Лексическое значение слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Андрианова Ирина Фёдоровна

Цели:

Образовательные: расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; уметь находить в толковом словаре лексическое значение слова.

Развивающие: развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, развитие произвольного внимания, долговременной памяти, устной и письменной речи.

Воспитательные: Воспитывать  активность, любознательность и интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении.

Цели:

Образовательные: расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; уметь находить в толковом словаре лексическое значение слова.

Развивающие: развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, развитие произвольного внимания, долговременной памяти, устной и письменной речи.

Воспитательные: Воспитывать  активность, любознательность и интерес к предмету.

Ход урока

1.Организационный момент

Цель: организовать начало урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

2.Актуализация опорных знаний

Цель: организовать повторение опорных знаний и умений.  

Задание №1: Чистописание

- Наш урок мы начнём с минутки чистописания. Но для начала мы запишем число и классная работа.

- пропишем букву П, но сначала дайте характеристику этой букве, какие звуки она обозначает и буквосочетания ПО, ОГ.

- Под классной работай, сначала строки прописываем букву П, пишем красиво и аккуратно, прописываем до конца строки.

- Теперь мы пропишем буквосочетание ПО, а затем ОГ.

- Молодцы!

Задание №2: Словарная работа

- Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать, а ответы записать. Потом, мы с вами проверим, как хорошо вы знаете словарные слова.

1.Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане, в зеленом полушалке. (берёза)

2. Какого слова не хватает: север, юг, запад и … (восток)

3. В поле росла,

Под жерновами была

Из печки на стол

Караваем пришла. (пшеница)

4. Красная девица в зеркало глядится. (заря)

5. Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок

Расколоться все не мог,

А потом под молоток.

Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)

6. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

7. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

8. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

9. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ... (Картофель)

10. Сочные, душистые, румяные, волшебные. На деревьях мы растем. (Яблоки)

11. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки-собираем огоньки. (Земляника)

12. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

- Поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, написание которых нельзя проверить.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- Правильные ответы вы видите на слайде.

- Кто записал слова без ошибок? А у кого одна?

3.Постановка целей и задач урока

Цель: заинтересовать учащихся новым материалом.

Задание №3

На слайде изображены картинки разной природы.

- Как можно назвать это одним словом? (погода)

- Запишем слово погода. Поставим ударение и подчеркнем непроверяемую гласную. Давайте придумаем предложение со словом погода и запишем его.

- А какая сегодня погода? (ответы детей)

- А какая осенью бывает погода? (ответы детей)

- А что такое погода? (Погода – это состояние атмосферы в данном месте, в данное время.)

- Чем является обозначение этого слова? (лексическим значением)

- Сколько лексических значений имеет слово?  Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакомая. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи в человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.

- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

1. Что такое «лексическое значение слова»?

2. Сколько лексических значений имеет слово?

3. Как определить лексическое значение слов?

4. Какие слова называются многозначными?

Работа по теме урока.

- Прочитайте на странице 43 «Страничка для любознательных» о словах погода и непогода.

- Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.

- Что значит определить лексическое значение слова? (это значит сказать, что слово обозначает)

- Ребята, откроем учебник на стр. 40 и прочитаем, что значит определить лексическое значение слова.

- Как вы думаете, где можно определить лексическое значение слова? (в толковом словаре)

Слайды с различными толковыми словарями.

- Такими словарями вы будите пользоваться в старших классах, а пока у вас в конце учебника есть школьные словари. Откройте страницу 152. Найдите лексическое значение слова «заря»

- А сейчас мы с вами откроем учебник на стр. 40 и выполним задание под номером 66

- Значит, слова могут нести не один смысл, а несколько?

- А кто знает, что такое однозначные слова и многозначные слова. (Однозначные слова – слова, которые несут один конкретный смысл, а многозначные слова – это слова, которые несут несколько смыслов, например: ручка дверная, ручка ребенка, ручка, которой мы пишем.)

4. Закрепление

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.

- Если вы ещё не уверены в своём умении определять лексическое значение слова, отличать однозначные и многозначные слова, предлагаю принять участие в проекте.

НА СЛАЙДЕ

Работа в группе.

Прочитать задание.

Выполнить задание.

Подготовить отчет по плану.

Сделать отчет.

Задание.

Объясните значение слова.

Найдите слово в толковом словаре.

Однозначное или многозначное это слово? Докажите правильность своего ответа.

Составьте предложение, употребив это слово.

Какие слова называют многозначными.

Группа №1 ГЕРОЙ

Группа №2 ГОРНОСТАЙ

Группа №3 ЖУРАВЛЬ

Группа №4 КОЛЛЕКТИВ

Мы работали со словом (Назвать слово)

Лексическое значение этого слова…

Однозначное это слово или многозначное?

Мы составили следующее предложение…

Вывод: Многозначными словами называют …

 5.Итог урока

Цель: подвести итоги урока.

- Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.

- Что такое лексическое значение слова?

- Сколько лексических значений имеет слово?

- Как определить лексическое значение слова?

- Какие слова называют многозначными?

6. Рефлексия.

Цель: систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

- Какое задание понравилось больше?

- С каким настроением заканчиваем урок? Покажите с помощью светофорика:

        

         -  я всё на уроке понял

        - что - то было непонятно

         - мне было трудно и скучно на уроке

        

7. Домашнее задание

Цель: закрепить учебный материал

стр. 43, упр. 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Лексическое значение слова. Многозначные слова.

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку УМК "Планета знаний" 2 класс и презентацию к уроку по теме "Лексическое значение слова. Многозначные слова"....

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...