Буква Т и её работа.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этапы урока и дозировка времени | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общие методические указания | ||
Организация класса. 2 мин Чтение стихотворения Введение значка для самооценки | - Я рада снова видеть Вас и хочу поделиться хорошим настроением. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - А у вас какое сегодня настроение? - На партах у вас приготовлены улыбки-фишки. Для чего?
| Приветствие учителя. (Слушают учителя) - Чтобы оценивать работу. | Стихотворение. | ||
Артикуляционная Гимнастика Целеполагание и мотивация. 3 мин Проблемная ситуация Повторение 2 мин Беседа Новая тема. 10 мин Чтение загадки Самостоятельная работа Проверка у доски Самооценка Проблемная ситуация «Ловушка» Формулировка темы урока Выдвижение предположения Физкультминутка 2 мин | 1. Зеркало! Поработаем с язычком и губами. 2. “Лисичка – собачка”. “Лисичка” – показываем язычок. “Собачка” – прячем язычок. 3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней. Упражнение “Вкусное варенье”. Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок приподниму И остаток оближу. 4. Упражнения на дыхание. А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.) Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы: Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза), – Что мы сейчас делали? – Для чего делали? Сегодня урок обучения грамоте мы снова проведем с героями нашей азбуки, как думаете, куда мы с ними отправимся? - Для чего? - Маша и Миша собрались идти в гости в город Букв, в дом, где живет новая для них буква и звуки, но сомневаются – смогут ли они самостоятельно его найти. Так как они, в отличие многих из вас, только начинают читать и изучать буквы со страничками нашей азбуки. - Хотите им помочь? - Скажите, а город Букв, куда нам откроет дорогу? - Кто живет в этом городе? - А как мы их различаем? - Все ли домики в городе нам известны? - Один из них мы должны помочь отыскать нашим героям. - Принимаемся за работу! - Послушайте загадку: Стучат, стучат – не велят скучать, Идут, идут, а все тут как тут. В деловом центре заработали часы, а вы слышите, как они идут? - Повторите звуки голосом.
- Молодцы, вы умеете слушать, и поэтому сказали правильно. - Выложите звуковую модель слов друг под другом. - А теперь прокомментируют свою работу у доски два ученика. - Правильно выполнено задание? - Кто нашел у себя ошибки? - Вы согласны? Оцените свою работу. Если нет ошибок, то возьмите себе «улыбку». - Выделите голосом первые звуки. - Ой, что-то случилось с экраном – пропало изображение часов... Остался только звук. Чтобы все исправить, нам нужно изобразить их звук. - А что нам нужно, чтобы звук стал видимым? - А почему буквами? - Записываю: Gик – Zак. - Но я же написала значки, которые обозначают буквы. Тик-Так. - А откуда вы знаете такие буквы, Миша с Машей не знают. Мы еще никогда звук [ т ], [ т’] буквами не обозначали. - А кто-нибудь знает, какой буквой надо обозначить звуки [ т ], [ т’]? - Посмотрите, как пишется печатная буква Т заглавная и строчная. Чем они отличаются? - На что она похожа? - Прочитаем получившиеся слова. - Смотрите, наши часы в городе Азбуке снова стали видимые. - Оцените свою работу. - Кто скажет, какая сегодня тема урока? - А сейчас вы готовы уже помочь Маше и Мише назвать нужный адрес? - Кто уже уверен - покажите и назовите его. - Не забывайте, что Маша с Мишей только учатся читать, им пока не все понятно, они сомневаются. - Что нам поможет запомнить эту букву? - Что ж, нам предстоит понаблюдать за буквой Т и ее звуками читая слоги и слова. Но сначала я вас приглашаю отдохнуть. | -Зарядку для языка, на дыхание. -Правильно выговаривать звук, слова, предложения. - В город Букв. - Чтобы познакомиться с новой буквой и ее работой. - Да, хотим! - Звуки гласные и согласные, буквы. - Звуки