Буквы Ф,ф. Их работа.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bukva_f.docx | 87.3 КБ |
samoanaliz_uroka_bukva_f.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы Ф,ф. Их работа. Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;
- научить ребят различать звуки [ ф], [ ф'];
- читать слоги и слова с данной буквой.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
- учить работать в парах, группами, сообща;
- воспитывать чувство гордости за Родину.
Тип урока: знакомство с новой буквой
Оборудование:
- Аудиозапись мультфильма “Трое из Простоквашино”;
- Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина, кораблики;
Ход урока
I. Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.
Психологический настрой
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
Кадр 2
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
II. Введение в урок
Звучит голос кота Матроскина из мультипликационного фильма “Трое из Простоквашино”.
- Вы узнали этого героя?
- Из какого он мультфильма?
Кадр3
- Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?
Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем. Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.
III. Мобилизующий этап
Кадр 4
- Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, форма, конфеты, портфель, факел, жираф, туфли).
- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.
Кадр 5
- Что изменилось?
Кадр 6. Проверим.
- Что объединяет эти слова?
- Посмотрите внимательно еще раз на картинки и найдите среди этих предметов одушевленные (дельфин, филин, жираф). Докажите свой выбор.
- На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?
- Наши гости что-то заскучали. Попробуем его угостить чем-то вкусненьким. Придумайте «вкусные» слова с новыми звуками, они могут стоять и в начале слова, и в середине, и в конце.
финики вафли фисташки
кефир конфеты
зефир фрукты
- А я хочу угостить наших гостей мороженым. Можно им его съесть? Почему?
IV. Формулирование темы и цели урока
Кадр 7
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Тема урока “Буква Ф и звуки, которая она обозначает”)
Цели урока: - познакомиться с…
- учиться отличать ….
- учиться читать.
- Кот Матроскин отправился в путешествие на российском корабле? Но как можно догадаться, что корабль - российский?
Кадр 8
Изображение флага. Рассмотрите его.
- Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?
Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)
V. Знакомство с новыми звуками
- Произнесите первый звук в слове флаг.
- Дайте характеристика звука [ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)
Работа над словом филин. - Дайте характеристику звука [ ф'].
(Согласный, глухой, мягкий.)
VI. Физминутка Игра «Тим и Том».
Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами. Назовите слова: Если услышите твёрдый звук [ф], то плывёт как на лодке, гребя вёслами Том, если услышите мягкий звук [ф'], то Тим.
Дети и учитель называют слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот
VII. Знакомство с новой буквой
Федя ходит руки в боки, (заучивание наизусть)
Значит выучил уроки. как физминутка
- Давайте встанем и изобразим эту букву
Определение места буквы Ф в Буквограде.
- Кто догадался, где мы поселим новую букву? В каком домике? Произносим попарно эти звуки.
(Напротив буквы В, т.к. новая буква обозначает парный глухой согласный звук).
VIII. Чтение слогов с новой буквой
Кадр 10
фа фи
фо фе
фу фя
фы фё
Чтение сверху вниз, справа налево, с разной интонацией, пропевая.
- Почему слоги разделены на 2 группы?
IХ. Физминутка. Зрительная гимнастика
Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.
Закройте глаза(1-2-3).
Зажмурьте их(1-2-3).
Быстро поморгайте(1-2-3).
Закройте глаза(1-2-3).
Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.
Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.
- Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?
Кадр 15. Прочитайте слова на с.77.
- Какие слова непонятны?
- Какие слова можно, отнести к морской тематике?
(флот.) - крупное объединение объектов (кораблей, судов, самолётов) для использования в какой либо среде (например, морской флот, добровольный флот, воздушный флот, Императорский военно-воздушный флот). Разделяют на военный, гражданский, морской, воздушный.
- Какие задания можем выполнить с этими словами?
Придумать предложения, записать в виде моделей.
Х. Хоровое чтение.
ХI. Чтение текста с.77 «Адмирал Федя»
ХII. Рисование фонтана. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква “Ф” или “ф”.
