Урок русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 4 А
Учитель: Фахриева Е.Л.
Тема: Фразеологизмы
Цели:
- Показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов;
- Формировать понятие “устойчивые обороты речи”; речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции учащихся;
- Развивать интерес к русскому языку, слову;
- Продолжить работу над созданием положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Ход занятия.
- Орг.момент
- Актуализация знаний постановка темы урока
Сималтиниус раунд тейбл.
-Возьмите карточки, исправьте ошибки, допущенные в предложениях.
На каждое предложение по 20 сек
1. С такими ребятами, суп не сваришь. (каши)
2. Маша считала синиц на уроке. (ворон)
3. Саша пишет как воробей лапой. (курица)
4. У моего дедушки бронзовые руки (золотые)
-Все ли сочетания слов вам были понятны?
-Что же это за словосочетания, знакомые, и в то же время не совсем понятные?
-Оказывается, в русском языке есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (иначе – фразеологизмы). В таких случаях, чтобы понять, о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов.
-О чем сегодня мы будем говорить?
3. Изучение нового материала.
Структура ЭЙ АР ГАЙД.
-Перед вами таблица. В ней несколько столбиков.-
- В центральной части записаны некоторые утверждения. Вы должны их прочитать и слева в столбике, где написано «до», отметить знаком «+», если согласны с данным утверждением и «-» если не согласны.
Таймер 30 сек.
ДО | Утверждения | ПОСЛЕ |
Фразеологизмы имеют свое значение. | ||
Фразеологизмы это устойчивые словосочетания. | ||
Фразеологизмы нельзя делить на отдельные слова. | ||
Значение фразеологизмов можно узнать в словаре. | ||
Мы должны объяснять значение всего устойчивого словосочетания |
-Посмотрите видео.
-После просмотра видео еще раз прочтите утверждения, в столбике «ПОСЛЕ» отметьте знаком «+», если согласны с данным утверждением и «-» если не согласны. (Таймер 30 сек)
-Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ».
Изменились ли ваши убеждения? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Какие из этих утверждений для вас являются самыми важными. Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поделитесь друг с другом своим мнением. СИНГЛ РАУНД РОБИН. (По 30 сек на каждого)
Опрос учащихся.
-Как вы думаете, а для чего мы используем фразеологизмы в нашей речи?
- Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
-Откуда же пришли фразеологизмы?
- Русский язык богат фразеологическими оборотами. Источники различны. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с мифологией, третьи вышли из песен, сказок, загадок…
Многие из них связаны с историей нашей страны.
(Света) Не лыком шит- Старая Русь не могла обойтись без лыка - липовой коры. Из неё делали обувь - лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.
(Риваль) Бить баклуши- Баклуши — небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхоз работы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. . В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.
(Адиля) Выносить сор из избы - Происхождение связано с обычаями в русских крестьянских домах. Собранный мусор нельзя было выносить из избы, его сжигали в печке, так как считалось, что любая вещь живущего в этом доме человека, даже такая мельчайшая, как пыль, может быть использована для колдовства против него. В последующем это выражение получило более широкий смысл - "не разглашай домашние секреты".
(Алия) Как с гуся вода - Считается, что это выражение происходит от старинного заговора, который использовался для лечения разных болезней. Сельские знахари, заговаривали воду, бросая в нее уголек, а после ею окатывали заболевшего человека со словами «как с гуся вода, так с него (произносили имя человека) болезнь». Часто и родители, купая своих чад, повторяли эти слова, чтобы ни одна напасть к ребенку не сунулась.
С течением времени вторая часть народного заговора забылась, и теперь фразеологизм «как с гуся вода» используется в отношении человека, которому все сходит с рук быстро и без последствий, какие бы поступки он не совершал.
Учитель: В русском языке много фразеологических оборотов связанных с образами животных.
СТЁ ЗЕ КЛАСС
Вспомните фразеологизмы с животными.
-Подумайте!
Запишите их на листочках. (Таймер 2 мин.)
Названия животных на слайде: волк, заяц, рак, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба, ёж, свинья и т. д.
- А сейчас подведите черту, встаньте, задвиньте стулья найдите пару не со своего стола обменяйтесь своими идеями и запишите после черты, затем ищем следующую пару. (Таймер 3 мин)
(Учащиеся, молча, передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку н-р: изворотлив как уж, нем как рыба, колючий как ёж, хитёр как лиса, красный как рак, грязный как свинья, трусливый как заяц, кот в мешке, свинья зарыта, мокрая курица, собака на сене и т. д.)
Ол райт раунд робин на каждого по 20 сек.
Дети по очереди зачитывают свои варианты и отмечают если есть сходства, и записывают новые идеи.
- У кого сколько получилось?
Зачитывает свои ответы ученик с наибольшим количеством фразеологизмов.
-У кого есть фразеологизмы, которые ещё не прозвучали.
4. Закрепление изученного
-Проведем структуру МАЙМ (Дети показывают фразеологизм, при помощи жестов и мимики.) Остальные отгадывают.
Водить за нос. (1 стол)
Воды в рот набрал. (2 стол)
Ломать голову. (3 стол)
Взять себя в руки. (4 стол)
Работа со словарями
-Где мы можем найти все фразеологизмы и прочитать их значение? (В словарях)
Посмотрите на слайд, есть много словарей для детей, школьные словари фразеологизмов и большие словари.
РАФТ
-А сейчас мы сделаем страничку для детского фразеологического словаря. У вас на столе лежат листочки с фразеологизмами. Возьмите лист формат А-3, фломастеры, карандаши.
Роль – художники - оформители
Аудитория – младшие школьники
Форма - постер
Тема - фразеологизмы
Ученикам раздаю фразеологизмы и их значение. Дети собирают фразеологизм, приклеивают на лист сверху, значение находят в словарях, в центре делают рисунок.
Пальчики оближешь. (1 стол)
Значение. Так говорят о чем-то вкусном
Глаза разбежались. (2 стол)
Значение. Трудно выбрать что-то одно.
Волосы дыбом. (3 стол)
Значение. Так говорят, когда человек очень испугался.
Развесить уши. (4 стол)
Значение. Слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью.
- Итог.
Защита проектов.
-Молодцы. Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали, засучив рукава!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...