности, которая выступает основным ориентиром деятельности  классов по безопасности дорожного движения.


                                                                

1.Пояснительная записка

  • Дополнительная общеобразовательная программа «Юная смена ГИБДД» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
  • Программа модифицирована на основе примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности  «Юная смена ГИБДД». Составители: Терехова Е.С., методист высшей квалификационной категории, МБУ ДО Ставропольский Дворец детского творчества; Королькова Ю.В. к.п.н., доцент кафедры воспитательной работы, дополнительного образования и технологии ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО; Ковбаев Р.С., к.п.н., профессор кафедры физической культуры и здоровьесбережения ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО.

       

Актуальность программы. Когда в 80-х годах прошлого века в свет вышла песня «Автомобили» (ВИА «Веселые ребята»), вряд ли кто-то мог представить масштабы дорожной картины, которая предстаёт перед современным городским жителем сегодня. «…Буквально всё заполонили» - это проблема номер один современной городской инфраструктуры, и выразить её можно очень простым и понятным словом: автомобильная «пробка».  Но ещё намного более весомая проблема современной «автоцивилизации» – это дорожно-транспортные происшествия, влекущие за собой увечья и гибель взрослых и детей.  

По оценкам некоторых международных специалистов, травматизм, полученный на автодорогах, способен стать пятой ведущей причиной смертности в мире, ежегодно уносящей 2,4 миллиона человеческих жизней. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, испытанное им морально-психологическое потрясение способно травмировать на всю жизнь. Неблагополучное положение с детским дорожно-транспортным травматизмом (далее – ДДТТ) объясняется, прежде всего,  неудовлетворительным состоянием культуры всего общества. Дети лишь повторяют поступки взрослых и нередко сами становятся жертвами беспечности и невнимательности на дороге. Отдельно следует упомянуть актуальность своевременного распознавания ДТП. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Неэффективная организация работ по своевременному обнаружению ДТП и оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при ДТП. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность – в 6 раз выше, а в госпитализации пострадавшие нуждаются в 7 раз чаще…

Необходимо научить ребенка правилам жизни и поведения во взрослом мире – в мире дорог, спешащих людей и транспортных средств. При этом помня и объясняя, что нередко недисциплинированность, невежество и элементарное незнание правил дорожного движения делают виновником происшествия именно пешехода.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для деятельности  класса  по безопасности дорожного движения призвана устранить теоретико-практические пробелы в подготовке младших школьников к безопасному поведению на дорогах.  

К 2016 году расширилось движение отрядов ЮИД , приобрело ярко выраженный профориентационный характер. Это потребовало продолжения обучения и стало предпосылкой создания  класса по безопасности дорожного движения. Составляющие программы  направлены не только на усвоение содержания через приобретение знаний, умений и навыков и овладение УУД всем коллективом, но и на формирование и выявление осознанно-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, возможно, будущего сотрудника ГИБДД.

Программа «Юная смена ГИБДД» составлена с учётом положений ряда нормативных документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75)

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

-  Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

-  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014   № 41 «Об утверждении СанПиН 2,4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))

При составлении программы во внимание принимались основные характеристики дополнительного образования как открытого и вариативного, как социокультурной практики – творческой созидательной деятельности в социуме, а также принципиально значимые векторы развития дополнительного образования: индивидуализация, интеграция, обновление его содержания.

Цель программы– мотивация младшего подростка к осознанному выбору безопасных способов участия в дорожном движении и поведения на улицах и дорогах основанного на понимании ценности человеческой жизни и здоровья, на знании, уважении и дисциплинированном соблюдении правил дорожного движения.    

