Конспект урока по Русскому языку для 2 -го класса
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Касторная Виктория Викторовна

В данном материале представлен урок развития речи во 2-м классе по теме

«Сочинение по картине «Зимние забавы»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy_po_fgos.docx102.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи во 2-м классе по теме

«Сочинение по картине «Зимние забавы»»

 

        Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию умения создавать повествовательный текст по сюжетной картине.

        Задачи:

        Предметные – содействовать формированию умений учащихся передавать своё впечатление от картины и выражать к ней своё отношение; закреплению знаний учащихся об особенностях написания сочинения-повествования по картине; развитию умения связно излагать свои мысли, умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, употреблять грамматические формы слов; воспитанию эстетических чувств отношения к окружающей природе.

        Планируемые результаты:

        Личностные УУД: воспитание уважения к своему народу и традициям, к своей родине на уроках русского языка.

        Способствовать формированию метапредметных УУД:

        регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, выполнять учебные действия в устной речи во внутреннем плане;

        познавательных – строить сообщение в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;

        коммуникативных – строить монологические высказывания, формировать собственное мнение и позицию.

        Оборудование: картина «Зимние забавы», карточки №1 и №2, пять фрагментов картины «Зимние забавы», название частей текста, деформированное предложение, карточки со словами: катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

1.Организационный момент

2-3 мин

-Добрый день, дорогие ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что это взаимно. Давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и тогда, непременно урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Словесные: беседа.

2.Вводная беседа

5 мин

-Послушайте стихотворение А. Прокофьева. (Подготовленный ученик рассказывает наизусть стихотворение)

Как на горке, на горе.

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух,

Бух! Захватывает Дух!

-О чём это стихотворение?

-В какое время года можно кататься с горы?

-Какие зимние игры вы любите?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя

Словесные: беседа.

3.Рассматривание картины

4-5 мин

-Рассмотрите картинку.

-Нравится ли вам эта картинка? Чем?

-Какое время года изображено?

-Какой стоит день?

-Кто изображен на картине?

-Что делают дети? Расскажите.

-Какое настроение у детей?

-Как это изобразил художник?

Рассматривают картинку, отвечают на вопросы учителя.

Словесные. беседа.

4.Постановка учебной задачи

3 мин

-Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке.

-Что такое сочинение?

-Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».

-Что такое забавы? Как сказать по другому? (Игры, развлечения.)

-Откройте тетради, запишите тему сочинения.

-Обратите внимание на буквы, которые я выделила.

На доске: Зимние забавы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Словесные: беседа.

5.Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.

5-8 мин

-Вам нужно будет написать текст повествование.

-Что отличает текст повествование от других видов текста?

(В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком-то.)

-Как называются части текста повествования?

(Вводная, основная, концовка.)

На доске:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

-Как вы думаете, как надо начать сочинение?

-А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

Карточка 1.

Был ясный зимний день.

Наступили зимние каникулы.

Весь январь стояли лютые морозы.

Ночью выпал пушистый снег.

Дети читают вслух по предложению.

-Что значит «лютые морозы»?

-Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

-Весь январь стояли лютые морозы.

-Почему?

-Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.

-Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.

Отвечают на вопросы учителя, читают вслух по предложению с карточки 1, записывают в тетрадь предложение.

Словесные: беседа; практические: работа по карточке.

Физкультминутка

2 мин

Мы на лыжах в лес идем,          Дети машут руками, словно

Мы взбираемся на холм.           Работают лыжными палками.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,      Вращение туловищем

Он деревья крутит, вертит                    вправо и влево.

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет,                      Прыжки.

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

Повторяют за учителем.

Наглядные: демонстрация.

6.Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)

10 мин

-Как называется вторая часть текста повествования? (Основная)

-Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

(Описать, что делают дети.)

-Как надо начать эту часть?

(предложения детей)

-Прочитайте слова, которые написаны на доске.

На доске карточки со словами: вышли во ребята двор.

-Можно ли их назвать предложением? Почему?

(Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке.)

-Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

(Поменять слова местами)

-Поменяйте местами слова.

(Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

-Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

(Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.)

-Найдите красную строку и запишите это предложение правильно.

-А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

На доске 5 картинок (фрагментов картины).

-Составьте предложение к первой картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image004.jpg

(Миша и Петя играют в снежки.)

-Сколько слов в предложении? (Шесть.)

-Какие орфограммы встретились? (Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е, проверочное слово «снег».)

-Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж.

Кто подберёт проверочное слово? (Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.))

-Составьте предложение ко второй картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image006.jpg

(Катя и Таня лепят снеговика.)

-Какие орфограммы встретились в этом предложении? (Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.)

-Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова. (Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.)

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

У. А безударную гласную о нужно запомнить.

-Составьте предложение к третьей картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image008.jpg

(Лена катается на коньках.)

-Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

(Четыре слова. (Называют слова.))

-Какие орфограммы встретились в этом предложении? (Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.)

-Посмотрите на слово «катается», на конце пишется – тся.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

-Составьте предложение по четвёртой картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image010.jpg

(Коля катается на лыжах.)

-Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

(Четыре слова.)

У. Составьте предложение по пятой картинке.

http://festival.1september.ru/articles/528757/f_clip_image012.jpg

(Настя катается с горы на санках.)

-Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

(Шесть слов. (Называют слова.))

-Какие орфограммы в этом предложении? (Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы».

-Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

- Кто заметил ошибку?

(Повторяется слово катается.)

-Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду. 

-Про кого из детей можно сказать идёт? (Коля идёт на лыжах.) Под картинкой прикрепляется слово «идёт».

-Про кого из детей можно сказать едет? (Настя едет с горы на санках.) Под картинкой прикрепляется слово «едет».

-Про кого можно сказать скользит по льду? (Лена скользит по льду на коньках.) Под картинкой прикрепляется слова «скользит по льду».

-Какие орфограммы в словах «скользит по льду»? (В слове «скользит» безударная гласная о, проверочное слово «скользкий», в слове «по льду» - мягкий знак – показатель мягкости.

-Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

-Сколько предложений составили? (Пять.)

У. Сколько будет точек? (Пять.)

У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения? (Нет.)

-Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

-Как называется третья часть текста повествования? (Концовка.)

-Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение. (Надо написать о настроении детей.)

-Прочитайте предложения на карточке 2.

Карточка 2.

1.Весь январь стояли лютые морозы.

2.Весь январь стояли лютые морозы!

3.Весь январь стояли лютые морозы?

4.Весело ребятам зимой?

5. Весело ребятам зимой!

-Чем отличаются эти предложения? (В конце предложений стоят разные знаки.)

-Прочитайте вслух с разными интонациями. (Читают предложения вслух.)

-Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст. (Весело ребятам зимой!)

-Почему подходит именно это предложение? (Это предложение передаёт радость детей.)

-Назовите орфограммы в этом предложении. (Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» - это слово из словаря, безударная гласная и в слове «зимой», проверочное слово «зимы».)

-Найдите красную строку и запишите это предложение.

Отвечают на вопросы учителя, составляют предложения по каждому фрагменту картины. Записывают в тетрадь получившийся текст. Выполняют задания по карточке 2.

Словесные: беседа; практические: составление предложений по фрагментам картины.

7.Проверка

5 мин

-Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

-Прочитайте вслух свой рассказ.

(Читают свои сочинения несколько учеников.)

-Удалось ли передать содержание картины?

Читают весь текст, подчеркивают найденные орфограммы.

Словесные: беседа; практические: упражнение.

8.Рефлексия

3 мин

Продолжите фразы:

-Сегодня я узнал(а)…

-Я научился (ась)…

-Мне было интересно…

Продолжают фразы.

Словесные: беседа.

9.Итог урока

2-3 мин

-Чему учились на уроке? (Учились писать сочинение по картине.)

-О чём писали сочинение? (Писали сочинение о зимних забавах детей.)

Отвечают на вопросы учителя.

Словесные: беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе «Русский алфавит, или Азбука»

Познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Научить называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"

Конспект урока  по русскому языку в 1 классе  УМК  «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...