ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
В рамках работы в ШМО мне было поручено обобщить свой опыт по внедрению требований ФГОС по формированию УУД у младших школьников. В данной статье я предлагаю один из приёмов исследовательской работы на уроке литературного чтения в 1-м классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Учитель высшей категории Рудакова С.А.
МБОУ «СОШ – детский сад с углубленным изучением английского языка комбинированного вида № 6».
Город Симферополь.
2017 год.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для обучающихся фактов, теоретических сведений, а также способов деятельности. Она является одним из важнейших условий формирования УУД у младших школьников. Наряду с творческой и проектной деятельностью учебно-исследовательская форма работы гармонично дополняет классно-урочную.
Исследовательская деятельность включает в себя в том числе и работу над проектами и позволяет формировать личностные и метапредметные результаты образования в условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат создает предпосылки для достижения регулятивных метапредметных результатов. А совместная деятельность учащихся над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствует формированию метапредметных коммуникативных умений.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию умения работать с разными источниками информации, так как работа с информацией:
-текстовой;
-иллюстративной;
-графической;
-звуковой;
-мультимедийной –
является необходимым интеллектуальным умением для проведения исследовательской деятельности в рамках работы над проектом, построением доказательства определенного тезиса, и формирует познавательные УУД младшего школьника.
Познавательные УУД формируются постепенно, начиная с 1-го класса. Приведу пример исследовательской деятельности с использованием ИКТ учащимися на уроке литературного чтения в процессе изучения фрагмента стихотворения Бориса Заходера «До чего красив павлин». Учащимся было предложено истолковать слово «порок» и по-возможности доказать уместность употребления автором этого слова. Исследование проводилось в группах ,где учитель выполнял направляющую функцию, был партнером в исследовании. В помощь обучающимся были предложены аудиозаписи пения нескольких птиц, в том числе и крики павлина, изображение этих птиц, «куст» слов, пословицы. Учитель задавал вспомогательные вопросы.
В процессе работы одна из групп выбрала из предложенного материала изображение и аудиозапись пения соловья и павлина. Вторая группа выбрала аудиозапись пения черного дрозда и павлина. Проведя внутреннее обсуждение под руководством учителя, участники обеих групп сделали схожие выводы: соловей (черный дрозд) имеет неброскую внешность, но очень красиво поёт, доставляя удовольствие всем. А павлин демонстрирует свою красивую наружность, постоянно «хвастается» и не имеет певческого таланта. Остальные 3 группы обучающихся анализировали пословицу: не хвались красотой, а хвались умением.
Затем детям было предложено самостоятельно сочинить аналогичную пословицу. Результатом творческого этапа работы стали высказывания:
- не хвастай красотой, а покажи умение;
- главное не красота, а умение;
- хвастун показывает красоту, а скромный – умение. Таким образом дети доказали уместность употребление автором слова «порок» по отношению к герою стихотворения.
Первичные исследовательские действия помогли детям правильно понять:
- замысел автора;
- учащиеся получили удовольствие от самостоятельного поискового процесса;
- обрели новые знания;
- в сфере формирования познавательных УУД пришли к осознанию: «я умею думать, рассуждать, сравнивать, находить и сохранять информацию».
Таким образом в процессе формирования познавательных УУД обучающиеся начальной школы учатся воспринимать и анализировать информацию. Тем самым осуществляется развитие компетентностей личности младшего школьника, готовя его к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованием ФГОС начального общего образования.
Использованная литература.
- ФГОС НОО/Министерство образования и науки РФ. М: Просвещение, 2011/ Стандарты второго поколения.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе. Задачи:...
Выступление "Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников"
Выступление...
Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников
Статья"Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников "...
«Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников»
В докладе рассказывается как органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс. Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации исследоват...
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД...
Исследовательская деятельность, как одно из условий формирования УУД младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников
Доклад на МО на тему "Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников"...