Задачи программы:

1) информационно-методическое сопровождение деятельности  класса «Юная смена ГИБДД»;

2) анализ сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения и поиск новых её форм в работе с детьми;

3) формирование представлений о безопасности дорожного движения и передвижения по улицам и дорогам, устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения;

4) развитие   практических  умений  и  навыков  ориентации  в  дорожных

ситуациях;

5) обучение практическим методам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, первичным навыкам оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП;

6) организация сотрудничества со службой ГАИ–ГИБДД  в  учебной и практической деятельности, воспитание уважительного отношения к Правилам дорожного движения;

7) ориентация детей на выбор профессий, необходимых в ГИБДД и  МЧС;

8) привлечение детей к организации пропаганды безопасного поведения на  

дорогах и улицах.

Реализация программы основана на принципах:

- преемственности – обеспечивает подготовку детей от участника дорожного движения к образцовому пешеходу, водителю, пассажиру, будущему сотруднику ГИБДД;

- доступности – все научные и профессиональные категории и подходы излагаются на понятном и объективно воспринимаемом детьми уровне;  

- гибкости и вариативности – даёт возможность вносить изменения в содержание программы;

-принцип сотрудничества – обеспечивает тесное взаимодействие между участниками программы: детьми, педагогами, родителями, инспекторами ГИБДД.

Специфика программы.

Программа носит социально-педагогическую направленность и подразумевает создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Акцент программы сделан на особенностях функционирования  класса в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формировании  грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.

Программа рассчитана на детей 7–10 лет, срок реализации 4 года. На данной ступени  носит ознакомительно-практический характер. Материалы  обучения тесно взаимосвязаны между собой.

Режим организации обучения.

Занятия проводятся по подгруппам: в первый год обучения – 5 раз в неделю по 1 часу (75 часов в год, начало занятий с 01.02.2017 года), во второй, третий, четвёртый  год обучения – по 1 часу в неделю (170 часов). 

В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды безопасного движения, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения.

Региональный компонент.

Ставропольский край   в силу  геополитического и географического расположения имеет свои особенности: на его территории проживает более 35 национальностей, сохранивших свои духовные и культурные традиции. Нашими географическими соседями являются Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская республика, республика Дагестан и Калмыкия. Народы, исторически проживая на одной территории,  заимствуют элементы  культуры друг у друга. Наиболее благоприятные условия для изучения традиций  складываются в детском многонациональном коллективе. Здесь дети раскрывают в совместной творческой деятельности духовное и культурное наследие своих семей, узнают этнические особенности быта, исследуя родословную семьи. Со времен Екатерины II наш край является южным форпостом России. До сих пор казачество - основной носитель культуры на Ставрополье. Территория Ставропольского края является 26 регионом в России. Составляет 66 тысяч квадратных километров. На территории края 741 населенный пункт: 18 городов и 26 районных центров, 32,5 тысяч километров дорог из них 876 автодорог федерального значения, более 78 тысяч зарегистрированных единиц транспортных средств.

        ГИБДД имеет  33 территориальных и 5 строевых подразделений, около 2,5 тысяч сотрудников, 6 стационарных постов ДПС.

Основные формы организации деятельности: интерактивные лекции, лекции-пресс-конференции, беседы, профессионально-ориентированные игры, соревнования, «открытые микрофоны», практическая работа по составлению и разбору дорожных ситуаций, подготовке к проведению пропаганды и агитации, практическому вождению велосипеда в «Автогородке», на полосе препятствия, оказания доврачебной медицинской помощи. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Основные методы, используемые при реализации программы:

- по источнику информации: словесный, наглядный, практический;

- по уровню самостоятельности и творчества: исследовательский в сочетании с репродуктивным;

- по характеру организации взаимодействия: интерактивный (групповой), активный.

Работа класса основывается на различных видах деятельности:

-  изучение правил дорожного движения;

-  написание творческих проектов;

- моделирование дорожной ситуации,  ее разбор;

- встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

- встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

- встречи с психологом с целью изучения основ оценки причин ДТП;

- проведение практических занятий по вождению велосипеда;

- участие в конкурсах по дорожно-транспортной безопасности;

- организация и проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

Особое место в программе работы классов занимают общественные акции по пропаганде ПДД:«Письмоводителю» (прямое обращение к водителям с просьбой более внимательного вождения автотранспорта), «Письмо родителям», «Письмо велосипедисту», «Письмо пешеходу»; выставка рисунков «Осторожно, дети!».

