Урок русского языка в 4 классе "Окончания прилагательных мужского рода в И.п и В.п"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._russkiy_yazyk_4_klass.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ — средняя общеобразовательная школа №15 им. М.В.Гордеева г.Орла
УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
« Окончания прилагательных мужского рода в И.п. и В.п.»
ПНШ
4 «Б» КЛАСС
Учитель: Е.Н.Сокиркина
Тема: Окончания прилагательных мужского рода в И.п. и В.п.
Цель: познакомить учащихся с окончаниями прилагательных м.р. в И .п. и В .п., с тем, что они имеют одинаковый набор окончаний: под ударением – -ой, без ударения – -ый, -ий; научить пользоваться таблицей на с. 104–105 при написании падежных окончаний прилагательных разных родов; совершенствовать умения находить в тексте словосочетания ≪сущ. + прил.≫, определять род, число, падеж прилагательных, правильно писать их окончания и различать И.п. и В.п. И умения разбирать слова по составу; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость,память, умение находить логическую закономерность, правописание парных согласных по звонкости/глухости на конце слова , ≪безударный гласный в корне слова≫; воспитывать чувство коллективизма, доброго отношения к товарищам и к окружающему миру, прививать любовь к природе, животным.
Ход урока:
- Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие.... При этом вам надо быть очень внимательными.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
-А сейчас работа в группах «Мозговой штурм»- всё ли верно?:
1-я группа: И.п.-кто?что?
Р.п.-кого? чего?
Д.п.-кому?чему?
В.п.-кого? чего? (что?)
Т.п.-кем?чем?
П.п.-о ком?о чём?
Что лишнее?
2-я группа: облако, дерево, яблоко, цветочек, окно, повидло.
3-я группа: помидор, облако, месяц, хвост, звонок, журнал.
Индивидуальная работа у доски. (слова написаны на доске)
- Вставьте пропущенные буквы.
Н.чной, в .сенний, цв.ток, з.лёный .
(В словах пропущены безударные гласные).
- Как проверить безударную гласную?
-Прочитайте слова, которые записаны на доске. (Ночной,весенний, цветок, зеленый).
- Что вы заметили?
- Что вы можете сказать об этих словах?
(Это имена прилагательные м.р., ед.ч., а одно слово «лишнее» -цветок — это им. существительное). (Стереть слово цветок.)
-Какое слово подойдёт к данной схеме? (схема вывешивается на доску) Зелёный.
-Как называются части этого слова? (корень и окончание)
-Что такое окончание? (изменяемая часть слова)
- Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном. ( Имя прилагательное — часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?)
Минутка чистописания.
- Я тетрадь сейчас открою, И как надо, положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
-Напишите каллиграфическим почерком окончание слов: Ночной,весенний, зеленый. Написать всю строку. ( ой, ий, ый )
-Составьте предложение с одним из прилагательных. (Несколько учеников отвечают)
-Давайте запишем предложение Димы. -Дима, а ты запиши своё предложение на доске. (Весенний ветер дул в окно)
-А теперь...- «Молчанка». Определите род имён существительных (учитель показывает указкой слово -сущ., а ученики поднимают карточки с родом).ветер-м.р., окно-ср.р.
- А теперь определите падеж сущ. (ветер -И.п., в окно- В.п.)
-А какие окончания имеют им.сущ.И.п. м.р.? (-а,-я, нулевое); ср.р.? (-о,-е).
- В.п. м.р.? (-у,-ю,-я, нулевое);ср.р.? (-о,-е)
-А можем ли мы определить, какие окончания пишутся у имён прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п.? (Да ...Нет)
-А как ты это определил?
-Что тебе помогло? (Что, кто нам поможет? Учебник, друг, учитель)
-Какая тема урока? (Окончания прилагательных мужского рода в И.п. и В.п.)
-Проверьте себя по учебнику, правы ли вы?
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
-Ребята, но сегодня мы познакомимся только с окончаниями прилагательных м.р. в И.п. и В.п.
Работа над новым материалом
- Учитель читает слова Маши. (стр.108)
- Проверка по таблице.
- Чтение учащимися правила. (сначала знакомятся самостоятельно, а затем читает ученик вслух)
Физминутка.
-Я называю СС. Если у им. прилагательного окончание ударное, то вы хлопаете в ладоши. Если безударное, то вы топаете ногами.
Молодой дубок
высокий забор
широкий двор
больной зуб
лесной городок
умный ребёнок
дружный класс
Работа по учебнику.
Стр.110, №123.
Самостоятельно выполняют в тетрадях.
Проверка.(ученик объясняет с места, остальные проверяют у себя в тетрадях)
Закрепление.
На доске записаны слова:
Руч.ёк, лё., сне., (под)снежник.
-Задания будете выполнять на выбор:
1-я группа: списать слова, вставив пропущенные буквы, обосновать свой выбор.
2-я группа: записать словосочетания с данными словами состоящие из им.сущ.+им.прилаг.
Проверка.
-Итак, дети, встаньте те, кто выполнял 1-е задание. А вы, 2-я группа, проверяйте, правильно ли вы записали данные слова.
-Какую букву написали?
-Почему?
-Найдите её в классе.
- А теперь послушаем 2-ю группу. Прочитайте свои СС.
-Давайте составим предложение, чтоб им.прилагательное из составленных СС стояло в И.п. (запись на доске и в тетрадях)
Бежит по дороге говорливый ручеёк.
Звучит музыка. -Прислушайтесь...... Закройте глаза...... Постарайтесь услышать как бежит ручеёк....
-Назовите им.прилаг. в предложении. Какое окончание написали?-ый. Почему?(У прилаг. м.р. в И.п. без ударения пишется окончание -ый).
-А теперь составим предложение, чтоб им.прилаг. стояло в В.п. (запись на доске и в тетрадях)
Я видел в лесу голубой подснежник.
Звучит музыка.
-Назовите им.прилаг. в предложении. Какое окончание написали?-ой. Почему?(У прилаг. м.р. в В.п. под ударением пишется окончание -ой).
-Давайте устно составим такое предложение, чтоб у им.прилаг. было окончание -ий. -Какое СС подойдёт?
Тонкий лёд плывёт по реке.
-А теперь измените предложение, чтоб прилагательное тонкий было в В.п.
Ребята видели тонкий лёд.
-Продолжите мои фразы:
На уроке я узнал …
Я понял …
Затрудняюсь …
Мне понравилось …
Я хотел бы…
Итог урока.
-Поработали отлично,
Завершается урок.
И, конечно, без сомненья,
Подвести пора итог.
-На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные м. р. в форме ед.ч. в И.п. и В.п.? ( какой? Под ударением пишется окончание -ой, без ударения -ый, -ий )
Дома вы ещё раз прочитаете на стр.108 правило, которое держит Летучая мышь.
- Молодцы, ребята! Сегодня все работали очень хорошо. …..за работу на уроке получают........
Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...
конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе
Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...
конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе
Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...
Конспект урока русского языка "Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода"
Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать падежи имён прилагательных и навыка правописания окончаний прилагательных в родительном падеже; совершенствование умения правильно писать бе...
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"
Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...
Конспект урока русского языка "Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода" 3 класс
Цели деятельности учителя:- развитие умения выделять окончания и определять их родочисловую принадлежность;-формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных. Планируемые результат...
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)
Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять окончания имён прилаг...