Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Русанова Оксана Александровна

Урок русского языка в 3 классе по программе: "Начальная школа 21 века", тема урока: "Краткая форма качественных прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Русский язык в 3 классе189.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Краткая форма качественных прилагательных.

Цель: дать представление о краткой форме качественных прилагательных; её роли в предложениях и способах образования.

Универсальные учебные действия: Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково - символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.

Оборудование: учебник, проектор, рабочие тетради, листы для рефлексии.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем гостей и друг друга и настроимся  на серьезный урок . Покажите себя только с хорошей стороны. Спокойно сели.

- Скажите, в  какой бы цвет вы окрасили своё настроение, почему?

- Какой вопрос можно поставить к вашим словам?

2. Чистописание.

Я хочу вам показать свое настроение, оно будет в виде этих элементов:

Строчная буква «л», верхняя петля и строчная буква «м». Запишите, пожалуйста, от начала до конца строки. Я думаю, что вы тоже вложите в написание данных элементов свое хорошее настроение.

  1. Постановка темы урока.

- Прочитайте слова на слайде: зелёная, яркое, чистый, земля, шумные.

- Какое слово лишнее? Почему?

- О какой части речи будем говорить на уроке?

  1. Актуализация знаний.

- Но для открытия новых тайн русского языка, нам понадобятся ваши знания.

- Вспомним, что вы уже знаете об имени прилагательном.

Имя прилагательное

Обозначает:

Отвечает на вопросы:

Изменяются по

В предложении чаще всего бывает

                               , а иногда                        

 По значению прилагательные делятся на

( на листочках показываю)

  1. Введение новой темы.

На слайде стихотворение:

- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, какой частью речи являются выделенные слова?

Язык мы русский изучаем,

И на уроках отмечаем,

Как он велик, как он могуч

И ярок, словно солнца луч.

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- От каких прилагательных образовались найденные вами слова?

Велик – великий

Могуч – могучий

Ярок – яркий

(на доске записаны + на листке)

- Какие это прилагательные? (второй столбик)

Сравните два столбика, что вы можете сказать о каждом из них?

- Отличаются ли слова 1 и 2 столбика? Чем?

- Какое название вы бы дали таким прилагательным?

- Обратимся к учебнику и посмотрим, как называются такие прилагательные.

2. Работа по рядам.

Понаблюдаем, как изменяются краткие имена прилагательные? Доказывают  на примере.

1 группа: изменяет по родам

2 группа: изменяет по числам

3 группа: изменяет по падежам

Каждая группа делает вывод:

  1. Краткие имена прилагательные изменяются по родам.
  2. Краткие имена прилагательные изменяются по числам.
  3. Краткие имена прилагательные по падежам не изменяются.

3. Наблюдение над ролью прилагательных в предложении.

Записывают под диктовку предложение. Орфографическая работа.

Весной воздух свеж и чист.

- Определите, каким членом предложения являются краткие имена прилагательные.

- Сделайте вывод. ( Краткие имена прилагательные в предложении являются сказуемым)

- Давайте сравним свои открытия с выводом в учебнике.

  1. Физминутка

Ванька-встанька, ванька-встанька,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой.

  1. Первичное закрепление

Рассмотрите репродукцию с картины Федора  Александровича  Васильева «Мокрый луг»

-– Какое состояние природы изобразил художник?
(Темное, пасмурное небо, ветра нет.)
– Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце.
- Прочитайте, как описывают этот пейзаж  А. Дитрих и Г. Юрмин. (Упражнение 1 с.107)

- Найдите предложения с краткими именами прилагательными. Выпишите их и определите род и число.

  5. Проблемная ситуация

 (От полных прилагательных образовать краткие)

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

хороший

апельсиновый

прекрасный

трудовой

прозрачный

                                                                                   

- Какая трудность возникла? Какой вывод можно сделать? (Не от всех прилагательных можно образовать краткую форму)

6. Проверочная работа с самопроверкой.

А сейчас проведем проверочную работу. Перед вами лист с 4 вопросами. На выполнение ровно 4 минуты.

1.  Образуй краткую форму от данных прилагательных:

Свежий - __________, красивая - _________, горячее - _________

2.  Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

  • 1)  по родам и числам
    2)  по родам, числам и падежам

3. Определи род кратких прилагательных.

Прекрасна (        ), чудесен (     ),  красиво (      )

4.  В предложении краткие прилагательные являются

  1)  сказуемым
  2) определением

Обменяйтесь листочками с соседом. Проверяем. Критерии оценивания.

Подымите руки, кто написал на «5», кто на «4», кто на «3».

Итак, молодцы, вы большинство справилось с работой.

Откройте в учебнике с. 128 , какое бы вы хотели  дома выполнить упражнение № 3 или № 4? Записываем в дневник.

  1. Итог урока. Рефлексия.

                                                              Я

Вспомнил                                     Узнал                                           Научился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...