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДТТ.

2. Планируемые результаты освоения программы «Юная смена ГИБДД».

Планируемые результаты освоения программы «Юная смена ГИБДД» составляют:

       личностные – понимание нравственного содержания и смысла дисциплины, ответственности за жизнь и здоровье своё и окружающих людей, честности в соблюдении правил дорожного движения; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, установка на здоровый образ жизни и безопасное поведение при участии в дорожном движении; проявление внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; стремление к активности и уверенности при управлении транспортным средством;

предметные – подробное представление о правилах дорожного движения, поведения в общественном транспорте, на остановках и др., о назначении светофоров и их сигналах, особенностях движения в разные времена года, о группах дорожных знаков, сигналах регулировщика, сигналах разных транспортных средств; овладение навыками движения в «Автогородке», езды на велотранспорте, оказания первичной мед. помощи в случае ДТП; умение проводить агитационную деятельность по вопросам безопасности дорожного движения;  

метапредметные– поиск требуемой информации, её отбор и обработка, умение анализировать и доносить информацию о ПДД, сводках ГИБДД в доступной, эмоционально-окрашенной форме в процессе монологического изложения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, включение в коллективную и групповую деятельность по проектированию дорожно-транспортных ситуаций, установление конструктивного диалога со всеми участниками дорожного движения и пр.

2.1. Формы контроля знаний, умений обучающихся

Формы контроля знаний, умений обучающихся направлены на учет сформированных осознанных теоретических и практических знаний, умений и навыков по основам безопасности дорожного движения через демонстрационное поведение, оценку социального поведения общего или функционального:

- решение тематических задач, тестовых заданий;

- демонстрация практических навыков на учебном перекрестке и в реальной дорожной обстановке, на автогородке;

- решение экзаменационных билетов на электронном носителе, в компьютерных программах по дорожной безопасности;

- демонстрация умений, навыков владения велосипедом, роликами на специализированных площадках, в автогородке, с применением снарядов;

- работа на макете – разводка транспорта, подчинение сигналам регулировщика, расстановка участников дорожного движения в улично-дорожной сети;

- индивидуальные беседы, опросы, собеседование; рассказ, анализ и оценка действий других участников дорожного движения.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускников класса  «Юная смена ГИБДД». 

Требования к уровню подготовки выпускников класса  «Юная смена ГИБДД» включают следующее:

Обучающиеся 1-го года обучения:

должны знать:

  • кто является участниками дорожного движения;
  • элементы улиц и дорог;
  • обязанности пассажиров, пешеходов;
  • основные сведения о дорожных знаках, дорожной разметке;
  • группы знаков, виды светофоров;
  • значения сигналов светофоров;
  • виды перекрестков;
  • виды транспорта;
  • особенности зимней дороги и дорожного покрытия;
  • историю города и развития дорожного движения в городе;
  • главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй»;
  • понятие дорожно-транспортное происшествие, причины ДТП и последствия.

должны уметь:

  • определять безопасные места для игр на улице;
  • выбирать безопасный путь движения в школу и из школы домой с родителями;
  • безопасно переходить проезжую часть дороги, подчиняясь светофорам, знакам;
  • описывать дорожную ситуацию, определять нарушителей;
  • рисовать по памяти с помощью шаблона геометрической фигуры – дорожные знаки;
  • находить по иллюстрациям элементы дороги в городе;
  • определять вид транспортного средства на слух по аудиозаписям, шумам города; раскладывать дорожные знаки по группам;
  • определять ширину пешеходного перехода, границу перекрестка;
  • раскладывать транспорт по видам и назначению;
  • определять по макету безопасный путь в школу.

должны владеть:

  • приемами рассказа, объяснения дорожной ситуации;
  • приемами решения познавательных задач;
  • навыками безопасного поведения в общественном транспорте, личном транспорте при содействии взрослых.

