Конспект урока русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
урок русского языка по теме"Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс
Тема: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже.
Цели урока:
Обучающая
1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме.
2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже.
Развивающая
1.Учить ставить задачу урока самими учащимися, выводить правило.
2.Формировать самооценку и самоконтроль.
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.
4.Развивать речь учащихся.
Воспитывающая
1.Воспитывать аккуратность, прилежность.
2.Прививать любовь к русскому языку.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Методы проведения урока:
Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование
Формы работы:
Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная.
Оборудование:
доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь.
- Мотивация.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья за дело!
Я желаю вам сегодня успешной работы на уроке.
- Минутка красивого письма
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Индивидуальный показ (в тетради)
_________________________________________________________
Число и вид работы (6 февраля Классная работа)
3. Актуализация опорных знаний
- Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.
1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.
2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.
3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.
4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!
5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.
6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
(Дети слушают предложения (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую. Карандашом подчеркивают заданную орфограмму).
- Проверяем.
На доске появляется запись:
Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.
-У кого так, поставили на полях ( 1+)
-Что общего у этих слов?
(Это всё существительные в ед. числе, И.п., они в н.ф., каждое слово начинается с согласной)
-Все верно! Какое задание к этим слова я могу вам дать?
(Разделить на группы, найти лишнее слово, определить склонение.)
-Да, нужно определить склонение у данных существительных.
- Сколько склонений в русском языке ? (3 )
- Как определяем склонение у существительных в н.ф. ?
На доске посмотреть запись :
Склонения имени существительного род окончание склонение |
-Определите склонение.
-У кого так, поставили на полях (2 +)
- Вы научились определять склонения у существительных в начальной форме.
3. Постановка учебной задачи
-Определим задачу на данный урок.
-Возьмите карточку №1 (работа парах)
-Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
-О чем это стихотворение?
(О зимнем лесе.)
-Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно стало красивым?
(Олицетворение: дремлет, подвязалася;
Сравнение : словно белою косынкой)
- Найдите имена существительные в данном стихотворении и подчеркните
- Сколько имен сущ. нашли ? (6)
- У кого так, поставили на полях
- Определите падеж данных существительных.
Определения падежа:
1. Найти слово, от которого зависит данное сущ.
2. Поставить от него вопрос.
-У кого так, поставили на полях (3 +)
-Что еще можем определить у данных существительных?
(-Склонение)
-У каких сущ. вы легко определите склонение?
(лес, сосна)
-Почему?
(Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм)
-Почему у остальных сущ. труднее определить склонение?
(Они не в Н.ф.)
-Как еще можно сказать?
(Они в косвенных падежах)
-Итак! Задача данного урока?
- Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже.
На доске под знаком ! написано:
Тема урока: Определение склонения имени существительного, стоящего в косвенном падеже
-Вернемся к стихотворению чуть позже.
Физкультминутка (1 мин)
4 . «Открытие» детьми нового знания
-Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже?
– Мы можем их поставить в начальную форму)
Проведем исследование и проверим версию.
- Возьмите карточку №2 (Такой же текст на доске)
Мальчик повесил кормушку (__________) в саду (_____________). К кормушке (____________) прилетела синица. Красногрудый снегирь сидит на рябине (____________) и клюёт сладкую ягоду (______________).
- Прочитайте предложения про себя.
- Вслух.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
- Докажите. (Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Кормушка»)
-Что объединяет этих птиц?
А каких еще птиц можно встретить зимой?
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птица едва успевает утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают. Из десяти, может быть, одна – две доживают до весны. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
- Как можно помочь птицам зимой?
(Сделать кормушки, не забывать насыпать птицам корм)
-Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит ! и карточка : сущ. в косвенном падеже)
(чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в н.ф.)
Четыре ученика по очереди работают у доски с комментированием.
( В скобках, где необходимо, пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение)
-Делаем вывод.
На доске появляется алгоритм:
Сущ. в косв. падеже - Н.ф.(И.п., ед. ч.) - род, окончание- склонение
- В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод
Прочитаем сравним.
5. Первичное закрепление .
Самостоятельная работа с проверкой в классе (7 мин)
-Вернемся к стихотворению.
-Списать его в тетрадь.
-Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.
-Проверяем по цепочке.
(Образец ответа : подвязалася (чем?)косынкой – ставлю в Н.ф. (что?)
косынка –сущ. ж.р. (она, моя), окончание –а, значит, 1 склонение)
-У кого так, поставили на полях (4 +)
6. Срезовая работа ( 5 мин ).
-Запишите существительные в три столбика по склонениям.
На доске:
в избе, за домом, о маме, тенью, книгу, у озера, на площади, на пне, под скатертью .
1 скл. 2 скл. 3 скл.
в избе за домом тенью
о маме у озера на площади
книгу на пне под скатертью
-У кого так, поставили на полях (5 +)
7. Итог (2 мин)
-Какую задачу ставили на уроке ?
(– Как определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.)
Достигли ли поставленной цели?
-Д.з. – 1. С. , упр.
- Творческое д/з
Предлагаю провести исследовательскую работу со словом «кормушка».
-Урок окончен. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...