Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема. Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак.
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_razdelitelnyy_znak.ppt | 401.5 КБ |
razdatochnyy_material_na_urok.docx | 15.79 КБ |
samoanaliz_uroka_po_fgos.docx | 30.66 КБ |
urok.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
плат ь е огон ь ки гост ь я прос ь ба жил ь ё лен ь обез ь я на пал ь то
Пришло время отдохнуть!
Игра «Найди пару» (антонимы) работа - веселье болезнь - здоровье свет - тьма скука - безделье польза - вред враги - друзья
Задание снежная буря - в ь юга ул ь и мама, папа, дети - сем ь я ягоды, сваренные в сахаре - варен ь е дом, жилище - жил ь ё домики для пчёл -
Без ученья нет уменья.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Коля – колья [кол’а - кол’й’а]
полет – польет [пал’от – пал’й’от]
мел – мель, семя – семья
Ь – показателем мягкости
Ь - разделительным
Ь – показатель мягкости | Ь - разделительный |
Пишется после согласных перед согласными или в конце слова | Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. |
Меняет лексическое значение слов угол - уголь | Меняет лексическое значение слов семя - семья |
Это орфограмма | Это орфограмма |
Игра «Найди пару» (антонимы)
работа здоровье
свет безделье
болезнь тьма
скука польза
враги веселье
вред друзья
Без, учен_я, умен_я, нет
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки
4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
План
1 Постановка цели.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Исследование.
4. Выводы.
5. Проверка на практике.
6. Отчет о проделанной работе.
Предварительный просмотр:
Схема самоанализа урока по ФГОС (один из этапов)
Учителя: Бондаренко Виктории Васильевны
Класс 2а
Предмет русский язык
Тема урока «Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком».
Предлагаемый урок входит в раздел темы «Звуки и буквы», на которую отводится в программе 4 часа. Это 1-ый урок данной темы.
При планировании и проведении урока учитывались особенности класса:
Характеристика обучающихся.
В классе обучается 24 учащихся, из них 11-девочек, 13- мальчиков.
Условно детей можно разделить на 3 группы:
1 группа — дети, которые внимательны и активны на уроке, имеют высокий уровень сформированности познавательного интереса – 6 чел.
2 группа — ученики, которые осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, верно, отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал – 12чел.
3 группа — дети, которые редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы, познавательная активность очень низкая- 6 чел.
У большинства учащихся средний уровень развития. В целом, класс отличается высокой двигательной и познавательной активностью. Уроки необходимо строить с использованием различных форм работы, применяя разнообразные методы и приёмы.
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель урока: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Задачи:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах;
2.Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И
3. Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным мягким знаком;
4. Учить самостоятельно добывать знания; сравнивать, обобщать; выполнять задание по образцу и творчески; осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку; работать с информацией.
5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Цель урока согласуется в обсуждении с учащимися.
Предполагаемые результаты:
предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;
личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Тип урока: Урок – проект.
Ведущий метод: Проектный (с опорой на проблемно-поисковый).
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. На уроке были использованы следующие методы обучения:
• Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа
• Репродуктивный (по образу) – списывание с доски по образцу.
• Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.
• Исследовательский – работа с книгой по поиску информации.
• _Частично-поисковый – беседа с выводом.
• Эвристический (открытие).
Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, групповая, дифференцированная работа, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, карточки с заданиям, прямоугольники красного, желтого и зеленого цвета.
На уроке отражены основные дидактические принципы:
- научности;
-последовательности и систематичности;
- доступности;
- прочности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории и практики;
- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;
-принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
Для решения поставленных задач была рациональна выбранная структура урока.
1 этап – Организационный момент.
Организационный момент имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.
Урок я начала с приветствия учителей, доброжелательного отношения друг к другу, с чтения стихотворения, чтобы настроить на успешную работу. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил включить учащихся в ход урока.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Регулятивные УУД :
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия
2 этапом урока – Формулирование темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. Его целью является создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Этот этап я начала с вопроса
-Какой сейчас урок? Как вы догадались? (буквосочетаниях на доске, нь, нье, мь, мья, бь, бьи).
