Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по "Планете Знаний".
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Носкова Елена Владимировна

В рабочую программу по русскому языку для 2 класса входят: пояснительная записка, тематическое планирование и КТП. Всего 175 часов, из расчета 5 часов в неделю, 35 учебных недель по "Планете Знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Русский язык

2класс

УМК «Планета знаний»

1. Роль и место дисциплины

Изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом –  носителем этого языка.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых  классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

Федерального закона от     декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по русскому языку, авторской программы по русскому языку под редакцией Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой (УМК «Планета знаний»);

Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ (учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей) МБОУ СОШ № 4, утвержденного Приказом  № 160 от 01.09.2010 г.  

4. Цели и задачи

Познавательные цели:

- формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается;

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование логического и абстрактного мышления учащихся.

Социокультурные цели:

- формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- формирование коммуникативной конпетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

  1.   освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
  2.  овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  3.  воспитание   позитивного   эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

5. Специфика  программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения русскому языку решаются комплексно. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    Материал урока реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

    Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей. Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

  Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

6. Структура программы

  • О даре слова

Зачем человеку слово дано. Наш родной язык – русский. Язык певучий и богатый. Слово. Предложение. Текст.

  • Слово и его строение

Слово и его строение.  Обозначение на письме гласных и согласных звуков.  Слова – названия предметов, признаков, действий. Слово и предложение. Предложение и текст. Звуки речи и буквы.

Слоги и ударение. Алфавит. Большая буква в словах. Перенос слов.

Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме гласных звуков.  Слово и предложение.

Работа слов в предложении.

  • Слово и его значение

Если хочешь понимать и быть понятным. Конкретные и общие значения слов. Лексическое значение слова. Группы слов с общим значением. Ежели вы вежливы… Вежливые слова.

  • Слово и его значимые части

Корень слова. Однокоренные слова. Суффиксы в словах. Приставка. Окончание слова. Разбор слов по составу.

  • Правописание слов

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Безударные гласные в корне слова.

Согласные в корне слова. Написание буквосочетаний жиши, чаща, чущу; чк, чн, щн, нч.

Большая буква в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).  Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.

  • Жизнь языка в речи

Речь. Слово (значение, строение, правописание). Текст. Предложение и текст. Предложение. Члены предложения. Текст. Тема текста. Понимание текста.

  • Правописание слов»

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Слова с двойными согласными. Непроверяемые согласные в корне слова. Разделительный мягкий знак. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

  • Части речи и их работа в предложении

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные имена существительные. Имя прилагательное. Признаки имён прилагательных. Употребление в речи полных и кратких форм имен прилагательных. Глагол. Изменение частей речи по числам (обобщение).

Предлоги и союзы - слова-связки. Работа частей речи в предложении.

  • Язык и речь

Средства языка и речи. Слово (значение, строение, правописание). Предложение. Текст.

7. Основные содержательные линии курса

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью  требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

8. Требования к результатам

Учащиеся должны знать/понимать:

средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;

  • названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных,  безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов; правила переноса слов с одной строки на другую; значимые части слова;
  • основные признаки слова, предложения, текста.
    Учащиеся должны уметь:
  • анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность; выделять голосом ударные слоги; сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
  • устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40—45 слов, писать под диктовку тексты в 35—40 слов; применять при записи правила: о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; об употреблении разделительного мягкого знака; большой буквы в именах,  отчествах, фамилиях людей, кличках животных; о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; о написании слов .с непроизносимыми согласными; о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением (трава, река, окно); интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак — в конце предложения; определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).

Программа также позволяет дать представление:

- о роли языка слов как средстве к речи как способе общения людей; о речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении, письме, воспроизведении чужой речи;

- о речевой ситуации и особенностях ведения диалога; о несловесных средствах — помощниках устного общения: жестах, мимике, позах;

- о свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употреблённых в переносном значении;

- о происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.

9. Формы организации учебного процесса

    Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе изучения курса используются уроки  открытия новых знаний (ОНЗ), уроки контроля знаний (УКЗ), обобщения, повторения, закрепления знаний (ОПЗ)

     Педагогические технологии, применяемые     при обучении: уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация  работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава). 

    Во внеурочное время обучающиеся занимаются проектной деятельностью. Проекты выполняются на добровольной основе.

10. Виды и формы контроля

    Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

   Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

11. Объем и сроки изучения

На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего - 175 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·             Федеральный государс...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний

Рабочая программа  по русскому языку для 3 класса, программа "Планета Знаний". Материал содержит пояснительную записку и калентарно-тематическое планирование ( стандарт 2004)...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний

В программу включены основные требования к уровню ученика, оканчивающего 3 класс по программе Планета Знаний, а также в разделе поурочное планирование добавлены активные ссылки на ЭОР для подготовки к...

рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний"

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательны...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планета знаний

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработанав соответствии с ФГОС по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"...