Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Филиппова Юлия Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon og_pismo_russkiy_yazyk.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального закона  № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10. 2009 г., в ред. приказов № 1241 от 26.11.2010 г., № 2357 от 22.09.2011 г.;

- Основной образовательной программы начального общего образования школы, утвержденной приказом № 214 от 26.12.2014г.;

- годового календарного учебного графика школы на 2016-2017 учебный год;

- учебного плана школы на 2016-2017 учебный год;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.;

- авторской программы предметной линии учебников системы «Школа России» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014).

- Положения о Рабочей программе школы, утвержденного приказом № 72 от 26.04.2014 года;

Разработана на Согласно базисному учебному  плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебных недели) из них 115 ч обучение письму и 50 ч русского языка.

     В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель - изучение русского языка -включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Учебно-тематический план

Перечень разделов

Кол-во часов по программе

Обучение грамоте (письмо)

115

Добукварный период

17

Букварный период

78

Послебукварный период

20

Русский язык

50

Наша речь

2

Текст, предложение, диалог

3

Слова, слова, слова

4

Слово и слог. Ударение

6

Звуки и буквы

34

Повторение

1

Итого

165

Содержание учебного предмета

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща,  чу—щу, жи—ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения

С        помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.  Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. 

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор,  привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Последовательность предложений в тексте.

Тематический план

Рабочей программы учебного предмета

 «Обучение грамоте (письмо)», 1 класс, 115 часов

Номер урока

ТЕМА

Кол-во часов

ДАТА

КОР-ЦИЯ

Характеристика видов деятельности

УУД

Добукварный период (20 ч)

1

Пропись — первая учебная тетрадь (Пропись №1, с. 3-6)

1

Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте

Личностные действия:

Чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом.

Познавательная мотивация; интерес к новому.

Регулятивные действия:

Коррекция

Познавательные действия:

Общеучебные;

Поиск и выделение  необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

знаково-символические действия – моделирование;

логические действия –

анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия: Умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых.

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с. 7-8)

1

Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу.

3

Письмо овалов и полуовалов (с. 9-10)

1

Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

4

Рисование полуовалов и кругов (с. 11-12)

1

Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

5

Письмо длинных прямых наклонных линий (с. 13-14)

1

Делить слова на слоги. Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

6

Письмо наклонных линий с  закруглением внизу (с. 15-17)

1

Делить слова на слоги. Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

7

Письмо элементов букв (с. 18-20)

1

Делить слова на слоги. Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.

8

Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (с. 21-23)

1

Различать рабочую строчку. Делить слова на слоги.

9

Письмо коротких и длинных линий (с. 24-26)

1

Различать рабочую строчку

Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения

10

Письмо наклонных линий (с. 27-29)

1

Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Различать рабочую строчку

11

Письмо коротких и длинных линий (с. 30-32)

1

12-13

Строчная и заглавная буквы А, а (пропись №2, с. 3-4)

2

Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма буквы А. Различать последовательность написания элементов буквы А

14

Строчная и заглавная буквы О, о (с. 5-6)

1

Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о). Сопоставлять верхнее и нижнее соединение  букв с буквой о. писать слова (слоги) по образцу (по пунктирным линиям)

15-16

Строчная и заглавная буквы И, и (с. 7-8)

2

Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу.

17

Письмо изученных букв (с. 8)

1

18

Строчная буква ы (с. 9-10)

1

Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма.

19-20

Строчная и заглавная буквы У, у (с. 11-13)

2

Правильно соединять изученные буквы на письме. Классифицировать печатные и письменные буквы на письме. Учить находить логическое ударение в предложении.

Букварный период (67 ч)

21-22

Строчная и заглавная буквы Н, н (с. 14-15)

2

Анализировать написание буквы Н, н. Находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под диктовку. Проверять работу друг друга.

.

23

Строчная и заглавная буквы С, с (с. 16-17)

1

Воспроизводить написание элементов по памяти. Сопоставлять услышанный алгоритм с написанием элементов. Комментировать вслух написание изученных элементов.

24

Повторение изученных букв (с. 13-17)

1

25-26

Строчная и заглавная буквы К, к (с. 18-19)

2

Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью.

27

Строчная и заглавная буквы Т, т (с. 20)

1

Видеть в букве уже изученные элементы.  Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах.