-У-ль - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ( о ь знаке)
-Какое задание можете предложить? (Классификация - ученик у доски)
- У-ль- Давайте предположим. Чему мы будем учиться?
Рассказ о ь знаке .
Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…
- Как вы думаете, какие это 2 работы?
-Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ ? ( Показатель мягкости)
- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать мягко?( Е, Ё, Ю, Я, И )
- Тогда зачем же в буквосочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ стоят рядом и эти гласные и Ь ? - Е, Ё, Ю, Я, И (Наверное, еще одна работа у мягкого знака (- Вторая работа: Ь – разделительный.)
- Верно. А какая? А вот мы сейчас узнаем, если внимательно понаблюдаем.
- Какие ваши предположения?
- У-ль - Как вы думаете, какова же тема урока? ( Ь – разделительный).
Выставляются карточки Ь -показатель мягкости и Ь – разделительный мягкий знак
У-ль: Мы постараемся создать маленький проект. Зачем? (чтобы пользоваться на уроках памяткой) .Для чего? (Составим на наши правила слова, для обогащения своего словарного запаса)
Такие задания создают положительный эмоциональный настрой.
Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Личностные УУД:
- самоопределение ;
- смыслообразование ;
- внутренняя позиция школьника ;
- учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- планирование учебного сотрудничества.
И т.д.
На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена рефлексия - объективное оценивание самого себя. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а обучающимся почувствовать свою значимость и успешность.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.
Считаю поставленные задачи достигнутыми.
Предварительный просмотр:
Тема. Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак.
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»
Цель: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Задачи: 1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах;
2.Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И
3. Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным мягким знаком;
4. Учить самостоятельно добывать знания; сравнивать, обобщать; выполнять задание по образцу и творчески; осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку; работать с информацией.
5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, карточки с заданиям, прямоугольники красного, желтого и зеленого цвета.
Ход урока.
- Мотивация.
-Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
II. Формулирование темы и цели урока.
1.Какой сейчас урок? Как вы догадались? (буквосочетаниях на доске, нь, нье, мь, мья, бь, бьи).
-У-ль - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ( о ь знаке)
-Какое задание можете предложить? (Классификация.- ученик у доски)
- У-ль- Давайте предположим. Чему мы будем учиться?
Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…
- Как вы думаете, какие это 2 работы?
-Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ ? ( Показатель мягкости)
- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать мягко?( Е, Ё, Ю, Я, И )
- Тогда зачем же в буквосочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ стоят рядом и эти гласные и Ь ? - Е, Ё, Ю, Я, И (Наверное, еще одна работа у мягкого знака (- Вторая работа: Ь – разделительный.)
- Верно. А какая? А вот мы сейчас узнаем, если внимательно понаблюдаем.
- Какие ваши предположения?
- У-ль - Как вы думаете, какова же тема урока?( Ь – разделительный)
У-ль: Мы постараемся создать маленький проект. Зачем? (чтобы пользоваться на уроках памяткой) Для чего?
(Составим на наши правила слова, для обогащения своего словарного запаса)
III. Каллиграфическая минутка.
У-ль: Запись в тетрадях число, классная работа. (буквосочетаниями НЬ, МЬ, БЬ, ВЬ НЬЕ, МЬЯ, БЬИ)
У-ль: - Для чего мы проводим каллиграфические минутки?
У-ль: - Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)
- Пропишите буквосочетаниями НЬ, МЬ, БЬ, НЬЕ, МЬЯ, БЬИ)
- На что нужно обращать внимание? ( Следить за высотой наклоном и шириной букв).
-Что интересное вы заметили?
-Какая цель у нас? – ( Выяснить, какие две работы у мягкого знака) - Да. И еще сравним эти работы).
