Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тимофеева Наталия Валерьевна

Написание слов-названий предметов   мужского и  женского рода  с основой на шипящий звук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

     

Выполнила:   Тимофеева Наталия Валерьевна

МОУ «Гимназия № 20» го Саранск

Республики Мордовия

учитель начальных классов

Саранск, 2017

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 2А

Тема урока:  Написание слов-названий предметов   мужского и  женского рода  с основой на шипящий звук.

Цель: формирование представления о написании существительных  мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) развивать умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1) развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам;

5) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Предметные: 

формировать интерес к русскому языку

Материально-техническое обеспечение:

Н.А.Чуракова,  М.Л. Каленчук  Русский язык  2 класс, 1часть. Рабочая тетрадь №1; компьютер, колонки, проектор, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Орг. момент

Проверка рабочего места к уроку.

Создание  эмоционального  настроя

Проверяют свою готовность к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу

1 мин

Чистописание

Безотрывное письмо слова озимь, но сначала повторим написание каждой буквы.

Для чего нужен ь знак в этом слове?

Записывают число, классная работа.

Прописывают буквы по образцу, записывают слово озимь

Каллиграфия

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

Осваивать навык правильного, красивого письма

2 мин

Сообщение темы урока

Назовите тему предыдущего урока? Сообщите тему сегодняшнего урока, на какой странице мы будем с вами работать?

Открываем  учебники на стр.152 и прочитайте.

Чему мы будем учиться сегодня?

Открывают учебники, называют тему урока, определяют цель урока.

2 мин

Актуализация знаний

Предлагаю из темы урока выделить ключевые слова, вспомнить шипящие звуки

- Каким звукам мы сегодня уделим внимание?

- Назовите эти звуки.

- Обозначим их на письме.

- На какие две группы делятся звуки?

- Вспомните, а для чего нужен мягкий знак?

Ставит проблемный вопрос:

- Как вы думаете, нужен ли ЭТИМ звукам мягкий знак?

- Давайте сделаем вывод.

Использует ресурс для демонстрации вывода о роли мягкого знака.

Отвечают на вопросы.

Решают проблемную ситуацию.

Высказывают предположения о необходимости написания ь после шипящих

Отвечая на вопросы, делают вывод о роли ь в словах.

Роль Ь

Тест и правило

Интерактивное практическое задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf

Обобщить полученные знания о роли мягкого знака.

8 мин

Работа над новой темой урока

- Можем ли мы сделать третий вывод?

Предлагаю обратиться за помощью к учебнику и высказать предположения

-Есть слова женского и мужского рода?

- Означим, что в первом столбике будут слова-предметы мужского рода

- Где будем работать?

- На какую букву открываем обратный словарь?

- Это будет в начале,    середине или конце словаря?

- Прочитайте слова на ч.

- Назовите слова. Какого рода все эти слова?

- Запишите одно слово обозначающую шипящий звук.

- Откройте словарь на букву Ж. Определите,    какого рода все слова-предметы?

- Запишите одно слово.

- Запишите по одному слову из словаря на буквы Ч и Щ.

- Увидели вы здесь мягкий знак?

Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: слова-предметы мужского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без Ь.

- Зачеркиваем Ь.

- Возвращаемся к Обратному словарю. Найдите слова на Ь, а затем на  ЖЬ.

- Назовите слова. Какого они рода?

- Обозначим - во втором столбике будут слова женского рода.

- Запишем по одному слову на ЧЬ, ШЬ, ЩЬ.

- Какой вывод можем

сделать о написании слов предметов женского рода?

Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с Ь.

Ставит проблемный вопрос:

Кто догадался, почему в словаре два раза написаны слова ПЕЧЬ и ТЕЧЬ?

Почему другие слова написана всего по одному разу?

Работа с правилом.

Так для чего же нужен ь после шипящих?

Выполняют

упр. № 117 в учебнике.

Нет, только М.Р.

м.р.

Работают с обратным словарём.

На букву ь

Выдвигают гипотезы, делают выводы.

Плащ

этаж

ландыш

врач (женского рода)

Решают проблему:

почему в существительных, оканчивающихся на шипящий  пишется ь знак

Вещь

рожь

ночь

помощь

Сравнивают свои выводы с выводом в учебнике на стр.156

Работают с правилом, проговаривают вслух.

Вывод учащихся

12 мин

Физминутка

Игра-соревнование: Разложить картинки по двум корзинкам( мальчики –м.р., девочки ж.р.)

2 мин

Закрепление  и обобщение материала, изученного на уроке

Теперь поработаем со словами

1 ученик работает у интерактивной доски, остальные записывают в тетрадях. Взаимопроверка.

Распредели слова: с "Ь" и без "Ь"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html

Проверка формирования  умения дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.

5 мин

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по вариантам.

Если затрудняетесь, обратитесь к словарю

Проверка

Выбери правильный ответ

Тренинг на дифференциацию разных вариантов написания орфограммы Ь после шипящих

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6684-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_10.swf

Проверить умение дифференцировать слова    с основой на шипящий по родам.

5 мин

Развитие орфографических умений.

Сейчас проведем мини  проверку усвоения правописания ь после шипящих  в именах существительных. Проверка с использованием интерактивной доски.

Выполняют задание. Фронтальная проверка на интерактивной доске.

Делают самооценку работы.

Ставят отметку на полях тетради.

Вставь пропущенный Ь Задание для самостоятельной работы

Тренажер

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9243dabd-2745-4fa1-b53d-ce837c37b584/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_089%5D.html

Проверить знания в усвоении правописания ь после шипящих

5 мин

Итог урока

Беседа о тайне раскрытой на уроке и повторение вывода.

Оценивание учащихся.

Формулируют свои ответы и повторяют вывод

1 мин

Рефлексия

Я узнал, что…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я смог…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что.

Продолжают выбранную фразу

1 мин

Домашнее задание

Домашнее

задание

стр.154,упр.123

Записывают домашнее задание  в дневниках:

стр.154, упр. 123.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Урок русского языка по теме " Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий", 2 класс по УМК ПНШ. По теме урока подготовлена презентация, используются ЭОР....

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Конспект урока русского языка во 2-б классепо УМК «Перспективная начальная школа»...

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук, 2 класс

Технологическая карта урока. УМК "Перспективная начальная школа"...