28

Письмо слогов и слов с буквами Т, т (с. 21-22)

1

29-30

Строчная и заглавная буквы Л, л (с. 23-25)

2

Находить графические ошибки в заданных словах. Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Конструировать слово из заданного набора букв.

31-32

Строчная и заглавная буквы Р, р (с. 26-27)

2

Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов.

33-34

Строчная и заглавная буквы  В, в (с. 28-30)

2

Проговаривать алгоритм написания буквы В. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах.

35-36

Строчная буквы Е, е (с. 31-32)

2

Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов.

37

Строчная  и заглавная буква П, п (пропись №3, с. 3-4)

1

Находить графические ошибки в заданных словах. Сравнивать и анализировать начертание буквы П с изученными буквами. Конструировать слово из заданного набора букв.

38

Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 5)

1

Знать формы всех изученных письменных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

39

Строчная и заглавная буквы Мм (с. 6)

1

Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слова из набора букв. Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение.

40

Письмо слов с буквами М, м (с. 7-8)

1

41

Строчная и заглавная буквы З, з (с. 9)

1

Сравнивать начертания заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. Решать ребусы.

42

Письмо слов и предложений с буквами З, з (с. 10)

1

43

Письмо предложений с изученными буквами (с. 9-11)

1

44

Строчная и заглавная

буквы  Б, б (с. 12)

1

Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки.

45

Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 13)

1

46-47

Списывание текстов с изученными буквами (14-15)

2

Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение.

48-49

Строчная  и заглавная буквы  Д, д (с. 16-18)

2

Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов.

50

Списывание текстов (с. 18-19)

1

Анализировать начертание букв, формировать умение ставить ударение, делить слова на слоги.

51-52

Строчная и заглавная буквы Я, я (с. 20-21)

2

Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного.

53

Закрепление написания букв Я, я (с. 22)

1

54

Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами (с. 23)

1

Сравнивать  значение  многозначных слов. Наблюдать за особенностями многозначных слов. Различать на слух и при письме парные согласные. Различать слова в единственном и множественном числе, изменять их по заданному образцу. Списывать печатный текст.

55-57

Строчная и заглавная буквы Г, г (с. 24-26)

3

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

58

Строчная буква ч.  (с. 27)

1

Знать правописание ча, чу.

Уметь соотносить печатную и письменную буквы

59

Сочетания ча, чу (с. 28)

1

60

Заглавная буква Ч (с. 29)

1

61-62

Буква ь (с. 30-31)

2

Знать, что Ь – показатель мягкости согласных звуков; Ь не обозначает звука. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Уметь отгадывать загадки.

63

Написание слов и предложений с ь (с. 32)

1

64-65

Строчная и заглавная буквы Ш, ш (пропись №4, с.3-4)

2

Находить знакомые элементы в букве Ш.  Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

66

Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (закрепление) (с. 5)

1

Наблюдать за написанием слов с сочетанием ши. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

67-68

Строчная и заглавная буквы Ж, ж (с. 6-7)

2

Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки.

69

Правописание сочетаний ЖИ - ШИ (с. 8-9)

1

Наблюдать за написанием слов с сочетанием ши. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

70-71

Строчная буква ё (с. 10-11)

2

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву. Знать, что буква ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и перед гласной, после Ь

72

Заглавная буква Ё (с. 12)

73

Закрепление правописания сочетаний ЧА, ЧУ, ЖИ, ШИ, заглавных букв в начале предложения и в именах собственных (с. 3-12)

1

74-75

Строчная и заглавная буквы Й, й (с. 13-14)

2

Формировать навык  грамотного письма, уметь отличать написание букв и от й.

76-77

Строчная и заглавная буквы Х, х (с. 15-16)

2

Находить знакомые элементы в букве Х.  Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

78-79

Повторение изученного материала (с. 17-18)

2

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

80

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 19-20)

1

Знать, что в начале слова буква Ю обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного

81

Написание предложений с буквами Ю, ю (с. 20-21)

1

82-83

Строчная и заглавная буквы Ц, ц (с. 22-24)

2

Знать непарные твердые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв И, Ы после Ц, слова-исключения

84

Повторение изученного материала (с. 20-24)

1

85-86

Строчная и заглавная буквы Э, э (с. 25-26)

2

Знать, что Э не пишется после Ч, Ш, Ц, Ж

87

Строчная буквы щ (с. 27)

1

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

88-89

Заглавная буква Щ (с. 28-29)

2

90

Закрепление правописания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с. 27-29).

