Урок русского языка в 4 классе
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен существительных и имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока+ РРТ151.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ульканская основная общеобразовательная школа № 1»

Открытый урок по русскому языку

«Склонение имен

существительных и прилагательных»

(4 класс)

Автор урока

Семёнова Галина Альбертовна,  

учитель начальных классов

Открытый урок по русскому языку

«Склонение имен существительных и прилагательных»

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Тема: Склонение имён существительных и прилагательных. Развитие умения распознавать части речи и определять их признаки.

Цели:         Образовательные:

  1. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  2. Совершенствовать  знания об имени существительном и имени прилагательном, их грамматических признаках, синтаксической роли. Различать части речи на основе изученных признаков;
  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развивающие:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, самоконтроль,  умение определять главное и зависимое слово в словосочетании;

Воспитательные:

Воспитывать стремления учеников к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд, формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности

Воспитывать коммуникативность и толерантность.

Исходя из целей урока, были поставлены следующие задачи:

формировать умение правильно употреблять в письменной речи окончания имен прилагательных, учить определять грамматические категории прилагательного.

развивать интеллектуальные качества учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение планировать выполнение поставленной задачи.

воспитывать стремление детей к познанию, внимательное отношение к мнению собеседника, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД:

1.формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

2.формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

3 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4.формирование умения работать с учебником;

5.формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

4. формирование умения работать в паре и коллективно.

Регулятивные УУД:  

1. формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 формирование умения прогнозировать;

4. формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1. формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Развитие умения оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся:

 - склонять существительные и прилагательные, распознавать части речи и определять их признаки;

- навыкам  монологической и диалогической речи;

- объяснять языковые явления.

Методические приемы:

объяснение, беседа, комментарии учителя, конструирование предложений, выполнение упражнений, соревнование, работа в группе и по парам, сверка результатов работы с образцом, стихи-подсказки, игра.

        

ХОД УРОКА        

Этап урока

Действия учителя

Действия детей

                УУД

Мотивация

эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.

- Добрый день, а это значит, что по-доброму он начат, что по-доброму он прожит, пусть добро всем нам поможет!

-Приветствуем наших гостей и постараемся им понравиться.

-А какими мы должны быть, чтобы понравиться?

- Сейчас вы дали себе характеристику, т.е. указали на признаки предмета.

- Какая часть речи указывает на признаки предмета, и  на какие вопросы отвечает?

-А какая часть речи указывает на предмет, и на какие вопросы отвечает?

-Дружными, активными, любознательными, сообразительными, внимательными, тактичными, воспитанными, умными.  

- Это имя прилагательное, указывает на признаки предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Имя существительное указывает на предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

Личностные: самоопределение.

Введение в тему урока.

Актуализация знаний.

-Кто догадался, о каких частях речи мы будем сегодня говорить?

 -Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

- А что мы будем говорить об этих частях речи, вы узнаете, послушав стихи-подсказки.

Слайд1 (приложение1)

- К какой части речи относятся выделенные слова в первом стихотворении?

- Можно ли назвать их однокоренными? Аргументируйте свой ответ.

- А когда меняются у существительных окончания?

-Что можете сказать про выделенные слова во втором стихотворении?

- О каких формах слова идёт речь?

- Какие ещё грамматические формы существуют?

- Как называется изменение окончаний  существительных и прилагательных по числам и падежам?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Какая часть слова изменяется при склонении?

- Об имени существительном и имени прилагательном.

- Это имена прилагательные.

-Это имена существительные. Отвечают на вопрос Кто? Что? и другие падежные вопросы,  обозначают предмет.

- Нет.   Это разные формы одного и того же слова, потому что у них изменились только окончания.

- Когда мы склоняем их по падежам и числам.

- Это имена прилагательные, представлены в виде разных форм одного и того же слова.

- Речь идёт о падежных формах.

- Формы рода, числа.

-Изменение по числам и падежам называется склонением.

- Склонение имён существительных и имён прилагательных.

-При склонении изменяется окончание.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Постановка цели и задач урока

- Назовите, какая долгосрочная цель стоит перед нами, если учесть, что окончания бывают ударные и безударные?

- Молодцы! А сегодня мы понаблюдаем и сделаем вывод о том, по каким грамматическим признакам согласуются прилагательные с существительными и будем развивать умение распознавать части речи по их грамматическим признакам.