Обучающиеся 2-го года обучения:

должны знать:

  • особенности организации дорожного движения в городе, области;
  • основные понятия, термины, связанные с дорожным движением;
  • места безопасного передвижения в микрорайоне, около школы, дома;
  • элементы дороги вне населенного пункта;
  • устройство роликовых коньков, приемы безопасной езды на роликах;
  • причины и последствия ДТП;
  • о профессии водителя;
  • о городском общественном транспорте и обязанностях пассажира;
  • особенности движения транспорта по дороге с многополостным движением, переходе такой дороги пешеходами.

должны уметь:

  • переходить проезжую часть дороги, подчиняясь сигнала светофора и ориентируясь по пешеходным переходам;
  • двигаться индивидуально, группой в сопровождении учителя, родителей;
  • анализировать и определять по иллюстрациям, видеофильмам нарушителей дорожного движения, преимущество движения;
  • определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
  • определять направление движения транспортных средств, по сигналам регулирования и маневрирования автомобиля;
  • определять по иллюстрациям (фото-, видеоматериалам) виды светофоров и режим их работы;
  • моделировать дорожную ситуацию, разводить транспорт на макете.

должны владеть:

  • приемами безопасного перехода дороги с односторонним, двусторонним движением;
  • дополнительными сведениями о транспортных светофорах;
  • культурой участников дорожного движения (пассажир, пешеход);
  • приемами безопасного передвижения на роликовых коньках.

Обучающиеся 3-го года обучения:

должны знать:

  • историю развития дорожного движения в России;
  • права и ответственность участников дорожного движения;
  • особенности движения пешеходов и транспорта по прилегающей территории;
  • принцип приоритетности регулирования дорожного движения;
  • железнодорожный транспорт, особенности его передвижения и виды;
  • приемы экстренного оповещения др. участников дорожного движения об аварии на ж/д путях;
  • обязанности велосипедиста;
  • устройство велосипеда.

должны уметь:

  • определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
  • прогнозировать дорожную ситуацию, описывая и анализируя действия других участников (экскурсия к перекрестку в реальных дорожных условиях);
  • изготавливать макет «Мой безопасный путь в школу»;
  • моделировать дорожную ситуацию;
  • определять безопасные места передвижения на велосипеде;
  • осуществлять фигурное вождение велосипеда;
  • подготовить велосипед к движению (простейший ремонт, наладка).

должны владеть:

  • приемами ситуативного тренинга на специализированной учебной территории (перекресток-баннер);
  • приемами управления велосипедом (фигурное вождение, вождение велосипеда по автогородку);
  • безопасного перехода проезжей части.

Обучающиеся 4-го года обучения:

должны знать:

  • правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;
  • правила движения специальных транспортных средств;
  • о деятельности ГИБДД;
  • приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
  • закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
  • правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
  • ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
  • виды транспорта: водный, воздушный;
  • об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД.

должны уметь:

  • определять безопасные места для игр на улице;
  • определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
  • умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
  • выполнять объемные конструкции из бумаги;
  • решать экзаменационные билеты по ПДД на ПК;
  • вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;
  • применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».

должны владеть:

  • приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
  • осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
  • культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).

2.3. Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по программе «Юная смена ГИБДД»

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

 учебно-познавательные мотивы;

 с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

 освоение с помощью учителя безопасного пути, способа передвижения с уличной сети;

 с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, условий дорожного движения;

 опираясь на существующие нравственно-этические нормы, осваивают дорожный этикет

 с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;

 с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выделять места безопасного передвижения во дворе;

 с помощью учителя учится оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;

 волевая саморегуляция, самодисциплина во избежание нарушений ПДД;

 с помощью учителя учатся планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;

 учится прогнозировать дорожную ситуацию при движении в школу, домой;

 определяет с помощью учителя мотив деятельности, движения в соответствии с ПДД

 с помощью учителя формулирует и выделяет познавательную задачу;

 выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

 с помощью учителя учится использовать знаково-символические средства обучения;

 учится выделять, сравнивать, сопоставлять одну информацию относительно другой;

 учится классифицировать, выявлять проблему

 с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.

