Памятки (орфограммы)по русскому языку для учащихся 1-4 классов
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Памятки составлены для учащихся 1-4 классов по программе Школа 21 века. Здесь собраны орфограммы, которые даны в учебнике. Их наклеиваем в отдельную тетрадь, и ребята всегда могут найти орфограмму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse.docx | 539.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ОШ с. Абабково
Памятки
по русскому языку
(Школа 21 века)
Составила: Пугачева Ю. А.
Фонетический разбор слова
1 Произнеси слово, выдели слоги, поставь ударение, запиши транскрипцию
2. Произнеси слов, запиши буквы, укажи звуки, охарактеризуй их.
3. Подчеркни, укажи количество букв и звуков.
Лимон, ли-мо'н, [л'имон]
л - [л']- согл, мягк., непар, звон.
и - [и]- глас, безуд.
м- [м]- согл, тверд., непар, звон.
о - [о]- глас, удар.
н - [н]- согл, тверд., непар, звон.
5 б, 5 зв.
Имя существительное
Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предметы (люди, животные, растения, явления природы, географические названия и т.д.).
Бывает собственным (Маша) и нарицательным (девочка). Одушевленным (собака) и неодушевленным (дом).
Изменяется: по числам, падежам
Не изменяется: по родам и склонениям
Связано с прилагательным: красивая тарелка – ед.ч, ж.р, 1 скл., Им. п
красивых тарелок – мн.ч., ж.р., 1 скл, Р.п. .
Как определить род существительного:
- Замени существительное одним из слов – он, она, оно.
Стол –он, тарелка – она, ведро – оно.
- Подбери подходящее по смыслу прилагательное
Красивый стол (м. р.), красивая тарелка (ж. р.), красивое ведро (ср. р.)
Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных
- Если это существительное женского рода с шипящими ж, ш, ч, щ и стоит в единственном числе, то ь знак пишем. – ночь – сущ., ж. р.
- Если это существительное мужского рода с шипящими ж, ш, ч, щ и стоит в единственном числе, то ь знак не пишем. – чиж – сущ., м.р.
- Если это не существительное с шипящими ж, ш, ч, щ, то спроси у взрослых как писать. – беречь - глаг.
Однородные члены
Запятая в предложениях с однородными членами ставится, если:
- Нет союзов
O, O, O, O. В лесу растут берёзы, дубы, липы, сосны
- Есть союзы а, но
O, а O. O,но O.
Федя шёл, а не бежал. Волк побежал за зайцем, но не догнал.
- Перед вторым и последующими союзами и, или
O, и O, и O. На ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды.
O, или O, или O. Мне подарят куклу, или машину, или книгу.
Запятая в предложениях с однородными членами не ставится, если:
- Стоит один союз и или союз да
O и O. В лесу растут берёзы и дубы.
O да O. В лесу растут берёзы да дубы.
Разбор слова по составу
- Найди окончание (измени форму слова), выдели основу
- Выдели корень (подбери однокоренные слова)
- Выдели суффикс (докажи)
- Выдели приставку (докажи)
- Запиши разобранное слово
Письменный разбор: 1. настольный, настольная, настольную
2. настольный, стол, столик
3. настольный, школьный, классный
4. настольный, наручный, напольный
5. настольный
Разбор предложений
По цели высказывания | По интонации | |
Повествовательное | Восклицательное | Распространённое |
Вопросительное | Невосклицательное | Нераспространённое |
Побудительное |
- Мама купила билеты в театр. (Повест, невоскл, распр.)
- Любите ли вы играть? (Вопросит., воскл, распр.)
3.Иди! (Побудит, воскл, нераспр.)
Звук [ы]после звука [ц]
1.Определи, в какой части слова орфограмма.
2. Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если не исключение пиши букву и, если исключение пиши букву ы.
Цифра, цирк.
Исключение: цыган на цыпочках сказал цыплёнку цыц.
3.Пиши букву и если слово заканчивается на –ция: акация, станция
4. Если орфограмма в окончании, пиши ы: синицы, скворцы
Разбор по членам предложения
Члены предло- жения
Признаки | Главные | Второстепенные | |||
Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Определение | Обстоятельство _ ._._._._._._._. | |
Что обозначают | О ком, о чём говорится в предложении | Действие предмета, его состояние, чувства | На какой предмет или явление направлено действие | Признак предмета | Как, когда, где по какой причине совершается действие |
Вопросы | кто? что? | что делает? что делал? что будет делать? каков? что сделал? | кого?чего?кому?чему?кого?что? кем?чем?о ком? о чём? | какой? какое? какая? какие? чей? | где?куда? когда?откуда? почему?зачем? как? |
Как выражены | Сущ., местоим., сочетанием слов | Глаголом, прил., сущ. | Сущ. | Прил., сущ. | Сущ., наречием |
Пример | Мы | собирали | грибы | в еловом | лесу. |
Морфологический разбор имени существительного
- Назови часть речи
- Запиши слово в начальной форме (Ед.ч, им. П)
- Запиши постоянные признаки: (одуш, - неодуш., собст. – нариц, род, скл)
- Запиши непостоянные признаки: (число, падеж)
- Укажи член предложения
На поляну выбежал заяц.
- (На) поляну – сущ.
- Н.ф. - Поляна
- Нариц, неодуш, ж.р, 1 скл.
- Ед. ч., В. П.
- Обстоят: Выбежал (куда?) на поляну
Морфологический разбор имени прилагательного
- Назови часть речи
- Запиши слово в начальной форме (Ед.ч, м. р.)
- Запиши постоянные признаки: (качественное, относительное, притяжательное)
- Запиши непостоянные признаки: (число, род, падеж)
- Укажи член предложения
На зеленую поляну выбежал заяц.
- Зелёную – прил.
- Н.ф. - зелёный
- Качес.
- Ед. ч., ж. р.,В. П.
- Опред: на поляну (какую?) зелёную
Морфологический разбор глагола
- Назови часть речи
- Запиши слово в начальной форме
- Запиши постоянные признаки: (вид, спряжение)
- Запиши непостоянные признаки: (время, лицо, число, (род-если глагол в прош.вр.)
- Укажи член предложения
Над цветком летает пёстрая бабочка
- Летает – гл.
- Н.ф.- летать
- Несов. В, 1 спр.
- Наст.в., 3 л., ед. ч.
- Сказуем: бабочка (что делает?) летает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов
"Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборо...
Работа над ошибками по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Памятка.
Систематическое использование данного пособия будет способствовать развитию орфографической зоркости у учащихся и ликвидации пунктуационных ошибок.Памятка необходима как при выполнении работы на...
Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов.
"Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборов", "П...
Памятка «Орфограммы в русском языке начальная школа»
Памятка для учащихся начальной школы, можно разместить в уголке класса...
Памятка по русскому языку для учащихся 3-4 класса
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, учащиеся 3-4 класса могут воспользоваться данной памяткой....
АРП по русскому языку для учащихся в общеобразовательных классах, VII.2 вид (1-4 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку Вид 7.2 (1-4 класс)...