Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс) на тему

В данном материале содержатся памятки по способу организации учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности

младших школьников

По характеру представления содержания можно выделить определенные виды памяток:

1. Памятка-алгоритм, в котором рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого учащегося.

4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем.

5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п.

Памятка

«Как работать на уроке в паре»

  1. Внимательно прочитайте задание.         
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

Все памятки условно можно разделить на две большие группы. Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя. Цель второй группы памяток – научить учеников работать самостоятельно дома. От того, к какой группе относится памятка и где впервые предъявляется, зависит и организация работы

Инструкция

«Как работать с памяткой»

Нe всегда на уроке у учителя найдётся время познакомить Вас с содержанием очередной памятки. Со многими из них Вы впервые встретитесь дома. От того, насколько правильно Вы научитесь работать с памяткой, зависит не только успешное выполнение домашнего задания, но и бюджет Вашего свободного времени.

Самостоятельно работать с памяткой лучше так:

  1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.
  2. Изучите внимательно содержание памятки.

Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»

  1. Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
  2. Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.
  3. После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.

Памятка впервые предъявляется или создается учениками под руководством учителя на уроке. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. В этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Кроме того, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль

Памятка

«Как работать над параграфом учебника»

  1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
  2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
  3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
  4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
  5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.
  6. Перескажи содержание параграфа.
  7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
  8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

Убедившись, что все ученики правильно поняли содержание памятки, учитель приступает к проведению первого упражнения. При этом организация работы может контролироваться вопросами типа: «Саша, скажи, что нужно делать сейчас? А сейчас?» В дальнейшем учитель внимательно следит за тем, все ли учащиеся выполняют упражнения данного типа в строгом соответствии с памяткой. Обращение к памятке прекращается только тогда, когда учитель убедился, что все ученики овладели формируемым приемом учебной деятельности.

С памяткой ученики впервые знакомятся и работают дома. Успех в данном случае во многом будет зависеть от того, насколько правильно сумеют ученики организовать работу над памяткой самостоятельно. Поэтому учитель может предложить ученикам инструкцию по работе с памяткой дома

Памятка-инструкция по самоподготовке

  1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
  2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
  3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
  4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
  5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
  6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Начинай самоподготовку в определённом порядке. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.

Предлагаем несколько памяток-aлгоритмов решения орфографических задач для закрепления изучаемых правил правописания

Первый этап - определение места, где возникла в слове орфографическая задача, и определение, к какой группе правил относится данная орфограмма,- начало решения любой орфографической задачи.

Следующий этап - определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом (под алгоритмом понимается путь рассуждения по применению правил на практике). Последний этап запись слова в соответствии с решением орфографической задачи.

Правописание е и и в окончаниях имен существительных

I.         1. Определите место, где возникла орфографическая задача.

2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

II.         1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.

2. Определите, к какой части речи относится слово.

3. Определите склонение.

4. По вопросу и предлогу определите падеж.

III. Напишите слово·в соответствии с правилом.

Правописание ь на конце имен существительных после шипящих

I.         1. Определите место, где возникла орфографическая задача.

2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

II.         1. Определите, на что оканчивается данное слово.

2. Определите, к какой части речи относится данное слово.

3. Определите род.

III. Напишите слово в соответствии с правилом.

Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа настоящего времени

I.           1. Определите место, где возникла орфографическая задача.

2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

II.      1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.

        2. Определите, к какой части речи относится данное слово.

          З. Определите время, лицо, число.

III. Напишите слово в соответствии с правилом.

        Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается учащимися в тетради, с тем, чтобы на первых порах ученик мог им пользоваться при выполнении упражнений. Готовый алгоритм в виде таблицы учитель использует для работы в классе при повторении и обобщении материала. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.

         Памятки грамматического характера Памятка-инструкция:

Как определить падеж имени существительного?

  1. Найти в предложении слово, с которым связано имя существительное по смыслу и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу узнать падеж.
  3. На солнце темный лес зардел. (В.Жуковский)

Зардел (на чем?) на солнце    (П.п.)