 с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые или предполагаемые способы её разрешения.

 учится интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 учится давать оценку действий других участников дорожного движения;

 умение отбирать информацию посредством чтения, прослушивания материала;

 рассказывать и объяснять дорожную ситуацию, определяя степень участия каждого;

 предлагать пути решения проблемы сложившейся ситуации

2 класс

 умение выделять нравственный аспект поведения;

 осознание учебной цели и связи задач с конечной целью;

 внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;

 направленность на усвоение новых знаний и способов действий (безопасный путь в школу);

 учится оценивать и принимать имеющиеся нравственно-этические ценности;

 выработка мотива положительного поведения в условиях улично-дорожной сети;

 осознание морального аспекта, личных ценностей

 составление плана последовательности действий;

 принятие практической задачи постановка задач на усвоение готовых знаний и действий;

 осмысление того что предстоит сделать;

 мотивация учиться, осознание жизненной необходимости правильных действий;

 сравнение действий других лиц с эталоном (правильное поведение в тех или иных условиях);

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 формулировка задач, которые следует решить;

 поиск и выделение необходимой информации;

 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

 умение использовать наглядные модели, макеты, современные средства, ПК

 с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения;

 участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

 планирование общих способов деятельности;

 выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 обеспечивать бесконфликтную совместную работу

3 класс

 умение выделять нравственный аспект поведения;

 усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий, формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности;

 соблюдение морально-нравственных и этических норм поведения;

 постановка учебной цели;

 постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;

 учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;

 умеют давать логическую оценку действий своих и других;

 построение логической цепи рассуждений выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

 применение методов информационного поиска умение структурировать знания кодирование и использование знаков и символов;

 умение строить схемы, карты, определять маршрут движения;

 умение делать своевременные выводы относительно действий;

 постановка и решение проблемы на данном этапе обучения;

 осознанный выбор способов решения задач;

 понимание и оценка информации, учебного материала специальных знаний по ПДД

 точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

 устраивать эффективные групповые обсуждения;

 кодирование(использование знаков и символов);

 обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

 умение участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;

 интеграция совместной деятельности в группах, парах;

 умение дать точную оценку, анализ действий, случая на дороге;

 умение вести переговоры, отстаивать свою точку зрения

4 класс

 развитие морального сознания через дискуссию, правовые аспекты в области обеспечения БДД;

 формирование личностной и коммуникативной рефлексии;

 выработка кодекса моральных норм формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий;

 создание проблемных ситуаций и пути их решения;

 осознание и выбор социальных и личностных ценностей: «жизнь», «здоровье», «безопасность», «семья», «закон» и др.

 самостоятельная постановка учебной цели;

 формирование самооценки деятельности;

 самостоятельная постановка учебной цели формирование умения планировать свою деятельность;

 умение анализировать дорожные ситуации с последующим изменением отношения к действительности;

 умение составлять план безопасного пути в школу, домой и др. места в городе;

 умение дать оценку происходящему, с логическим анализом;

 осознанный выбор мотива, законопослушного поведенческого решения в дорожной среде

 построение логической цепи рассуждений;

 умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме выдвижение гипотез и их обоснование;

 знаково-символическое моделирование;

 использовать разные виды информации применение методов информационного поиска;

 контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 умеют отбирать информацию, составлять схемы, карты и классифицировать (транспорт, знаки и др.);

 умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями (ДПТ)

 адекватное межличностное восприятие;

 использование адекватных языковых средств;

 способность с помощью вопросов добывать информацию и логически, последовательно излагать;

 умеют вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем;

 умение аргументировать свою точку зрения;

 обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений;

 выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

 способность брать на себя инициативу в принятии решений в сложной дорожной ситуации;

