Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Из опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «СОШ.п.Опытный» Цивильского района Чувашской Республики
Сергеевой Людмилы Ивановны.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер(тип орфограммы). И находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо.
Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф.Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100-200 кратным повторением. Например, чтобы ребёнок научился писать букву а, он должен написать её 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100-200 раз, то это не даст желаемого результата. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности:
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.
Прочитай слово или предложение.
Повтори его, не заглядывая в текст.
Подчеркни в слове или предложении все орфограммы
Прочитай предложение орфографически.
Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки.
Закрой текст. Начинай писать, диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.
Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,
Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам.
Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)
Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
АЛГОРИТМ.
1.Определи место, где возникла орфографическая задача;
2.Какой группе правил относится данная орфограмма;
3.В какой части слова находится орфограмма;
4.Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5.Определить в слове ударение;
6.Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;
7.Написать слово в соответствии с правилом.
При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задач.
Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1. Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами.
Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
Часто провожу зрительно-слуховые диктанты.
На доске:
В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.
Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
Провожу различные игры.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
Часто использую следующие виды работ:
- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.
- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа. Самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку. Чувство коллективизма, товарищества.
Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:
- Списывание слов с доски с пропуском букв;
- Работа в паре с последующей проверкой;
Со всеми этими основными видами орфограмм учащиеся встречаются на протяжении обучения всех 4 классов.
Я систематически и организованно ввожу те или иные написания в практику письменной речи учеников, не перегружая их заучиванием каких- либо правил. Учащиеся практическим путем получают необходимые правила и сведения.
В первом классе на первом этапе учимся определять в слове ударение, правильно обозначать ударный слог. Сначала учащиеся знакомятся с теми словами, где нет орфограмм, и обозначают в них ударный звук. Например:
дом, дым, шар, мак, луна.
Учимся определять ударные, безударные гласные. При ознакомлении с безударным звуком [о], [а] встречаемся с первыми словами, где ударение подвижное. На странице азбуки (Азбука. М.К. Волков) даны слова:
мост – мосты сосна - сосны куст - кусты
Начиная с этого урока, ведется целенаправленная, систематическая работа на усвоение написаний слов с безударными гласными и с приемами её проверки.
Наибольшую сложность для первоклассников представляет усвоение написаний слов с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными в корнях слов. Поэтому чрезвычайно важно своевременно и эффективно наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте.
С учетом возрастающих трудностей и расширяющегося объема знаний и прохождения программного материала подготовительная работа может быть распределена в течение букварного периода в такой последовательности:
№№ п.п. |
Тема | Работа над безударными гласными |
1 | Практическое знакомство с ударением | Ударная гласная пишется так, как слышится. Графическое обозначение ударного гласного на письме. |
2 | Различение гласных и согласных звуков и букв. | Наблюдение над произношением гласных и согласных звуков; их характерные особенности. |
3 | Установление факта подвижности ударения в русском языке. | В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная. Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге одних и тех же слов (стол - столы, косы - коса). |
4 | Выделение безударных гласных в словах. Развитие орфографической зоркости. | Нахождение и выявление в слове безударной гласной, проверка её написания (подбор проверочных слов), написания слова. |
5 | Знакомство с родственными словами | Первые шаги в составлении гнезд родственных слов при подборе нужного проверочного слова. |
Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение. На уроке учащиеся практически знакомятся с ударением. Они замечают, что один слог в слове произносится с большей силой голоса. Он называется ударный, а остальные слоги – безударные.
На уроках письма ученики знакомятся со знаком ударения. Записав слово, они определяют, какой слог в слове произносится с большей силой голоса, и над этой гласной ставят ударение. Учитель сообщает, что под ударением гласный звучит отчетливо, а пишется так, как слышится. К концу букварного периода дети практически овладевают умением определять в слове ударение, т.к. систематически включаю в уроки письма задания на нахождение и выделение ударного слога.
Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся в практическом плане овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приемами ее проверки.
