Рабочая программа и ктп по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа и ктп по русскому языку 3 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (УМК «Школа России), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Цели и задачи учебного предмета
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
- формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.
Планируемые и предполагаемые результаты.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного курса
(175 часов)
Раздел | Содержание |
Язык и речь (2 часа) | Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. |
Текст, предложение, словосочетание (14 часов) | Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. |
Слово в языке и речи (19 часов) | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. |
Состав слова (45 часов). | Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. |
Части речи (76 часов) | Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. |
Повторение изученного за год (14 часов) | Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема | Количество часов |
Язык и речь | Наша речь и наш язык. | 2 |
Текст, предложение, словосочетание | Текст. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предложение с обращением. Состав предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание. | 14 |
Слово в языке и речи | Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи (обобщённое и углублённое представление). Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы. | 19 |
Состав слова | Корень слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Обобщение знаний о составе слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными, правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ). | 45 |
Части речи | Имя существительное | 32 |
Имя прилагательное | 18 | |
Местоимение | 5 | |
Глагол | 21 | |
Повторение | 14 | |
Всего | 170 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
Язык и речь (2 часа) | ||
1 | Наша речь. Виды речи. | |
2 | Наш язык. | |
Текст. Предложение. Словосочетание. (14 часов) | ||
3 | Текст. Типы текстов | |
4 | Текст. Типы текстов | |
5 | Предложение. | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | |
7 | Виды предложений по интонации. | |
8 | Предложения с обращением | |
9 | Обучающее изложение | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | |
12 | Простое и сложное предложения. | |
13 | Простое и сложное предложения. | |
14 | Словосочетание. | |
15 | Словосочетание. | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
Слово в языке и речи (19 часов) | ||
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | |
18 | Синонимы и антонимы. | |
19 | Омонимы. | |
20 | Слово и словосочетание. | |
21 | Фразеологизмы | |
22 | Обучающее изложение | |
23 | Части речи. | |
24 | Имя существительное | |
25 | Имя прилагательное. | |
26 | Глагол. | |
27 | Что такое имя числительное? | |
28 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | |
32 | Обучающее изложение. | |
33 | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | |
34 | Проект «Рассказ о слове» | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | |
Состав слова (47 часов) | ||
36 | Что такое корень слова? | |
37 | Как найти корень в слове? Словарный диктант. | |
38 | Сложные слова. | |
39 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
42 | Значения приставок | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
44 | Значения суффиксов.Словарный диктант. | |
45 | Сочинение по картине А.А.Рылова. | |
46 | Что такое основа слова? | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | |
50 | Обучающее изложение. | |
51 | Проект «Семья слов» | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
60 | Обучающее изложение. | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными | |
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | |
68 | Правописание суффиксов и приставок. | |
69 | Правописание суффиксов и приставок. | |
70 | Правописание суффиксов и приставок. | |
71 | Правописание суффиксов и приставок. | |
72 | Правописание приставок и предлогов. | |
73 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | |
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | |
75 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | |
76 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | |
77 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | |
78 | Обучающее изложение. | |
79 | Контрольный диктант по теме «правописание частей слов» | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | |
Части речи (79 часов) | ||
81 | Части речи | |
Имя существительное (32 часа) | ||
82 | Имя существительное и его роль в речи. | |
83 | Имя существительное и его роль в речи. | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
86 | Обучающее изложение. | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | |
88 | Проект «Тайна имени» | |
89 | Число имён существительных. | |
90 | Число имён существительных. | |
91 | Род имён существительных. Словарный диктант. | |
92 | Род имён существительных. Словарный диктант. | |
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | |
94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | |
95 | Обучающее изложение. | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
97 | Склонение имен существительных. | |
98 | Падеж имен существительных. | |
99 | Падеж имен существительных. | |
100 | Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |
101 | Именительный падеж. | |
102 | Родительный падеж. | |
103 | Дательный падеж. | |
104 | Винительный падеж. | |
105 | Творительный падеж. | |
106 | Предложный падеж. Словарный диктант. | |
107 | Обучающее изложение. | |
108 | Все падежи. | |
109 | Обобщение знаний. | |
110 | Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | |
Имя прилагательное (19 часов) | ||
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | |
116 | Текст-описание. | |
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | |
118 | Род имён прилагательных. | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | |
121 | Число имён прилагательных | |
122 | Число имён прилагательных | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам | |
125 | Обобщение знаний. | |
126 | Обобщение знаний. Проверка знаний. | |
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | |
128 | Обобщение знаний. | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | |
Местоимение (5 часов) | ||
131 | Личные местоимения. | |
132 | Изменение местоимений по родам. | |
133 | Местоимение. | |
134 | Местоимение. Словарный диктант. | |
135 | Обучающее изложение | |
Глагол (22 часа) | ||
136 | Значение и употребление глаголов в речи. | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | |
139 | Неопределённая форма глаголов. | |
140 | Неопределённая форма глаголов. | |
141 | Число глаголов. | |
142 | Число глаголов. | |
143 | Времена глаголов. | |
144 | Времена глаголов. Второе лицо. | |
145 | Изменение глаголов по временам. | |
146 | Изменение глаголов по временам. | |
147 | Обучающее изложение. | |
148 | Род глаголов в прошедшем времени | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени | |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | |
151 | Правописание частицы не с глаголами. | |
152 | Обобщение знаний. | |
153 | Обобщение знаний. | |
154 | Обобщение знаний. | |
155 | Обобщение знаний. | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
Повторение (14 часов) | ||
157 | Части речи | |
158 | Части речи | |
159 | Обучающее изложение. | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | |
161 | Правописание окончаний имен прилагательных. | |
162 | Правописание предлогов и приставок. | |
163 | Правописание безударных гласных. | |
164 | Правописание значимых частей слова. | |
165 | Итоговый контрольный диктант. | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | |
167 | Обучающее изложение. | |
168 | Текст. | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по русскому языку (3 - 4 четверти). 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта (№ 2) по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Русский язык» (авторы: В.Г.Горецкий,, В.П. Канакина «Русский язык») для 1 класса на 2012-2013 уч. год ФГОС «Школа России»
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской пр...
Рабочая программа и КТП по русскому языку. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС.
Технологическая карта по русскому языку. Составитель: учитель БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа для 2класса по русскому языку. "Школа России"
Эта программа предназначена для учащихся 2класса по программе "Школа России"...
Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку Школа России 3 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» (Школа России)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373...