урок рус.яз.2 кл.:ударение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Ударение.
ЦЕЛИ: 1. Содействовать формированию чувства языка, формированию
умений и навыков необходимых для грамотного письма.
2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению
русского язык
3. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как
значимой единице речи.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их, пожалуйста. Улыбнитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка? (садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
2. Чистописание.
У: - Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату.
- Начинаем минутку чистописания.
- Сегодня у нас дежурит буква Я.
строчная и заглавная буква Яя)
У: - Пропишите строчку букв Яя. (во время работы поощряются лучшие
работы).
3. Актуализация знаний учащихся.
У: - Ребята, вы любите загадки? У: - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно.
Всегда во рту, а не проглотишь?
Д: - язык.
У: - Как вы догадались?
Д: - …
У: - Что означает это слово?
Д: - орган вкуса.
У: - Какое еще значение имеет слово язык?
Д: - Как предмет: русский язык, немецкий язык.
У: - Давайте красиво запишем это слово. (пишут)
У: - (на экране текст) Не спеши языком, торопись делом. (на доске)
- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
У: - Запишите красиво в тетрадь пословицу.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я?
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
У: - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках
математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) –
язык. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Исполняет ли буква Я в слове язык роль буквы?
Д: - Да, мы ее видим и пишем.
У: - Работает ли как слог в этом слове?
Д: - Да.
У: - Сколько слогов в слове язык? Как узнать?
Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
У: - Является ли буква Я в слове язык отдельным словом?
Д: - Нет.
У: - Когда эта буква является словом, приведите пример?
Д: - Когда каждый говорит о себе.
У: - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова?
Д: - Обозначает два звука.
У: - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале
слова и запишите.
4. Сообщение темы и целей урока.
У: - Внимание! (учитель ударяет в бубен)
- Что вы услышали?
Д: - Звук.
У: - Почему бубен зазвучал?
Д: - Был удар по нему.
У: - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет
деревянными ложками сильнее – слабее)
Д: - Нет. Сначала громко. Потом тихо.
У: - А почему? От чего зависит сила звука?
Д: - От силы удара.
У: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
- Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, пого-
ворим о значении ударения.
5. Работа над новым материалом.
У: - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.
- Как вы это понимаете?
Д: - Значит что-то выделить силой голоса.
У: - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?
Д: - Второй.
У: - Говорят, что второй слог ударный. А слог, на который ударение не падает, называют безударным.
ЛЕС ШКОЛА МАШИНА
У: - А сейчас я произнесу слова и выделю голосом ударный слог. (произношу слово – машина)
Д: - Вывод: На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой.
6. Работа с учебником.
7. ФизкультминуткаМы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
8. Закрепление.
Д: - Вывод: если в слове 1 слог, ударение обозначать не обязательно.
Д: - Буква Ё.
У: - Кто пришёл вместе с ударением, запишите название этих животных и обозначьте ударение в словах. (котёнок, телёнок, жеребёнок)
- Что заметили?
Д: - Ударная ё.
У: - Верно, буква эта особенная. Какой вывод можно сделать?
Д: - Вывод: в словах, где есть эта буква она всегда ударная.
У: - Есть такое стихотворение.
Расскажи-ка,
Буква Ё, как твоё житьё – бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
«Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда»
Ой, ёй, ёй,
Вот это да!9. Обобщение и подведение итогов.
У: - Что мы изучали на уроке? - Как определить ударение в словах?
- Когда ударение отдыхает?РЕФЛЕКСИЯ. Карточки разных цветов. Поздравление с наступающим новым годом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Ударение" 2 кл.
Урок с использованием идей полихудожественного воспитания и развития. Программа "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка, 1 класс, "Ударение"
Презентация содержит задания на дифференциацию по ударному слогу, исправление ошибок с проверкой, выбор слова по заданному признаку....
урок русского языка 1 класс ударение
открытый урок по теме "Ударение"...
Урок обучения грамоте по теме "Ударение"
Данный урок составлен по программе "Школа 2100"....
Урок по теме "Постановка логического ударения в предложениях"
Конспект урока ("Школа России") русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления...
Урок по теме "Постановка логического ударения в предложениях"
Конспект урока ("Школа России") русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления...
Урок по бучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные". Программа РО Л.В. Занкова
Урок по обучению грамоте "Понятие "Ударение". Ударные и безударные гласные. По программе РО Л. В. Занкова. Вначале урока дети работают по карточке, в которой напечатаны слоги и слова с изученными букв...