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже в единственном числе (в начальной форме).
  3. По роду и окончанию определить склонение.

Образец рассуждения: Портфель – он, мой, существительное мужского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значить существительное портфель 2 склонения.

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, надо:

Поставить глагол в неопределённую (начальную) форму. Если он в неопределённой форме оканчивается на ить (кроме глагола брить), то это глагол 2 спряжения: строить, клеить. Если глаголы в неопределённой форме оканчиваются на ать, ять, еть, ыть, оть, уть, то это глаголы 1 спряжения: думать, сеять, зеленеть, полоть, тянуть.

Глаголы-исключения 2 спряжения: 1) 7 глаголов на еть: видеть обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, вертеть;

2) 4 глагола на ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Памятки орфографического характера Памятка-инструкция:

Как проверить безударное окончание имени существительного:

Памятка 1.

  1. Найти в предложении слово, с которым связано имя существительное. Поставить от него вопрос и определить падеж.
  2. Определить склонение.
  3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже.

Образец рассуждения: Интересные книги о жизн… и творчеств… Аркадия Гайдара написал Борис Камов.

Написал (о чем?) о жизни – предложный падеж; жизнь – она, моя, существительное женского рода, нулевое окончание, значит существительное 3 склонения; существительное 3 склонения в предложном падеже имеет окончание –и – о жизни.

Написал (о чем?) о творчестве – предложный падеж; творчество – оно, моё, существительное среднего рода; значит, 2 склонения; существительное 2 склонения в предложном падеже имеет окончание –е.

Памятка 2.

Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, можно вместо существительного с безударным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием: живут (где? В чем?) в селе, в городе

Как проверить безударное окончание имени прилагательного?

  1. Найди в предложении имя существительное, к которому относится прилагательное, определи род и падеж. 2. Вспомни окончание прилагательного в этом падеже. 3. Сравни окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает:

Город Севастополь находится на берегу Черного моря.

На берегу (чего?) моря – Р.п.

Моря (какого?) Черного – Р.п.

Как проверить безударное личное окончание глагола?

1. определить время, лицо и число глагола. 2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием (таять, светить) определить спряжение. 3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

Например, Мир стро… т , война разруша…ет.

Рассуждайте так: Глаголы отвечают на вопрос что делает? , значит они употреблены в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе;  неопределённая форма что делать? – строить – глагол на -ить – это глагол 2 спряжения, поэтому нужно писать окончание -ит. Что делать? Разрушать, глагол 1 спряжения, поэтому надо писать окончание –ет.

Памятки, которые используются на уроках русского языка, способствуют пониманию и формированию сути многих орфографических правил.

Памятка

Правило проверки

  1. Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
  2. Чтобы проверить предложение по смыслу:
  • Прочитай предложение вслух.
  • Проверь, подходят ли слова друг другу.
  • Нет ли пропуска слов в предложении.
  • О чем говорится в предложении, бывает ли так.
  • Чтобы проверить предложение по написанию:
  • Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
  • Проверь, подходят ли буквы к слову.
  • Нет ли пропуска букв?

Памятка

для проверки орфограммы

  • Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
  • На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
  • Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
  • Напиши правильно.

Памятка

«Как готовить домашнее задание по русскому языку»

  • Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  • Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания упражнения.
  • Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу.

Памятка по работе над ошибками 1 класс

1.Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни место, где была допущена ошибка.

2.Запиши слово правильно, придумай и запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни во всех словах это правило.

3.Запиши правильно предложение, подчеркни места, где были допущены ошибки.

4.Напиши все способы переноса слова через черточку

Во 2 классе учитель при проверке работ исправляет допущенную ошибку и на полях ставит цифру из памятки, которая подсказывает, какую работу нужно сделать с этим словом, где была допущена ошибка. Для детей, успевающих на « отлично», учитель исправляет ошибки, на полях ставит палочку или галочку, которая дает сигнал ученику о необходимости сделать работу над ошибками, но не указывает какую именно работу нужно сделать, ребенок сам должен узнать орфограмму и провести необходимую работу по памятке.

