Использование какографии для развития орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку на тему
В данном материале рассматриваются необходимые условия при использовании какографии, даны виды работ и карточки с текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Кольчугина О.В.
учитель начальных классов
г. Дубны МО
Использование какографии для развития орфографической зоркости.
«Какография - занятие весьма полезное»,
если «употребляется вовремя и с умением».
К.Д. Ушинский
Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.
Какография - умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
«Так называемая какография, т.е. поправка нарочито с ошибками написанного учителем, теперь везде почти оставлена, но это напрасно» (К.Д. Ушинский). Роль какографических (корректурных) упражнений в обучении грамотному письму велика. Т.В. Корешкова в своей статье «Использование неверных написаний при обучении самопроверке» писала: «Во-первых, они помогают выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи. В-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания.
Т.В. Корешкова сформулировала условия, которые необходимо соблюдать при какографии:
1. Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место – перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и, преимущественно, после прочного усвоения для обучения самоконтролю.
2. Корректурные упражнения должны выполняться в системе: а) начинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические; б) начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.
3. Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.
4. Необходимо обеспечивать обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причём способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).
5. Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем – предложения и тексты. 6. Предъявляемый материал не должен превышать 8 – 12 отдельных слов или текст в 25 – 30 слов, на которые не должно приходиться более 4 – 6 ошибок; их не следует концентрировать в конце текста.
6. Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля.
Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, можно предложить алгоритм действия.
1. Найди ошибку.
2. Определи, в какой части слова допущена ошибка.
3. Реши, какое правило надо применить.
4. Выполни нужные действия и вставь букву.
5. Исправь ошибку.
Данный вид работы я применяю как для индивидуальной работы, так и во время проведения орфографических пятиминуток – игра «Помоги Незнайке». Во время индивидуальной работы детям предлагаю одно из заданий:
- Найди и исправь ошибки в словах.
- Найди ошибку, сверху над словом напиши проверочное слово (кроме непроверяемых орфограмм, тогда укажи: словар. сл.)
- Найди ошибку, укажи сверху над исправленной буквой номер орфограммы (смотреть: памятка « Основные орфограммы»).
- Перепиши текст без ошибок.
- Перепиши текст без ошибок, для слов с ошибками в скобках напиши проверочные слова, графически покажи орфограмму.
- Выпиши из текста слова с ошибками, подобери к каждому по 2 однокоренных слова (кроме слов на правописание предлогов и с частицей НЕ с глаголами).
Ошибка – явление многофункциональное. Она выступает как индикатор неверных действий ученика на той или иной ступени решения орфографической задачи. Поэтому наравне с умением контролировать результат (запись слова) нужно формировать умение отслеживать процесс его достижения, т.е. осуществлять пооперационный контроль. И тогда можно рассчитывать, что выработанная способность осознанно проверять написанное обеспечит возможность не только находить и исправлять уже допущенные ошибки, но и предупреждать их появление.
Литература.
- М.С. Соловейчик, О.О. Харченко. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах //Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»: газета «Начальная школа», 2006, №№ 17–24/
- Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия применения. – Нач. шк. – 2000. – № 6. – С. 38 – 43
- Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. – Нач. шк. – 2003. – № 6. – С. 82– 86
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-6093-1515678054.jpg)
Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация
Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369457-1387296595.jpg)
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-117152-1485275447.jpg)
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.
Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205553-1361054175.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся 2 - х классов . Тренажёр для использования на уроках русского языка во 2 классе .
Дидактический материал представляет из себя блок диктантов с пропусками букв. Ребенок должен вставить пропущенные буквы,обозначая все орфограммы. Материал рассчитан на учащихся 2 классов второго...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/21/picture-101119.jpg)
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-998522-1516390359.jpg)
Использование приема какографии для повышения орфографической зоркости учащихся
Описание приема какографии и 20 карточек для работы учащихся 3 класса....