Урок русского языка Имя существительное 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Балакина Ольга Александровна

Конспект урока русского языка 3 класс тема: "Имя существительное". УМК Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

3 класс.

Тема:     Понятие об имени существительном.

Цель:

  1. Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к именам существительным и обозначающие одушевлённые или неодушевлённые предметы.
  2. Способствовать развитию умения исправлять ошибки в словах, редактировать текст.
  3. Развивать воображение, внимание, мышление, память.

Ход урока

  1. Организационная часть. Слайд 1, 2, 3. 5 мин.

- Поздоровались с гостями. Присаживайтесь. Повторим домашнее задание и вспомним предыдущий урок.

- Что узнали об имени существительном?

(Им. сущ. – часть речи, отвечает на вопросы кто? что?)

Как учились определять имена существительные?

(По вопросу).

Это мы выяснили на прошлом уроке. И составили первый пункт плана по определению части речи. С чего мы начинаем? С постановки вопроса.

  1. Чистописание. Слайд 4.5 мин.

- Для начала раскрою один секрет. Букв в русском алфавите много, но в них есть общие элементы, освоите их – будете писать красиво.

- Откроем рабочие тетради. Отступите 2 строчки, запишите число 15 февраля и классная работа. На следующей строчке буквы, слоги, слово. Несколько раз до конца строчки. Обратите на соединение в сочетаниях, и на это соединение в слове «мал».

а л м ал ам мал

Сравните буквы а л м что общего в их написании?

(элемент «палочка с закруглением вправо»)

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации. Слайд 5-9. 9 мин.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Сегодня как вы уже поняли у нас не совсем обычный урок, и мы отправляемся на прогулку в сказочный лес. Посмотрите, кто это там показался вдали? Вот на русской печи приближается к нам первый житель сказочной страны. Кто это? Из какой сказки? (Емеля из сказки «По щучьему веленью»).

- Наверное, в лес за дровами едет. Для Емели печь – это транспорт. А вообще, что это такое и для чего её использовали раньше на Руси? (В печи пекут хлеб.)

Куда мы обращаемся для уточнения лексического значения слова?

(В толковый словарь русского языка)

На доске я выписала статью из словаря Ожегова.

Печь1 – сооружение из камня, кирпича, металла для отопления помещения, приготовления горячей пищи. (Толковый словарь русского языка, Ожегов С.И.)

- Теперь найдём это слово в предложении и определим часть речи. Прочитай предложение.

На то она и печь, чтобы пироги печь.

- Определите, какой частью речи в данном предложении является слово «печь»? (Это имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет).

- Хорошо, но в этом предложении второй раз встречается слово печь. Определите часть речи во втором случае. Как определяем? Задаём вопрос. Определяем лексическое значение. (Слово печь – это глагол, потому что отвечает на вопрос что делать?)

У слова печь оказалось 2 значения. Значит, это слово может быть существительным и глаголом, в зависимости от использования в предложении. Второе значение:

Печь2 – приготовлять пищу сухим нагреванием на жару, в печи. (Толковый словарь русского языка, Ожегов С.И.)

Сделаем вывод. Слова звучат одинаково, но части речи разные. Как быть? Слово одно. Что надо сделать? (Задать вопрос и определить лексическое значение.)

Значит, добавляем строчку в наш Способ действия.

Сделаем вывод. Чтобы определить часть речи необходимо поставить вопрос. Определить значение.

  1. Постановка темы урока. 1 мин.

Нам есть ещё чему поучиться и много нового узнать про имя существительное, поэтому сегодня на уроке продолжаем знакомство с именем существительным.

  1. Работа по теме урока. Слайд 10, 11, 12. 9 мин.

- Вместе с Емелей продолжаем прогулку по зимнему лесу.

Посмотрите, как прекрасен зимний лес! Сегодня мы отправились на прогулку по лесу. Мы свернули с трассы и молча шли лесом. Домой вернёмся из леса вечером. Долго будем вспоминать о зимнем лесе. 

- На доске текст. В нём встречается форма одно и того же слова. Назовите. Запишите. Выделите окончания. Определите, какой частью речи являются слова.

(лес - что? им. сущ., по лесу?- по чему?)

Какая часть речи? Почему? Вопрос к существительному что? А у нас другой вопрос по чему? Скажите лес и по лесу форма одного слова? (Да) Чем отличаются? (Окончаниями). Значит если одно слово с разными окончаниями, то по слову лес и определяем, что это имя существительное.

Следующее слово.

(лесом – чем? им.сущ., из леса – из чего? им.сущ., о лесе – о чём? им.сущ.)

Для всех данных слов «лес» - это начальная форма.

Сделайте вывод. Как теперь определяли часть речи? (Ставили в начальную форму. Значит, слово может иметь несколько форм, если поставить к слову вопрос что?, то получим начальную форму.)

Добавим в наш Способ действия ещё один пункт. Как вы думаете, каким он будет по порядку? (вторым по порядку, т.к. сначала вопрос, потом начальная форма и только потом лексическое значение)

  1. Физкультминутка. Слайд 13, 14. 3 мин.

Снежинка.

  1. Продолжение работы по теме урока. Слайд 15. 7мин.

1. Работа по правилу. Вспомните, что мы называем именем существительным? Дайте определение.

Прочитайте правило на стр. 55

- Повторите.

2. Закрепление понятия начальная форма.

- Помогите Емеле справиться с пословицами. Прочитайте. Выпишите сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем на вопрос что?, изменяя форму выделенных существительных, так чтобы они тоже отвечали на вопрос кто? что? Поставьте в начальную форму. Как называются такие имена существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые).

Кто? – ученик, учитель.

Что? – удача, радость, правда, огонь, вода, земля, весна.

2. Словарная работа.

- Чтобы из волшебного леса попасть домой надо выписать из предложения имена существительные. Какие это слова? (словарные)

В январе на Севере морозы крепкие.

  1. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 24, 25. 3 мин.

1. Ромашка. (Мне понравилось…Я решил…Я запомню надолго, что…Я узнал, что…Мне хочется узнать… Я буду всегда…Интереснее всего было…)

2. Запишите в дневники домашнее задание с. 56 № 13, выучить правила.

Балакина Ольга Александровна

учитель начальных классов МОУ СОШ №40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».

Данное информационное дополнение  станет хорошим подспорьем на уроке учителю  и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...