Памятка по работе над ошибками 2-3класс

1.Запиши слово правильно, составь с ним предложение, запиши его, подчеркни место, где была допущена ошибка.

2.Запиши слово правильно, придумай и запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни во всех словах это правило.

3.Запиши правильно предложение, подчеркни места, где были допущены ошибки.

4.Напиши все способы переноса слова через черточку.

5.Запиши предложение и подчеркни, что сказано в задании.

6.Правильно обозначь корень в словах.

7.Запиши слово с проверочным словом, подчеркни орфограмму и покажи способ проверки ( например, стены – стена, дубы – дуб ).

8.Сделай звукобуквенный анализ слова.

В 3 классе для слабоуспевающих детей учитель исправляет ошибку и на полях на той же строчке ставит цифру из памятки, которая подсказывает, какую работу нужно сделать с этим словом, где была допущена ошибка. Для отлично успевающих детей и хорошистов в 3 классе в 3-4 четвертях можно подчеркнуть слово, где допущена ошибка и на полях этой строчки поставить палочку или галочку, которая дает сигнал ученику о необходимости сделать работу над ошибками, но не указывает какую именно работу нужно сделать, ребенок сам должен найти ошибку, узнать орфограмму и провести необходимую работу по памятке.

Памятка по работе над ошибками 4класс

1.Запиши слово правильно, составь с ним предложение ,запиши его, подчеркни место, где была допущена ошибка.

2.Запиши слово правильно, придумай и запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни во всех словах это правило.

3.Запиши правильно предложение, подчеркни места, где были допущены ошибки.

4.Напиши все способы переноса слова через черточку.

5.Запиши предложение и подчеркни, что сказано в задании.

6.Правильно обозначь части слова.

7.Запиши слово с проверочным словом, подчеркни орфограмму и покажи способ проверки ( например, стены – стена, дубы – дуб ).

8.Сделай звукобуквенный анализ слова.

9.Выполни полный грамматический разбор слова.

10. Запиши предложение и составь его схему.

11.Сделай полный разбор предложения.

В 4 классе дети более самостоятельны. Учитель для слабоуспевающих подчеркивает ошибку, но не исправляет ее, а на полях той же строчки ставит цифру из памятки, которая подсказывает, какую работу нужно сделать с этим словом, где была допущена ошибка. Для детей, успевающих на « отлично», учитель не исправляет ошибки и не подчеркивает их, не указывает в каком слове ошибка, на полях ставит палочку или галочку, которая дает сигнал ученику о необходимости найти слово с ошибкой, узнать орфограмму и сделать работу над ошибками, но не указывает какую именно работу нужно сделать и с каким словом. Ребенок сам должен найти свою ошибку, узнать орфограмму и провести необходимую работу по памятке.

Памятка

Правила списывания предложения или текста

Прочитай предложение, текст.

Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.

Прочитай внимательно каждое предложение.

Запомни, как пишутся слова в предложении.

Списывай частями или целыми предложениями.

Проверь, правильно ли ты списал.

Памятка

«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?»

Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.

Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?

Составь план решения.

Выполни решение.

Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач:

- выработка таких положительных качеств как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость;

- формирование ответственности за порученное дело;

- развитие умения преодолевать трудности;

- совершенствование развития памяти, мышления, речи и других личностных качеств.

Памятка – совет родителям

Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.

Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»

Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»

Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».

Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».

Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».

Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.

Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.

Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.

Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.

Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.

В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Литература:

Михайлова Ф.Р. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 29 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-06.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Памятка - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников

В данном материале содержатся инструкции о самоорганизации учебной деятельности младших школьников; памятки для младших школников том, как работать на уроке в паре; памятки для учащихся о том, как раб...

Способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры (статья по теме самообразования)

Рассматриваются следующие основные способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры:1.     Создание положительного эмоционального фона на уроке;2....