ХIII. Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
Кот Матроскин хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Да-нет». Вы должны отвечать, если вы согласны - «Полный вперёд», если нет - «Стоп машина»
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. - А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
5. В слове фуфайка только одна буква «ф».
Кадр 18. Проверьте себя.
У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны.
Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.
Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны.
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Учитель | Бродникова Н.П.., учитель начальных классов |
Класс | 1 г класс |
Учебно-методическое обеспечение | Букварь. 1 класс. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., прописи Л.Г.Олисовой. |
Тема урока | Буква Ф, ее работа |
Тип урока | Изучение нового материала |
Самоанализ урока обучения грамоте
по теме «Буква Ф, ее работа»
1.Тип урока и его структура
- Тема урока: Буква Ф, ее работа.
- Тип урока: изучение нового материала.
- Форма урока : урок-игра «Путешествие с Матроскиным»
- Место данного урока в теме.
Данный урок было проведен в рамках темы «Формирование действий письма и чтения», на изучение которой отводится программой 75 часов.
Цель темы: Сформировать у учащихся действий письма и чтения, выделение способов орфографического действия.
Задачи темы:
- Формирование представлений о букве как значке для обозначения звуков.
- Начать формировать действие чтения и письма.
- Введение понятия об орфограмме.
- Конкретизация действий чтения и письма.
- Отработка этих действий.
- Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков буквами (правила графики).
- Формирование способов письма по заданному образцу.
- Постановка и решение орфографических задач.
Данный урок в теме № 27. Этот урок является продолжением изучения работы парных согласных (г-к, д-т, в-ф) после изучения работы гласных букв в позиции, когда гласная буква стоит после согласной. На следующем уроке будет изучена следующая буква, которая имеет пару по звонкости-глухости, т.е. алгоритм изучения буквы детям знаком, поэтому буква Ф на уроке вводится методом исследования работы буквы.
2. Характеристика класса
В классе обучаются 23 ученика – 12 девочек и 11 мальчиков. 3 отсутствовали по причине болезни. Адаптация детей в 1 классе проходит безболезненно для детей. Вновь прибывшие в наше учреждение дети быстро влились в коллектив.
Познавательная и учебная мотивация у детей имеет стабильную динамику на протяжении обучения с 1 сентября по сегодняшний день. Отношение к учебной деятельности у детей положительное. Им нравится учиться, быть школьниками. В 1 класс пришли 6 читающих детей, 5 человек не знающие буквы, 12 – по слогам.
Работоспособность первоклассников высокая, особенно, когда дело касается индивидуальной работы руками (письмо, рисование, работа с пластилином). За период обучения они научились хорошо работать устно, удерживать информацию, работать по алгоритму действий. Первоклассники охотно сотрудничают парах, в малых группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, самооценивать себя и взаимооценивать друг друга, на уроках преобладает сотрудничество.
Дети умеют быстро включаться в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе достаточно высокий. Следовательно, для них возможно и желательно применение психоинтенсивных образовательных технологий: можно прямо предъявлять педагогические требования, фронтальный и индивидуальный опрос.
Все дети могут работать в одинаковом режиме.
Программа по обучению грамоте на данный момент освоена детьми в неполном объеме: не все умеют читать слова и тексты с изученными буквами с опорой на гласную, предварительно подготовив текст к чтению (расставляют точки под гласными, делят слово на слоги), понимают прочитанное, записывают слова с изученными буквами под диктовку и предложения.
Исключение составляют двое учеников, по причине долгой болезни (Соловьёв Кирилл), задержка в развитии (Луковкина Саша): под диктовку пишет пока только при индивидуальной работе, читает, плохо понимая прочитанное.
3.Цели урока
1) Цели обучения:
-усвоение всеми учащимися умения читать слова с буквой ф;
-закрепление умения читать слова с опорой на гласную;
-закрепление системы знаний о работе изученных букв;
-повторение понятий «исследование: тема, цель, гипотеза, методы исследования».