 умеют проводить разъяснительную, пропагандистскую работу с др. участниками дорожного движения;

 умеют выявлять проблему, предлагать пути выхода из проблемной ситуации;

 умение вести диспут, дискуссию, деловую игру и др. по проблеме обеспечения БДД

2.4. Критерии эффективности реализации Программы:

- количество  охваченных программой обучающихся;

- полнота реализации учебно-тематического плана и плана воспитател-

ной работы;

- удовлетворенность обучающихся  и их родителей (членов семей) содержанием деятельности  класса «Юная смена ГИБДД» и качеством образовательно-воспитательного процесса по программе;

-количество социальных партнеров, участвующих в создании условий для повышения культуры дорожной безопасности обучающихся;

-динамика показателей уровня развития детей;

-показатели социальной адаптации;

-психологический комфорт участников программы.

     

3. Программы отдельных модульных курсов программы.

3.1. «Школьник вышел на улицу».

3.2. Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах.

3.2. ОФП

3.4. Строевая подготовка

3.5. «Дорожная безопасность»

3.6. «Юный медик»

3.7. «Безопасное колесо»

4. Учебно-тематический план программы по годам обучения.

1 год обучения (1класс, с февраля 2017 года)

Разделы (блоки) содержания программы

№/п

Название раздела (блока)

Кол-во час

 в уч. году

1.

Изучение, агитация и пропаганда ПДД

30

2.

ОФП

9

5.

Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах. Диагностические мероприятия.

14

6.

Мастерство вождения и обслуживание велосипеда.

7

7.

Отработка навыков езды в «Автогородке».

8

8.

Тематические встречи с сотрудниками ГИБДД, МЧС, обучающие экскурсии пешие и автобусные по городу, посещение профильных музеев, выставок и т.п.

7

Итого

4мес. – 15  недель Х 5 час = 75 часов

75

2 год обучения (2 класс, 2017-2018 учебный год)

Разделы (блоки) содержания программы

№/п

Название раздела (блока)

Кол-во час в уч. году

1.

Изучение ПДД

34

2.

Агитация и пропаганда ПДД

34

3.

ОФП

17

4.

Строевая подготовка.

16

5.

Правила оказания первой медицинской помощи.

17

6.

Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах. Диагностические мероприятия.

8

7.

Мастерство вождения и обслуживание велосипеда.

17

8.

Отработка навыков езды в «Автогородке».

17

9.

Тематические встречи с сотрудниками ГИБДД, МЧС, обучающие экскурсии пешие и автобусные по городу, посещение профильных музеев, выставок и т.п.

10

Итого

9 мес. – 34  недели Х 5 час = 170 час

170

3 год обучения (3 класс, 2018-2019 учебный год)

Разделы (блоки) содержания программы

№/п

Название раздела (блока)

Кол-во час в уч. году

1.

Изучение ПДД

34

2.

Агитация и пропаганда ПДД

34

3.

ОФП

17

4.

Строевая подготовка.

16

5.

Правила оказания первой медицинской помощи.

17

6.

Психологические основы безопасного поведения детей на дорогах. Диагностические мероприятия.

8

7.

Мастерство вождения и обслуживание велосипеда.

17

8.

Отработка навыков езды в «Автогородке».

17

9.

Тематические встречи с сотрудниками ГИБДД, МЧС, обучающие экскурсии пешие и автобусные по городу, посещение профильных музеев, выставок и т.п.

10

Итого

9 мес. – 34  недели Х 5 час = 170 час

170

4 год обучения(4 класс, 2019-2020 учебный год)

Разделы (блоки) содержания программы

№/п

Название раздела (блока)

Кол-во час в уч. году

1.

Изучение ПДД

34

2.

Агитация и пропаганда ПДД

34

3.

ОФП

17

4.

Строевая подготовка.

16

5.

Правила оказания первой медицинской помощи.

17

6.

Основы юридической подготовки.

8

7.

Мастерство вождения и обслуживание велосипеда.

