Корень слова.Однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_moego_uroka.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
- Развить умение находить однокоренные слова;
- Развивать умение выделять в однокоренных словах корень;
- Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на страницах учебника.
Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные:
- Выполнять правила этикета.
- Развиваем умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование урока:
- компьютер
- презентация урока
- демонстрационный раздаточный материал
- материал для работы в группах
- «Дерево»(рефлексия)
Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа ,групповая работа.
Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический;
- метод самостоятельной работы учащихся
- метод групповой работы учащихся
Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
І Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Мы пришли сюда учиться , Не лениться,а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль. | Личностные Регулятивные |
II Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Запишите дату. Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». СЛАЙД Минутка чистописания У у Ум да разум надоумят сразу. -Прочитайте запись. -Что вы прочитали?(пословицу) -Как вы понимаете ее смысл? -Запишите ее к себе в тетради. СЛАЙД Словарная работа. Посмотрите на слова на экране. Скор_ Д_рога Р_сунок Вет_р _сина С_нтябрь - Какое задание можно дать к этим словам? (вставь пропущенные буквы) - Запишем словарные слова с комментированием. Ставим в словах ударение и подчеркиваем буквы, которые запоминали. - Почему некоторые буквы уже подчеркнуты? (их надо прочитать). - Какое ключевое слово у вас получилось? (корень) – Что такое корень? (Подземная часть растения.) – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова) – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.) – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.) | Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения. Выясняет, что дети знают по теме урока.
Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. | Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственное мнение. Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
III Формулирование проблемы, планирование деятельности | - О чем будет наш урок? (О корне слова и однокоренных словах) - Определите цели нашего урока: 1.Мы узнаем… 2.Мы научимся…
| Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. | Формулируют тему урока. Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
IV Развитие умений – применение знаний Физкультурная минутка Физкультминута «Хорошее настроение» | Закрепление понятия «корень», «родственные (однокоренные) слова».
СЛАЙД Зима,зимний,зимушка,снег,мороз, зимовать,декабрь.
Красавица Зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами улицы. Оденет зима деревья в пушистые снежные шубы и уснет природа прекрасным зимним сном. - Если все слова объединены одной темой,можно их назвать родственными (однокоренными)? - Назовите родственные слова. Запись родственных слов, выделение корня. СЛАЙД Повторение правила «Однокоренные слова» А вот какая забавная история приключилась однажды с семейством гусей. Сценка «Родня ли гусеница гусю».
Ветер дует нам в лицо, Игра «Собери листики». Что же ветер натворил? Все деревья оголил. Сколько листиков кругом… Мы сейчас их соберём. - С деревьев ветер сорвал листья и разбросал их. Соберите листочки с однокоренными словами. Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев. (-дорог- , -нос-,-печ-, -пол-, -ног-, -сор-)
Работа в группах. Правила сотрудничества 1. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать. 2. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело. 3. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше. 4. Мы помогаем друг другу в работе. 5. Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». По окончании работы презентация результатов. (Нам надо было собрать слова с корнем -гриб-. Мы решили,что это слова… Свои карточки ученики приклеивают на доску) Упражнения в распознавании однокоренных слов. Работа по учебнику Упр. 92 стр. 64 (в парах) Задание: Прочитай слова,к слову найди однокоренные слова по словарю (с.135),запиши всю группу однокоренных слов. Выдели в них корень. (У каждого ряда своё слово) Упр. 93 стр. 64 (с/р) Задание: Прочитай. Выпиши пары однокоренных слов. Выдели корень. | Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь. Выявляет имеющиеся знания. Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов. Побуждает к самостоятельным действиям. Тренирует детей в выделении корня слова. Организует работу в микрогруппах. Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов. Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе. Побуждает обучающегося к проведению самоанализа. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Закрепляет умение делать вывод. Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации. Побуждает к умозаключениям по теме урока. Побуждает к самоконтролю. Развивает умение находить общую часть однокоренных слов. Развивает умение находить корень и обозначать его в словах специальным знаком. | Разыгрывают сценку перед учениками Наблюдают за работой на доске. Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь. Выслушивают иное мнение. Тактично высказывают собственное мнение. Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (презентацией). Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь. Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным корням. Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями. Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы. Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение. Делают общий вывод. Самостоятельно работают в тетрадях. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
V Итог урока VI Рефлексия | ЭОР «РУССКИЙ ЯЗЫК.2 КЛАСС» 1)Проверочная работа (3 вопроса) 2)Установи соответствие между однокоренными словами. 3)В чистописании найти однокоренные слова – Найдите правильное определение корня. «Корень – это общая часть всех слов». «Корень – это главная часть предложения». «Корень – это общая часть однокоренных слов». Выберите со стола листочек определенного цвета: Зеленый – я все понял,у меня все получилось Желтый – встретились трудности,но я их преодолел Красный- у меня остались вопросы. Приклейте их на наше осеннее дерево. - Достигли мы цели,которую ставили в начале урока? – В чём испытали затруднения? | Побуждает к анализу урока, к самоанализу. | Высказывают собственное мнение Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке | Познавательные Регулятивные Личностные |
VІI Домашнее задание | 1)упр. 94, 2)составить цепочки из однокоренных слов с ловушками, 3)придумать сказку про корень слова. | Организует и контролирует запись Д/З | Самостоятельно записывают Д/З в дневник | Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...