мы слышим и произносим, а б буквы – это значки, мы их пишем и читаем. - Нет. - Это часы. - Да. - Тик-так. [ т’] – согласный, глухой, мягкий; [ и ] – гласный; [ к ] – согласный, глухой, твердый. - Да. [ т ] – согласный, глухой, твердый; [ а ] – гласный; [ к ] – согласный, глухой, твердый - [ т ], [ т’]. - Нужно звуки обозначить буквами. - Потому что буквы мы видим. - Вы неправильно записали. Ловушка! - Они разные, а должны быть одинаковые. - Мы уже умеем читать. Буквой Т – вот такой. Высотой. - На молоток, … - Тик-так. - Мы все правильно написали, часы стали исправными, поэтому заработали «улыбку». - Буква Т и ее работа. Да. - Район парных согласных, улица глухих. | Выполнение упражнений с зеркалом Показ слайда. Введение героев для обозначения проблемы. Долгосрочный проект. Ответы детей. Ситуация успеха. Показ слайда. Загадка. Работа со звуковой моделью слова. Показ слайда. Проблема. «Ловушка» Показ слайда. Показ слайда. Показ слайда. Формулировка темы. Выдвижение предположения. Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе. Физкультминутка. Показ сдайда. | ||
- Тренируемся в чтении. – Прочитайте слоги на экране. По картинке доскажите словечко. - Я буду читать слоги, а вы должны будете хлопнуть в ладоши, если звук [ т ] мягкий. - А работа каких букв повлияла на согласный звук [ т ]? - Давайте вспомним о работе гласных, посмотрите на наш проект карты города. - Поэтому, какую работу выполняют наши согласные в слогах? - Вы у меня, молодцы, ребята. - Поработаем со словами в Азбуке на с. 50. - Прочитайте про себя слоги и слова. - Читаем первую строчку– 1 ряд. - Как они прочитали? - Прочитайте вторую строчку – 2 ряд. - Как оцениваете их чтение? - Встретились непонятные слова? - Сможете объяснить? - мята- ароматное растение…. Читаем третью строчку - Все понятно? Четвёртую строчку Пятую строчку Шестую строчку - Ребята, а кто знает, что это за животное енот? Нутрия? - ……….. сегодня вам приготовила с мамой презентацию об енотах и нутриях. - Спасибо, Настя. - Придумайте высказывание со словом енот. - Маша предлагает вам записать высказывание, используя схемы – карточки слов: ………. - Проверим получившиеся высказывания. Прочитайте их друг другу в парах. - А теперь сверьте с доской. Кто выполнил правильно? - Умнички, хорошо умеете составлять высказывания. Оцените вашу работу. игра “Живые буквы”. – Правила игры. Вы будете “живыми” звуками слова “тюк» - Помните алгоритм работы? – Оля будет первым звуком. Назовите его – [т]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, мягкий, глухой) – Серёжа – вторым звуком. Назови его – [у]. (Характеристика) – Катя – третьим звуком. Назови его – [к]. (Характеристика) – Шаг вперёд первый согласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место. – Шаг вперёд второй согласный звук! – Шаг вперёд первый гласный твёрдый звук! Хором назовём его. Дети прикрепляют на доску схему слова “тюк”. - А теперь поработайте в группах со словами по образцу. Контролеры, поднимите руки. Не забыли, как работаем в группе? - Хорошо, будьте внимательны. - Проверим, как справились группы со своей работой. - Выходят контролеры группы со словом торт. - Выходят контролеры группы со словом дети. - Приглашаются контролеры групп со словом карета. - С заданием группы справились, молодцы. Оцените работу. Если группа поработала без ошибок – все зарабатываете «улыбки». Сделайте вывод: какую работу выполняла в этих словах буква Т? - Давайте схематично изобразим наше знание. Самостоятельно схематично изобразите работу буквы Т. - В группе обсудите, представьте лучшую работу. - Посмотрим, что получилось. Прокомментируйте свои схемы. - Какой звук [ т ] и [ т’] по звонкости-глухости. - Есть замечания по оформлению работы? Вывод: - Сможем мы теперь помочь нашим друзьям попасть в нужный дом в городе Букв? Все уверены? - Еще раз покажите и назовите адрес дома.
