Использование какографии для развития орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку на тему

Кольчугина Ольга Владимировна

В данном материале рассматриваются необходимые условия при использовании какографии, даны виды работ и карточки с текстами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кольчугина О.В.

учитель начальных классов

г. Дубны МО

Использование какографии для развития орфографической зоркости.

«Какография - занятие весьма полезное»,

если «употребляется вовремя и с умением».

К.Д. Ушинский

Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.

Какография - умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

 «Так называемая какография, т.е. поправка нарочито с ошибками написанного учителем, теперь везде почти оставлена, но это напрасно» (К.Д. Ушинский). Роль какографических (корректурных) упражнений в обучении грамотному письму велика. Т.В. Корешкова в своей статье «Использование неверных написаний при обучении самопроверке» писала: «Во-первых, они помогают выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи. В-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания.

Т.В. Корешкова сформулировала условия, которые необходимо соблюдать при какографии:

   1. Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место – перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и, преимущественно, после прочного усвоения для обучения самоконтролю.

   2. Корректурные упражнения должны выполняться в системе: а) начинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические; б) начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.

   3. Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.

   4. Необходимо обеспечивать обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причём способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).

   5. Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем – предложения и тексты. 6. Предъявляемый материал не должен превышать 8 – 12 отдельных слов или текст в 25 – 30 слов, на которые не должно приходиться более 4 – 6 ошибок; их не следует концентрировать в конце текста.

   6. Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля.

Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, можно предложить алгоритм действия.

1. Найди ошибку.

2. Определи, в какой части слова допущена ошибка.

3. Реши, какое правило надо применить.

4. Выполни нужные действия и вставь букву.

5. Исправь ошибку.

Данный вид работы я применяю как для индивидуальной работы, так и во время проведения орфографических пятиминуток – игра «Помоги Незнайке». Во время индивидуальной работы детям предлагаю одно из заданий:

  1. Найди и исправь ошибки в словах.
  2. Найди ошибку, сверху над словом напиши проверочное слово (кроме непроверяемых орфограмм, тогда укажи: словар. сл.)
  3. Найди ошибку, укажи сверху над исправленной буквой номер орфограммы (смотреть: памятка « Основные орфограммы»).
  4. Перепиши текст без ошибок.
  5. Перепиши текст без ошибок, для слов с ошибками в скобках напиши проверочные слова, графически покажи орфограмму.
  6. Выпиши из текста слова с ошибками, подобери к каждому по 2 однокоренных слова (кроме слов на правописание предлогов и с частицей НЕ с глаголами).

Ошибка – явление многофункциональное. Она выступает как индикатор неверных действий ученика на той или иной ступени решения орфографической задачи. Поэтому наравне с умением контролировать результат (запись слова) нужно формировать умение отслеживать процесс его достижения, т.е. осуществлять пооперационный контроль. И тогда можно рассчитывать, что выработанная способность осознанно проверять написанное обеспечит возможность не только находить и исправлять уже допущенные ошибки, но и предупреждать их появление.

Литература.

  1. М.С. Соловейчик,   О.О. Харченко.  Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах //Цикл лекций на заочных  курсах повышения квалификации учителей   в педагогическом университете «Первое сентября»: газета «Начальная школа», 2006, №№ 17–24/  
  2. Корешкова Т.В. Приём какографии: возможности и условия применения. – Нач. шк. – 2000. – № 6. – С. 38 – 43
  3. Корешкова Т.В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. – Нач. шк. – 2003. – № 6. – С. 82– 86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.

Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...

Развитие орфографической зоркости учащихся 2 - х классов . Тренажёр для использования на уроках русского языка во 2 классе .

Дидактический материал представляет из себя блок диктантов с пропусками букв. Ребенок должен вставить пропущенные буквы,обозначая все орфограммы. Материал рассчитан на  учащихся 2 классов второго...

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Использование приема какографии для повышения орфографической зоркости учащихся

Описание приема какографии и 20 карточек для работы учащихся 3 класса....