"Состав слова"
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку
3 класс "Состав слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.26 КБ |
![]() | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь»
Открытый урок по русскому языку
3 класс
"Состав слова"
Учитель начальных классов:
Узденова Фатима Юсуфовна
2015 г.
Цели урока:
- образовательные:
развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;
продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
выделять приставки в словах; - развивающие:
развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
развитие мышления, внимания и речи учащихся; - воспитывающая:
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения.
Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока
1.Организационный момент
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа №43». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
Первая станция «Отгадай-ка».
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Постановка темы урока
– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
- Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней) - Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) - Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь) - Верхняя одежда. (Пальто)
- В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе.
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
- У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз) - Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки) - Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже. А лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь) - Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь) - Рядом с дворником всегда.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата) - Перед корнем подставляем
Эту часть. Как называем? (Приставка)
4.Работа по теме урока
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?
Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
Станция «Поиграй-ка»
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
- Повязка на рукаве – …
- Шаг без шума – …
- Переход под землей – …
- Камни под водой – …
- Совет без пользы – …
- Годы до войны – …
- Значок на груди – …
Станция «Найди-ка»
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
- (за)горой
- на льду
- (по)бежать
- (под)сосной
- (за)мерзнуть
- (зав)ывает
- (под)снегом
- (на)мело
- скатиться
- (во)дворе
- (на )горе
- (под)снежник
- (по)крывает
- (на)мело
- (за)окном
- (на)катке
- (за)морозить
- с горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
5. Физкультминутка.
Станция «Отдыхай-ка».
(гимнастика для глаз)
Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.
Станция «Отдыхай-ка»
– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
6. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1
Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, |
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. |
Карточка 3
Составьте из слов каждой строки предложения. |
Карточка 4
Выделите приставки в словах. |
Станция «Проверяй-ка»
(Проверочная работа по карточкам)
Карточка 1
– Докажи правильность своего ответа.
– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?
Карточка 2
– Объясни пропущенные орфограммы.
– Какую шубку стал примерять заяц?
– Для чего ему новая шубка?
Карточка 3
– В чём смысл этого текста?
– Для чего нужны кормушки?
– На каких уроках мы об этом говорили?
– У кого из вас есть кормушка для птиц?
Карточка 4
– Как зимует белка?
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
7. Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
8. Подведение итогов.
– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит. (Рефлексия урока)
Подписи к слайдам:
4 1 2 3
4 и н е й 2 3
4 и н е й д е к а б р ь 3
4 и н е й д е к а б р ь к а л е н д а р ь
п а л ь т о и н е й д е к а б р ь к а л е н д а р ь
п а л ь т о р и н е й д е к а б р ь к а л е н д а р ь о г
6 1 2 3 4 5
6 м о р о з 2 3 4 5
6 м о р о з к о н ь к и 3 4 5
6 м о р о з к о н ь к и я н в а р ь 4 5
6 м о р о з к о н ь к и я н в а р ь м е д в е д ь 5
6 м о р о з к о н ь к и я н в а р ь м е д в е д ь л о п а т а
п м о р о з к о н ь к и с т я н в а р ь м е д в е д ь к л о п а т а
Предлог Приставка Запомни! Это слово . Служит для связи слов. Пишется раздельно со словом. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Никогда не стоит перед глаголами . Это часть слова. Служит для образования слова. Пишется слитно . Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя . Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Состав слова. Приставка-часть слова.
Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....
Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс
- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.
Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...