1

91-92

Строчная и заглавная буквы Ф, ф (с. 30-31)

2

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами

93-94

Строчные буквы ь, ъ (с. 32)

2

Знать, в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь

95

Повторение написания изученных букв

1

Уметь составлять предложения из слов. Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы.

Послебукварный период

96

Алфавит. Звуки и буквы

1

Дифференцировать слова,  отвечающие на вопросы кто? и что? Уметь находить имена существительные в тексте.

97

Парные согласные. Повторение. Списывание текста

1

Уметь находить в тексте слова, обозначающие действие предмета. Списывать предложения, вставляя нужные по смыслу слова, обсуждать смысл пословиц.

98

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

1

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

99

Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?

1

Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов.

100

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое?

1

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

101

Слуховой диктант

1

Уметь подбирать проверочные слова

102-103

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Дифференцировать в словах парные звуки (по твёрдости - мягкости и по звонкости – глухости). Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

104-105

Звонкие и глухие согласные на конце слова. Взаимопроверка слов.

2

Заменять  в словах парные звонкие согласные на глухие. Наблюдать за парными звонкими согласными в сильной  и слабой позиции. Восстанавливать деформированные предложения. Дополнять двустишие рифмующимся словом.

106-107

Правописание жи-ши. Выборочное письмо

2

Сравнивать  произношение и написание сочетаний жи-ши. Восстанавливать слова, вставляя  пропущенные буквы и слоги.

108-109

Правописание ча-ща, чу-щу. Выборочное письмо.

2

Изменять слова по образцу. Выписывать из текста ответы на вопросы. Восстанавливать слова с пропущенными буквами.

110-111

Правописание чн, чк, чт. Выборочное письмо.

2

 Изменять  и записывать слова по образцу. Узнавать и называть предмет по его описанию. Определять ударные слоги и составлять из них слова.

112

Заглавная буква в именах собственных.  Письмо по памяти

1

Доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость  согласного [ч] в сочетаниях чк –ч н. Придумывать предложения с заданным словом. Рассматривать ребусы, устанавливать в них роль точек, запятых, решать ребусы.

113

Контрольное списывание. Заглавная буква в именах собственных

1

Знать правописание имен собственных. Различать имена собственные и имена нарицательные.

114-115

Повторение пройденного материала

2

Тематический план

Рабочей программы учебного предмета

 «Русский язык», 1 класс, 50 часов

Наша речь (2 ч)

Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения поставленных задач. Уметь действовать по плану.

Познавательные: использовать общие приёмы задач. Умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки.

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству. Ставить вопросы, обращаться за помощью

116

Знакомство с учебником (с. 4)

1

Знают различие между устной и письменной речью

117

Язык и речь (с. 6-8)

1

Текст, предложение, диалог (3 ч)

118

Текст и предложение (с. 10-11)

1

Знать, что предложение составляет законченную мысль. Каллиграфически писать изученные буквы

119

Предложение (с. 12-13)

1

120

Диалог (с. 14-16)

1

Слова, слова, слова … (4 ч)

121

Слово. Роль слов в речи (с. 18-20)

1

122

Слова – названия предметов и явлений,  слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. (21-23)

1

Слова предметы отвечают на вопросы Кто? Что? Слова предметы отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Слова предметы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

123

Тематические группы слов. Вежливые слова (с. 24-25)

1

Дать представление о словах, имеющих множественное значение, но отличающихся по виду.

124

Однозначные и многозначные слова (с. 26-29)

1

Слово и слог. Ударение (6 ч)

125-126

Слово и слог (с. 33-35)

2

Конструировать слова из слогов.  Распределять работу в паре и контролировать её выполнение.

127-128

Перенос слов (с. 36-38)

2

Познакомиться с переносом части слова с одной строки на другую. Определять способ переноса слов в трёхсложных словах.

129-130

Ударение (с. 39-44)

2

Осознавать значение термина ударение, понимать, что такое ударный и безударный слоги.