 Слайд 2.  Проектируется тема урока.

Работа в тетради

-Запишите число. Классная работа.

- Минутка чистописания сегодня необычная,

но для нашего урока привычная.

-  Кто догадался, почему сегодня мы пишем такие сочетания букв?

ая, ое, яя, ой, ий, ый

- Научиться писать правильно безударные окончания существительных и прилагательных.

- Такие окончания встречаются у прилагательных.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом

Обобщение, формирование умений и навыков работы

Игра-путаница

- На доске записаны словосочетания, но  в них заблудились слова.  Распутайте их и запишите в тетрадь верные словосочетания в три столбика.

(Вкусный вода; вкусное сироп; вкусная яблоко)

-Какие знания помогли вам распутать словосочетания?

-Определите род  получившихся словосочетаний.

-Что помните о  роде прилагательного во множественном числе?

-Обозначьте крестиком в каждом словосочетании главное и зависимое слово.

- Просклоняйте  эти словосочетания. Сверьте  с образцом на экране.  (Можно просклонять по рядам)

Слайд 3 (Приложение 2)

- Можно по окончанию прилагательного определить падеж?

- Что поможет определить падеж прилагательного?

- Сделайте вывод, на какой вопрос отвечают и  какие окончания бывают у прилагательных женского рода?

-Оформляем эту мысль в облачко.

- Вопросы  и окончания прилагательных  М. р. и Ср. р.?

Оформляем в облачко.

Вкусная вода  вкусный сироп  вкусное яблоко

- Род существительного управляет родом прилагательного.

- Ж.р.   М. р.  С. Р.

- Во мн.ч. род прилагательного не определяем.

- Главное – сущ., зависимое – прил.

- Нет. У прилагательного  ВКУСНАЯ  в Род., Дат., Твор. и Пред. падежах одинаковое окончание.

-Падеж прилагательного можно определить по падежу существительного.

-Какая?   - АЯ, -ЯЯ –Ж. Р.

- Какой?  -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ – М. р.

- Какое?  -ОЕ, -ЕЕ - Ср.р.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других,

оформлять свои мысли в устной форме.)

Подведение итогов знаний и умений

Итоговая рефлексия учебной деятельности

Физкультминутка:

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

Работа с учебником

- Обратимся к таблице на стр. 69 учебника

По грамматическим признакам  вы должны назвать часть речи.

-О других частях речи более подробно будем говорить на следующих уроках

Работа в группах

Упр. 117. Первый ряд коллективно собирает из слов первую пословицу, второй ряд – вторую, третий – третью, а четвёртую соберём все вместе.

- Кто готов?

- В начале урока мы желали друг другу добра, и народная мудрость нас этому учит тоже.

- А почему старый пёс не ветер не лает?

- Как важно быть умным. Может  человек в старости быть умным, если он в молодости не набрался ума?

- Молодцы! А теперь запишем только те пословицы, в которых есть словосочетание существительное плюс прилагательное. Крестиком обозначьте главное слово.

Определить в них род, число, падеж.

- Что мы помним о роли существительного в И. п. в предложении?

-Иногда оно может быть и сказуемым, но об этом мы узнаем в пятом классе.

-В этих предложениях подчеркните грамматическую основу предложения.

-Чем является прилагательное? Подчеркните.

Письмо по памяти.

Слайд 4  ( Приложение 3)

На экране написаны словосочетания в два

Работаем в паре. Кто больше запомнит за одну минуту и запишет словосочетаний, ориентируясь  на одно оставшееся слово.

Слайд 5. (Приложение 4)

Домашнее задание.

- Дома в данных словосочетаниях определить те грамматические признаки, о которых мы сегодня говорили на уроке.

-О каких грамматических признаках мы говорили?

Слайд № 6 (Приложение 5)

- Продолжите фразу:

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти…., к которому относится…
  2. Определить падеж…..
  3. По падежу….определить падеж…..

- Что научились мы делать с именем прилагательным?

- Что мы всегда помним о прилагательном во мн. числе?

Самооценка.

- Как всегда на полях своих тетрадей нарисуйте «Лесенку успехов» и определите место солнышка: ясное оно, в облачке или в тучке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- А я довольна (называю имена детей и ставлю оценки)

- Спасибо за урок!