На первых уроках обучения грамоте учащимся предлагаются готовые графические образцы (косы – коса, сосны – сосна).
Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове косы? Какая гласная пишется без ударения в слове коса? Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод мы можем сделать? (Какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове).
По мере знакомства с новыми буквами словарь учащихся пополняется новыми словами с проверяемыми безударными гласными.
Обнаруживание безударных гласных в слове, проверка их написания, запись слов довольно сложный этап для учащихся 1 класса.
С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написание учащимся предлагаю следующие виды занятий:
1.Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные. (Мосты, река, столы).
2.Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных. (Косы - к…са, норы - н…ра, страны - … ).
3.Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание
4.Среди данных слов (гора, горы, гористая) найди проверяемое и проверочное слова.
5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как её проверить.
6. Подбери слова с безударной гласной о (а, е, и, я), которую можно проверить ударением (игра « Подбери слово» или « Кто больше подберет слов»).
7. Игра «Спрячь ь в середину слова»:
день - деньки
пень – пеньки
Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную е. (Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная е).
8.Игра « Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды .Объясни, почему вставил такие буквы.
9. Игра «Подбери букву»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по -разному?
По аналогии с приведенными выше заданиями строится работа над всеми другими словами с безударными гласными, встречающимися в рабочей тетради, с обязательным установлением расхождения между произношением и написанием слов.
На основе своего опыта работы в 1 классе я установила, что при систематическом ориентировании учеников на обнаружение и выделение в словах орфограмм орфографическая зоркость учащихся к концу букварного периода составляет не менее 80%, т.е. на 20 – 20 % выше обычно фиксируемого уровня.
Работа по распознаванию места ударения в слове, обнаружению безударных гласных и подбору проверочных слов подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов.
При проверке слова с безударными гласными я постоянно привлекаю внимание детей к тому, что к проверяемому слову можно подобрать не одно, а несколько проверочных:
Например: гора – горы - горный
хлеба – хлеб – хлебный
Знакомлю учащихся с двумя важнейшими способами проверки безударных гласных: путём изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
При знакомстве с родственными словами ставлю следующие задачи:
- Научить детей находить общую часть среди родственных слов.
- К данному слову (гора) подобрать родственные слова, выделить общую часть.
Таким образом, к моменту изучения правила правописания
безударных гласных в корне слова ученик научится различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова. Для выработки этих умений веду пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте.
Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.
Описанная выше работа над орфографической зоркостью первоклассников приносит свои плоды при соблюдении двух условий: при систематичности её проведения; при постоянном совершенствовании, оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.
В период обучения грамоте школьники начинают учиться списывать. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в « Прописях».
Различают два вида списывания: простое и осложненное. В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание.
Побуквенное копирование приводит к ошибкам, так как в этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слов.
С первых же шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связанными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и некоторыми другими. Их тоже отмечаем в списываемом тексте.
Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как списывание осуществляется осмысленно, то и запоминание происходит не механически. Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. Оно помогает сформировать у младших школьников навыки грамотного письма при правильном его использовании.
Первый год работы по развитию орфографической зоркости у первоклассников дал хорошие результаты. Учащиеся написали итоговую контрольную работу хорошо.
Над проблемой формирования орфографической зоркости продолжаю работать в последующих классах. Во ІІ классе продолжаем работать над выработкой, постоянным совершенствованием через систему упражнений важнейших фонетико – графических умений, на базе которых возможно развитие орфографической зоркости учащихся.
Также продолжается работа над умением ставить перед собой орфографическую задачу. Чтобы начать поиск путей её решения, школьник должен уметь быстро обнаруживать в процессе письма орфографические трудности, осознавать их как задачи и определять характер этих трудностей (типы орфограмм), т.е. обладать развитой орфографической зоркостью.
В противном случае, даже зная наизусть правило, ученик не применит его во всех необходимых случаях, так как не видит точек его приложения, а это влечет за собой орфографические ошибки.
Следовательно, целенаправленное формирование орфографической зоркости предполагает, прежде всего, вооружение учащихся знанием опознавательных признаков орфограмм.
Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.
Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место.
Начало решения любой орфографической задачи – это определение места, где возникла в слове орфографическая задача, и определение, к какой группе правил относится данная орфограмма. Следующий этап – определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Последний этап – запись в соответствии с решением орфографической задачи.
Работая с орфографическими правилами, мы выделяем вместе с детьми существенные, отличительные признаки орфограмм и учим их обнаруживать по данным признакам.
С переходом из класса в класс работа над развитием орфографической зоркости продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени. Так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности, в зависимости от того, на что обращается внимание, располагаю в определенной последовательности.
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Этому я стараюсь уделять самое серьезное внимание на всех этапах учебного процесса.
Так, уже в период обучения грамоте требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по слогам.
С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы. В дальнейшем перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко используют такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.
Особенно часто применяю на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Уделяю внимание работе над трудными для написания словам.
В практике обучения мы часто встречаемся с такими случаями, когда учащиеся повторяют прежние ошибки. Просто проверить тетради и раздать их детям – значит, ничего не сделать для предупреждения ошибок в работах детей.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, можно назвать следующие:
1) невнимательность, рассеянность, поспешность;
2) не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
3) орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
4) допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
5) не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
6) работает медленно, не успевает применить свои знания.
Работа над ошибками в начальных классах должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
Я систематически провожу с учащимися индивидуальную работу над ошибками. Она проста и понятна для ученика, не требует большого количества времени со стороны учителя.
Каждому ученику выдается памятка «Работа над ошибками» (см.Приложение 1). В каждом пункте памятки подробно объясняется, как работать с орфограммой, дан образец выполнения.
Проверяя работу ученика в тетради, исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. Ученику дома или в классе во внеурочное время достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибкой по алгоритму, указанному в памятке.
Ученику необходимо указывать номер орфограммы. Он допустил ошибку потому, что не видит орфограммы или ошибочно ее определяет. Орфограмма « работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Не все учащиеся в состоянии определить, на какую орфограмму допущена ошибка. Многие нуждаются в помощи учителя.
Работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применения правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.
Навыки грамотного письма формируются также в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находятся в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. Чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки. Особенно это относится к непроверяемым написаниям.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Обучение непроверяемым написаниям систематически провожу на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их отбираю из учебников (по всем дисциплинам), художественных произведений, словарей и других источников. Для достижения более высокой эффективности применяю специальные приемы обучения:
1). Запись слов по алфавиту. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите использую и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Например, на доске даю слова: вагон, тетрадь, пальто, бетон, калач, диван, песок, альбом. Дети записывают слова по буквам алфавита, подчеркивая непроверяемые орфограммы: альбом, бетон, вагон, диван, калач, пальто, песок, тетрадь.
Затем задания усложняются.
2).Выборочный диктант. Вслух читаю текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
3).Выборочный ответ. Применяю элементы программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание, сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный ответ.
Например:
Слова | ответы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
б…тон | е | и | е | е |
г…зета | о | а | а | о |
г…рох | о | а | о | а |
Проверив по словарю все ответы, учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 3.
4). Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
5).Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, предлагаю записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи.
Учащиеся записывают: металл – металлический, группа – групповой, группировать; суббота – субботний и т.д.
6). Подбор и запись синонимов и антонимов. Одним из эффективных приемов словарно – орфографической работы является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.
Например: метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
7). Составление предложений с данными словами. Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний.
Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений остаются диктанты. В своей работе использую для развития орфографической зоркости зрительный, картинный, выборочный, творческий диктанты, диктанты по памяти, с использованием загадок и др.
Зрительные диктанты позволяют поэтапно увеличивать объем запоминаемого материала и направлены на развитие точности запоминания. Такие диктанты стараюсь проводить на каждом уроке русского языка. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Зрительные диктанты разрабатываю поурочно, их содержание тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани О...
Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....
Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».
Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"
Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....