Урок по русскому языку " Времена глаголов", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Можайская Надежда Алексеевна

Урок открытия нового знания ( с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.49 КБ
Файл презентация934.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку.

Тема: « Изменение глаголов по временам»

Конспект урока и презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ гимназия№ 11 г. Балашиха Можайская Надежда Алексеевна

Цели:

-  закреплять ранее изученный материал;

- познакомить с изменением глаголов по временам;

- учить  определять время глагола по вопросу;

- обогащать словарный запас, развивать речь;

- учить самостоятельно « открывать» новые знания;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение,       сравнение, память;

- развивать умение работать в группах;

- развивать адекватную самооценку своей деятельности.

- воспитывать интерес к урокам русского языка;

- развивать чувство прекрасного через поэзию, живопись, музыку.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять времена глаголов по вопросам.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания ,стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, трудности.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Тип урока: урок изучения нового

1. Организационный момент ( звучит музыка Антонио Вивальди « Времена года. Весна») Приветствие гостей.

2. Актуализация знаний.

-Кто  знает, музыка какого композитора сейчас прозвучала?

- Как называется это музыкальное произведение?

(Отрывок  произведения великого композитора А. Вивальди « Времена года. Весна».)

-Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? Что представили?

-Как вы думаете, о чем это произведение?

Не только музыканты, но и великие художники на своих полотнах изображали

 весну(слайды с картинами  о весне), поэты посвящали ей свои стихи.

Ученица читает стихотворение Ф. Тютчева « Зима недаром злится,…»

( На доске появляются картинки с изображением весны и зимы в образе людей)

Часть этого стихотворения перед вами на доске и на листочках.

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

В тексте выделены слова. Посмотрите внимательно и скажите, к какой части речи они относятся? ( глагол)

3. Самоопределение к деятельности.

-По какому признаку вы определили, что это глагол?( по вопросу)

-Что такое глагол? На какие вопросы он отвечает и что обозначает?

4. Работа по теме урока.

- А сейчас мы будем работать в группах под девизом: « Одна голова – хорошо, а много – лучше»

Создание проблемной ситуации!

Игра – эстафета.

 –Кто быстрее разделит выделенные глаголы на группы. Ученики, выполнившие задание, выходят к доске, зачитывают свои варианты)

-На какие вопросы отвечают глаголы, которые относятся к первой группе?

 О чем они нам рассказали?( что действие уже совершилось)

- На какие вопросы отвечают глаголы, которые относятся ко второй группе?

 О чем они нам рассказали?( что действие происходит в данный момент)

- Давайте сравним ваши ответы с образцом.( образец на доске)

-Молодцы!

- Это  то, что происходило и происходит сейчас. Но весна только идет .

- Какие еще нас ждут весенние изменения в природе?

- Давайте назовем глаголы, характеризующие весенние изменения, которые будут происходить.

Ученики приводят свои примеры.

- Что помогло вам подобрать нужные глаголы?( вопросы)

-Назовите вопросы, которые вы задавали.

-Что обозначают глаголы каждой группы?

- Как  можно назвать глаголы каждой группы?

- Давайте проверим по учебнику, что об этом говорит Иван Иванович Самоваров.(стр. 59)

Чтение правила вслух.

-Совпали ли ваши предположения с правилом учебника? Молодцы!

Целеполагание.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о глаголах прошедшего, настоящего и будущего времени)

На экране появляется тема урока.

- Какова будет  цель нашего занятия?( научиться определять времена глаголов)

На экране появляется цель урока.

5. Физминутка

- Я буду называть глаголы, а вы ,если услышали глаголы прошедшего времени – приседаете, глаголы настоящего времени – прыгаете на месте, будущего- тянетесь вверх.

( Играли, учим, посмотрим, пели ,будем отдыхать, стараемся, лепили, подрастем, читали, будем писать)

6. Первичное закрепление.

Перед каждой группой лежит текст о весне.

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. Солнышко скоро пригреет и лесных обитателей. Растают снега. Весна идет!

-Теперь вы сами будете определять времена глаголов. Можно использовать учебник, как эталон.

-Ребята, на доске правильные сокращения времени глаголов.      ( слайд на доске)

Фронтальная проверка. Каждая группа читает по предложению ,называет глагол и время , в котором он употреблен.

7. Самостоятельная работа.( учебник , стр.60, упр.107)

(Резерв-с.61 упр.108)

8.Обобщение.

- О словах какой части речи мы сегодня говорили?

- О каких временных формах глагола вы узнали?

- Как определить , в каком времени стоит глагол?

9. Рефлексия.

Учебная рефлексия.

-Покажите, пожалуйста, мне свой светофор. Если у вас на уроке все получилось и вы довольны своей работой, то зеленый, если еще есть трудности- красный.

Эмоциональная рефлексия.

-На доске нарисовано зимнее дерево. Давайте превратим его в весеннее.

- Если у вас отличное настроение в конце урока, то приклейте зеленый листочек.

-Если обычное настроение- голубой, а плохое- сиреневый.

Давайте посмотрим, какое дерево у нас получилось.

Оно ожило, а значит весна пришла и празднует свою победу!

Всех от души поздравляем с праздником весны! Новых вам открытий и побед!

Д/З –с. 59 правило, придумать и записать по 5 глаголов каждого времени, составить три предложения с глаголом каждого времени.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой « Русский язык», мультимедийная доска, раздаточный материал.

03.03.2015г.

Учитель- Можайская Надежда Алексеевна

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. Солнышко скоро пригреет и лесных обитателей. Растают снега. Весна идет!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антонио Вивальди

Слайд 5

Федор Иванович Тютчев Зима недаром злится , Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось , Всё нудит зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.

Слайд 6

Прошла- что сделала? Засуетилось- что сделало? Подняли- что сделали? Злится- что делает? Стучится- что делает? Гонит- что делает? Нудит- что делает?

Слайд 7

тема: Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени цель: Научиться определять времена глаголов

Слайд 8

Правила сокращения при обозначении времени глагола Глаголы прошедшего времени – пр. в. Глаголы настоящего времени – наст. в. Глаголы будущего времени – буд. в.

Слайд 9

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые совершались в прошлом и отвечают на вопросы что делал? что сделал? Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются сейчас и отвечают на вопросы что делаю? что делает? Глаголы будущего времени обозначают действия, которые будут совершаться и отвечают на вопросы что сделает? что будет делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Времена глаголов". 3 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Времена глаголов". 3 класс. УМК "Школа России". На моём мини-сайте имеется презентация к уроку....

Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.

Конспект урока по русскому языку «Время глагола» в 4 классе.Цели:1. Способствовать систематизации знаний учащихся о временных формах глагола;2. Содействовать совершенствованию умения опред...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола" 3 класс , УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Времена глагола"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые рез...

Конспект урока по русскому языку: Времена глаголов (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку:  Времена глаголов (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждойвременной формы. Планируемые результаты Предметные: знать понятие «Время глаго...