- Найдите нужный дом на своей карте города и обозначьте его нужными значками. - Проверьте с картой на доске. Вывод. - Почему вы так считаете? - Хорошо, доказали. – Сейчас нам предстоит выполнить сложную работу, давайте подготовим наши глазки. – Найдите букву на рисунке. - Маша иМиша говорят вам спасибо, а так как в гости приято ходить с подарками они и вам дарят мультфильм. - Вам задание: увидеть, услышать, слова, предметы, звуки, где встречается изученные сегодня буква и звуки, которые она обозначае - Понравился вам мультфильм? - Каким чувством поделился мальчик с осликом? - Наверняка каждый любит получать подарки, а дарить любите? - Вспомните, какой подарок мы готовим малышам? - Посмотрите, какие замечательные рисунки вы придумали на букву Д. - Оцените свою работу «улыбкой». - Много «улыбок» заработали за урок? - За что вы их получили? - Посмотрите, какое настроение было у вас в начале урока, а теперь? Изобразите с помощью мимики лица. - Давайте вспомним строчки из песни « Улыбка»: …Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется. - Если хотите, поделитесь своими улыбками с гостями нашего урока и вашими друзьями. | - ТАпочки, ТОрт, ТЫква, ТУфли, ТИгр. - Работа гласных. - Гласные правого ряда выполняют команду: «Читай твердо!», а левого ряда: «Читай мягко!». - Работу мягких и твердых согласных. - Хорошо… (Выступление …….) - ……… - Мы сделали все верно, поэтому заработали «улыбку». Звуковой разбор. Шаги алгоритма: 1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ртосмыкатель или ртооткрыватель. Если гласный звук, то выполняю шаг 1а. 1а. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный. Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3. 2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” - твёрдый согласный). 3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный. - В слове тюк один гласный, поэтому один слог; ударение не работает; согласный звук [ т’] глухой, мягкий. - В группах контролер следит за порядком выполнения работы и комментирует ответ у доски; каждый работает; слушаем друг друга… - В слове торт один слог, потому что один гласный; ударение не работает, так как один слог, согласный звук [ т ] твердый, глухой. - В слове дети две гласные, поэтому два слога; ударение падает на первый слог, на звук [ е ], согласный звук [ т’] мягкий, глухой. - В слове карета 3 слога, потому что три гласных; ударение падает на второй слог, на звук е; звук [т] твердый, глухой. - Работу мягкого и твердого согласного звука. - Буква Т выполняет работу мягкого и твердого согласного звука. - Он всегда глухой. - Да, сможем. - Район парных согласных, улица Глухих. - Ловушка! Буква Т и звуки [ т ] и [ т’] живут напротив Д. - Потому что звуки [ т ] и [ т’], [ д ] и [ д’] парные согласные, они схожи по звучанию. - В названии буквы: «Просто так»; дятел; стучит «Тук-тук»; мальчик поет: «Тара-ра-ра»… - Счастьем. - Составляем Азбуку в картинках. - Нужно нарисовать рисунок «На что походит буква Т». - Да. - За хорошую работу на уроке… | Показ слайда. Карта города. Словарная работа. Показ слайда. Показ слайда. Стихотворение. Показ слайда. Высказывания. Вывод. Показ слайда «Карта города «Букв». «Ловушка». Дети обводят маркером букву на доске, остальные в “карточках зачёркивают букву со стр. 50 Показ слайда. Показ мультфильма. (приложение 1) Долгосрочный коллективный творческий проект. Песня. Показ слайда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буква ц и ее работа
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по системе Эльконина- Давыдова....
Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;– формируем умение выделять звук в слове;– знакомим с по...
Звуки [м] [м"], буквы М, м. Две работы буквы М
Урок по литературному чтению (обучение грамоте), 1 класс., УМК"Перспективная начальная школа"....
Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.
,Представлен конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) по УМК ПНШ....
Проверочная работа по теме "Звуки и буквы. Буква Э" 2 класс УМК "Перспектива
Данная форма позволяет проверить уровень теоретических знаний, основааных на примерах по теме "Зввуки и буквы"...
Буквы Ф,ф. Их работа.
Урок обучения грамоте....
Звуки [н], [н’], буквы Н,н. Две работы буквы и.
Технологическая карта урока по предмету литературное чтение (период обучения грамоте) в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"...