- Какие ваши предположения? –(Вторая работа: Ь- разделительный мягкий знак)
IV.Объяснение нового
Давайте исследуем это предположение, понаблюдав:
Соедини эти слова с транскрипцией (Дети соединяют на доске карточки) Какие мы звуки слышим в этих словах? (Дети называют звуки)
Коля – колья [кол’а - кол’й’а]
полет – польет [пал’от – пал’й’от] – после ль мы слышим согласный звук й и последующий о, на письме после буквы л пишется разделительный ь знак)
-Что заметили? (- Появился звук [ Й’].)
- Почему? (- Буквы Е,Я обозначают 2 звука)
- А еще какие буквы могут обозначать 2 звука? (- Ё,Ю,И)
А) Проверим Слайд1
– Когда пишем в словах разделительный мягкий знак? Понаблюдаем
Деревья, бельё, ручьи, ночь, веселье. Подчеркни.
я | е | ё | и | ю |
[й’а] | [й’э] | [й’о] | [й’и] | [й’у] |
Мягкий знак надо подчеркивать одной чертой, а следующую за ним гласную – двумя чертами. Слайд 2
- Сделаем вывод.
– (Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’])
- А как его проверить? - По учебнику. Читают правило на с. 32
- Как вы считаете это орфограмма.? (Да)
VI. - Лексическое значение слов.
Наблюдаем дальше: мел – мель, семя – семья (карточки на доске)
- Изменилось ли лексическое значение слов с появлением мягкого знака? - Да (объясняют)
Вывод Учитель:
Будем мы всегда, где надо
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтоб семья не стала семя
Колья- Колей никогда
VI I. Задания по выбору (дифференцированная работа)
1.Прочитайте.
платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба
- Можно ли на группы распределить слова?
А) Сильным - Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму.
Б) Средним Запишите в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь – разделительным
В) Спишите. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами .
платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба- Проверка Слайд3
Платье огоньки
гостья просьба
жильё лень
обезьяна пальто
Вывод
- По какому правилу вы действовали? (- Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова)
Ь- разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И)
VI I I. Физминутка. Слайд 4
Ь- показатель – потопаем, ь- разделительный знак- похлопаем
(лень, деньки, варенье, воробьи, редька, пальто, ручьи, огоньки, новоселье)
IX. Первичное закрепление во внешней речи
-Начнем заносить в таблицу наши выводы: (заготовлены полоски с фразами, которые вставляются по ходу рассуждений в заранее вычерченную таблицу)
Дети формулируют высказывания
Ь – показатель мягкости | Ь - разделительный |
Пишется после согласных перед согласными или в конце слова коньки .день | Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. Льёт [ л ‘й’ о т ] |
Меняет лексическое значение слов угол - уголь | Меняет лексическое значение слов семя - семья |
Это орфограмма | Это орфограмма |
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Один – много (мой помощник у доски)
Друг – друзья, дерево – деревья, брат – братья, лист-лист
7. Включение в систему знаний и повторение.
А) Игра «Найди пару» (антонимы) Слайд 5
работа здоровье
свет безделье
болезнь тьма
скука польза
враги веселье
вред друзья
б) Слайд 6
Запиши одним словом :
снежная буря (вьюга)
мама, папа, дети (семья)
ягоды, сваренные в сахаре (варенье)
дом, жилище (жильё)
домики для пчёл (ульи)
в) Работа в группах Слайд 7
Составь пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.
(Без ученья нет уменья.)
-Как вы ее понимаете? Запишите. В каком слове спряталось наше правило?
В) Придумать слова на наши правила?
Проверим, что же мы усвоили.
Тестирование
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки
4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
Подведём сейчас итог,
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите прямоугольник , цвет которого соответствует вашим знаниям:
зелёный, желтый, красный.
Красный цвет:
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять усядусь я!
Жёлтый цвет:
Здесь – внимание!
Сомневаюсь ещё я!
Зелёный цвет:
А теперь вперёд!
В знаниях уверен я!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"
Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект по русскому языку 2 класс на тему "Мягкий знак"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему "Мягкий знак". О правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными....
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...