17

8.

Отработка навыков езды в «Автогородке».

17

9.

Тематические встречи с сотрудниками ГИБДД, МЧС, обучающие экскурсии пешие и автобусные по городу, посещение профильных музеев, выставок и т.п.

10

Итого

9 мес. – 34  недели Х 5 час = 170 час

170

5.  Проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Чтобы оценить эффективность данной программы  класса проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования, опросы, наблюдение и анализ выполнения практических работ, соревнования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня ученики заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Промежуточная аттестация проводится по отдельным модульным курсам.

Итоговая аттестация предусматривает прохождение комплексного тестирования по итогам каждого года обучения, а также демонстрация навыков движения на велотранспорте в условиях «Автогородка».

6. Система условий реализации.

6.1.Требования к кадровому обеспечению.

Реализация программы возможна при наличии кадровых ресурсов:
         - педагог-психолог, педагог-организатор, педагог физической культуры, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования соответствующего программе «Юная смена ГИБДД» профиля;

- специалисты сферы общепита и медицины, обеспечивающие организацию качественного питания и медицинской помощи;

- инспекторы ГИБДД (сотрудничество);

6.2.Требования к  учебно-методическому обеспечению.

Реализация программы возможна при наличии учебно-методических ресурсов:

- рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными  принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста;

- методическая литература, разработки бесед, сценарии занятий;

- наглядные пособия: плакаты, схемы, альбомы, фотографии, репродукции, рисунки;

- раздаточный материал: карточки с комплексами упражнений;

- диски с записью музыкальных произведений;

- видеоматериалы;

- плакаты по безопасности дорожного движения;

6.3.Требования к  материально-техническому обеспечению программы.

Реализация программы возможна при наличии материально-технических ресурсов:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- цифровой фотоаппарат

- спортивный инвентарь

- канцтовары

- сканер

-принтер

- спортивный зал

- школьная библиотека

- Автогородок

- велосипеды.

7. Используемые источники и литература.

Нормативные документы

1.Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (действующая редакция, 2016),

2.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»  (действующая редакция, 2016)

3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р)

5.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва )

6.Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) / Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242.

7.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

8.Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ( в редакции 2016 года).

9. Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями( с изменениями на 01.09.2016г.)

Научные и методические издания

8.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 15 с.

9.Задачи системы дополнительного образования детей Ставропольского края. Сборник материалов краевой научно-практической конференции, посвящённой 85-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей.- Ставрополь, 2013.

10.Григорьев, Д.В., Степанов, П.Г. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы.- Образовательные ресурсы. Выпуск 79, ф.7.

11.Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.

12. «Безопасность на дорогах». Учебно-методический комплект для обучающихся в 1 -4 классах ОО. 2011г.

13. Р.Н. Нинниханов, А.Н. Сахаров, И.А. Халиуллин, К.Г. Уразаев, «Безопасность на дорогах – забота общая». Казань, издат-во НЦ БЖД, 2005 г.

14. «Первая медицинская помощь». Методические рекомендации. Минздрав СК, УГИБДД ГУВД СК, территориальный ЦМК СК, 2005.

15. «Помощник юного велосипедиста». Методическое пособие. Фонд Ставропольдорбезопасность, 2012 г.

Настольные игры для практических занятий

1. Серия «Учись играя»: «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации» и др.

2. Серия «Это надо знать»: «Дети и дорога», «Знаки дорожного движения» и др.

3. Серия детских развлекательных игр-лото: «Лото дорожных знаков», «Лото дорожных ситуаций» и др.

Интернет-ресурсы

12.http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования

13. http://www.mon.gov.r - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 

14. www.fgosreestr.ru – Реестр примерных основных образовательных программ

15. http://www.avtodeti.ru  - Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения

16.http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pdf - Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020гг.

17. http://vidod.edu.ru/ - Портал «Дополнительное образование детей»

18. http://www.gibdd.ru – сайт Госавтоинспекции МВД России

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...