2) Цели развития:
-формирование надпредметных умений классифицировать, обобщать, сравнивать;
-совершенствование умений постановки и решения проблем, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии;
-формирование умения, входящего в состав умения учиться: разграничивать «знаю» - «не знаю».
3) Цели воспитания:
-формирование навыков общения, привычки к деловому сотрудничеству.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
На первом этапе урока «Самоопределение к деятельности» дети контролировали и оценивали свою готовность к уроку.
Второй этап «Постановка учебной задачи». Ученики совместно с учителем при помощи условных обозначений планировали работу на уроке по изучению темы «Буква Ф, ее работа».
На третьем этапе урока «Открытие обучающимися новых знаний» было запланировано и проведено исследование:
- тема исследования «Буква Ф»;
- цель исследования – выяснить работу буквы Ф;
- гипотеза (дети выдвигали свои предположения о работе буквы Ф);
- методы исследования – «спроси у другого» и наблюдение.
Наблюдение за работой буквы Ф было проведено посредством звуко-буквенного анализа слов «флаг» и «филин». Ученики сами сделали вывод о том, какую работу выполняет буква Ф, так как они знакомы с данным видом деятельности на предыдущих уроках . Далее дети нашли для буквы Ф место в ленте букв (Буквограде), обосновали свой выбор. Данный этап урока предполагал актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
Следующий этап урока «Применение знаний на практике» направлен на привитие детям навыка чтения слов с буквой Ф.
Проводилась игра «Тим и Том» с целью разграничения звуков по твёрдости и мягкости.
Алгоритм чтения, знакомый детям с первых уроков изучения букв, является основой для усвоения детьми чтения с опорой на гласную:
- Смотрю на слово.
- Точками отмечаю гласные буквы.
- Делю слово по слогам.
- Прочитываю слово по слогам с опорой на гласную.
- Читаю слово целиком, выделяя ударный слог.
Чтение проводилось в паре «по цепочке».
На пятом этапе урока «Работа над лексическим значением слов» у обучающихся формировалось умение организовать деятельность с дополнительными источниками информации. Данная деятельность находится на стадии формирования, так как детям, у которых еще не сформирован способ беглого чтения, очень трудно найти информацию в толковом словаре.
На последнем этапе урока «Рефлексия учебной деятельности на уроке» была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности по трем критериям – внимание, знание, аккуратность в прописях (критерии в прописях обозначаются учениками условными обозначениями). В завершение соотносятся цель работы на уроке и результаты, намечаются дальнейшие цели деятельности.
На данном уроке были реализованы основные замыслы личностно-ориентированного урока:
- На уроке происходило обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Ребята четко понимали, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представляли себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводила их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.
- Серьёзное внимание уделялось развитию мотивационной сферы, образовательный процесс был обогащен позитивными эмоциями,
- Были созданы условия для проявления познавательной активности учащихся.
- Применялись разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.
- Деятельность учащихся была ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка),
- Была повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализовывала стратегии сотрудничества, сочетала фронтальную работу с классом с групповыми формами деятельности.
- Создавала атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- На уроке создавала условия для достижения успеха каждым учеником.
- В конце урока проводила рефлексию.
Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В 1 Г КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ БРОДНИКОВА Н.П.
ТЕМА:
БУКВА Ф, ЕЁ РАБОТА.
Учебно-методическое обеспечение Букварь. 1 класс. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., прописи Л.Г.Олисовой.
Декабрь
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буква ц и ее работа
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по системе Эльконина- Давыдова....
Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;– формируем умение выделять звук в слове;– знакомим с по...
Звуки [м] [м"], буквы М, м. Две работы буквы М
Урок по литературному чтению (обучение грамоте), 1 класс., УМК"Перспективная начальная школа"....
Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.
,Представлен конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) по УМК ПНШ....
Буква Т и её работа.
Урок обучения грамоте....
Звуки [н], [н’], буквы Н,н. Две работы буквы и.
Технологическая карта урока по предмету литературное чтение (период обучения грамоте) в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п
Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...