Звуки и буквы (34 ч)

131

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове (с. 46-47)

1

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Развивать речевой слух: слышать, произносить звуки, выделять звуки из слова. Составлять звуковые модели слов.

132

Звуки и буквы. Как обозначаются буквы (с. 48-51)

1

133

Русский алфавит или Азбука (с. 52-53)

1

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

134

Алфавит. Алфавитный порядок слов (с. 54-57)

1

135

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки (с. 58-59)

1

Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводить свои примеры.

136

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове (с. 60-61)

1

137

Слова с буквой э (с. 62)

1

Различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э или е.

138

Ударные и безударные гласные звуки (с. 63-65)

1

Определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный.

139-140

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (с. 66-68)

2

Понимать значение терминов проверочное и проверяемое слова, осознавать их различие.

141

Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов (с. 69-70)

1

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

142

Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. (с. 71-73) Проверочная работа.

1

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

143

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант (с. 74-75)

1

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звукобуквенный анализ. Корректировать слова путём замены в них букв.

144

Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными (с. 76-77)

1

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными.

145

Буквы И и Й (с. 78-80)

1

Различать согласный звук [й’] («и краткое») и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами.

146

Твёрдые и мягкие согласные звуки (с. 81-82)

1

Определять качественную характеристику согласного звука в слове: твёрдый или мягкий. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука в словах.

147

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами (с. 83-84)

1

Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость.

148

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами (с. 85-86)

1

Определять «работу» букв е, ё, ю, я, и, ь после согласных в слове.

149

Буква «мягкий знак» (ь) как показатель мягкости согласного звука (с. 87-88)

1

Определять роль буквы «мягкий знак» (ь) в словах (уголь, угольки). Сопоставлять значение и написание слов типа шесть — шест. Соотносить количество звуков и букв в словах типа мел — мель. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. «Читать», составлять звуковые модели слов с буквой «мягкий знак» (ь) типа [гус’], [п’ат’], преобразовывать их в буквенные. Писать слова с мягким знаком (ь) и объяснять их написание.

150

Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь. Перенос слов с буквой ь (с. 89)

1

151

Правописание слов с мягким знаком (с. 90-91)

1

152

Особенности глухих и звонких согласных звуков (с. 92-93)

1

Наблюдать над особенностями глухих и звонких согласных. Дифференцировать глухие и звонкие согласные по звучанию. Различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки.

153

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки (с. 94-95)

1

154-155

Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова (с. 96-101)

2

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Обучаться одному из способов проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова, путём изменения формы слова.

156

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (с. 102-103)

1

157

Шипящие согласные звуки (с. 104-107)

1

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Правильно произносить шипящие согласные звуки.

158

Слова с буквосочетаниями  чк, чн, чт (стр. 110-114)

1

Наблюдать над правописанием буквосочетаний чк, чн, чт; запоминать правило написания этих буквосочетаний.

159

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу (с. 115-116)

1

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Применять правило при написании слов с данными буквосочетаниями

160

Правописание слов с буквосочетаниями жи—ши (с. 116-118)

1

161

Правописание слов с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу (с. 119-121)

1

162

Заглавная буква (общее представление) (с. 122-124)

1

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Сопоставлять правописание слов типа Орёл (город) и орёл (птица). Различать слова-названия животных и клички животных.

163

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях (с. 125-126)

1

164

Заглавная буква в кличках животных (с. 127-128)

1

165

Повторение (с. 130-133)

1

Всего часов -165

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения
  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
  • знать гигиенические правила письма;
  • правильно писать формы букв и соединения между ними;
  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык)

        К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • все буквы русского алфавита;
  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему;
  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
  • использования прописной буквы в именах собственных;
  • написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
  • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
  • правильного написания слов типа пень, яма;
  • правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ  ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В 1 классе безотметочное обучение.

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
  • Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме  целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса. Считается , что ученик «справился»  с работой, если выполнил не менее 60 % заданий.

        

Лист внесения изменений в Рабочую программу

Дата,

№ урока

Указывается тема, которая изучается на данном уроке

и тема, которая корректируется или заменяется

(если материал уплотняется, указываются темы, которые изучаются на данном уроке)

Основание для корректировки

( № приказа с указанием даты, сроки курсов, период болезни и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....