- Собственные, нарицательные, одушевлённые, неодушевлённые – имена существительные;

Ед. ч. и мн. ч, изменяются по числам – им. сущ. и имена прил. ; имеют падежи и изменяются по падежам – имена сущ. и имена прил. И т. д.

Доброе дело живёт века.

Он бьёт баклуши, а ты развесил уши.

Старый пёс на ветер не лает.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Он умный.

-Нет.

Ср. р., ед. ч., И.п.

Доброе дело живет века.

М. р., ед. ч., И. п.

Старый пёс на ветер не лает.

- Оно всегда является подлежащим.

( подчёркивают, называют)

- Определением. Подчёркиваем волнистой линией.

СЛАДКОЕ           ЯБЛОКО

ЯБЛОЧНОЕ        ПОВИДЛО

ЧЕРНИЧНОЕ      ВАРЕНЬЕ

ГОРЯЧИЙ           КОФЕ

ХОРОШИЙ         ШАМПУНЬ

КРАСИВЫЙ        ТЮЛЬ

ВЕСЁЛЫЙ           СПЕКТАКЛЬ

КРАСНЫЙ          ПОМИДОР

- О роде, числе и падеже имён существительных и прилагательных.

-Научились склонять имена прилагательные  и  по существительному, которое с ним связано, определять род, число и падеж.

-Во мн. числе у прилагательных нельзя определить род.

  1. -существительное; прилагательное;
  2. - существительного;
  3. – существительного, прилагательного;

 

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли)

Познавательные (умение извлекать информацию из учебника), логические (анализ, синтез), обоснование гипотез.

Регулятивные: планирование,

ные: управление поведением партнёра.            

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем), контроль, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Личностные (смыслообразование)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли)

Приложение 1.

           

Слайд 1

  Дорожка.

Дорожка домой мне мила

С детских лет.

Дорожки знакомой красивее нет!

И если б зашёл я не знаю куда,

Дорожку домой

 Отыскал бы всегда.

На этой дорожке и в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

         (К. Рейс)

Слайд 2

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.
И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.
Закружилась голова

У зеленого листа.
Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес

 Шмыг – к зеленому листу.
Лапой – хвать 
зеленый лист

Дескать, поиграем
“Не хочу” - парашютист,

Головой качает…
Ветер вмиг с листом 
зеленым

 Над землей взметнулся снова.
Я пишу в саду под кленом,

Стих о том листе зеленом.

Слайд 3

Тема урока

«Склонение имён существительных и имён прилагательных».

Слайд 4 (Приложение 2)

И. П.  вкусная вода    вкусный сироп      вкусное яблоко

Р. П.  вкусной воды   вкусного сиропа    вкусного яблока

Д.П.  вкусной воде    вкусному сиропу   вкусному яблоку

В. П.  вкусную воду   вкусный сироп       вкусное яблоко

Т.П.  вкусной водой  вкусным сиропом  вкусным яблоком

П.П. о вкусной воде  о вкусном сиропе  о вкусном яблоке

Слайд 5 (Приложение 3)

СЛАДКОЕ           ЯБЛОКО

ЯБЛОЧНОЕ        ПОВИДЛО

ЧЕРНИЧНОЕ      ВАРЕНЬЕ

ГОРЯЧИЙ           КОФЕ

ХОРОШИЙ         ШАМПУНЬ

КРАСИВЫЙ        ТЮЛЬ

ВЕСЁЛЫЙ           СПЕКТАКЛЬ

КРАСНЫЙ          ПОМИДОР        

Слайд 6 (Приложение 4)

СЛАДКОЕ          

                           ПОВИДЛО

ЧЕРНИЧНОЕ      

                             КОФЕ

ХОРОШИЙ        

                             ТЮЛЬ

ВЕСЁЛЫЙ          

                            ПОМИДОР

Слайд № 7 (Приложение 5)

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти…., к которому относится…
  2. Определить падеж…..
  3. По падежу….определить падеж…..

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

«Правописание  безударных падежных окончаний имён существительных»

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/177defa8-d7c4-474b-9ee5-d4bf49ee7ce1/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BQS_005%5D.html

«Склонение прилагательных»

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание

http://uchitelya.com/russkiy

http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/621-sklonenie-imen-prilagatelnyih-tipyi-67656.html

Учебно-методическое обеспечение  урока

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

б) учебные  (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.

2. В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь № 1»  по русскому  языку.  М., «Просвещение», 2014 год.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2014 год.

2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 4 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2014 г»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...