Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
og_pismo_russkiy_yazyk.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10. 2009 г., в ред. приказов № 1241 от 26.11.2010 г., № 2357 от 22.09.2011 г.;
- Основной образовательной программы начального общего образования школы, утвержденной приказом № 214 от 26.12.2014г.;
- годового календарного учебного графика школы на 2016-2017 учебный год;
- учебного плана школы на 2016-2017 учебный год;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.;
- авторской программы предметной линии учебников системы «Школа России» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014).
- Положения о Рабочей программе школы, утвержденного приказом № 72 от 26.04.2014 года;
Разработана на Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебных недели) из них 115 ч обучение письму и 50 ч русского языка.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель - изучение русского языка -включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Учебно-тематический план
Перечень разделов | Кол-во часов по программе |
Обучение грамоте (письмо) | 115 |
Добукварный период | 17 |
Букварный период | 78 |
Послебукварный период | 20 |
Русский язык | 50 |
Наша речь | 2 |
Текст, предложение, диалог | 3 |
Слова, слова, слова | 4 |
Слово и слог. Ударение | 6 |
Звуки и буквы | 34 |
Повторение | 1 |
Итого | 165 |
Содержание учебного предмета
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Тематический план
Рабочей программы учебного предмета
«Обучение грамоте (письмо)», 1 класс, 115 часов
Номер урока | ТЕМА | Кол-во часов | ДАТА | КОР-ЦИЯ | Характеристика видов деятельности | УУД | |
Добукварный период (20 ч) | |||||||
1 | Пропись — первая учебная тетрадь (Пропись №1, с. 3-6) | 1 | Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте | Личностные действия: Чувство необходимости учения, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки- дошкольным способом. Познавательная мотивация; интерес к новому. Регулятивные действия: Коррекция Познавательные действия: Общеучебные; Поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. знаково-символические действия – моделирование; логические действия – анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия: Умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых. | |||
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с. 7-8) | 1 | Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу. | ||||
3 | Письмо овалов и полуовалов (с. 9-10) | 1 | Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | ||||
4 | Рисование полуовалов и кругов (с. 11-12) | 1 | Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | ||||
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий (с. 13-14) | 1 | Делить слова на слоги. Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | ||||
6 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу (с. 15-17) | 1 | Делить слова на слоги. Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | ||||
7 | Письмо элементов букв (с. 18-20) | 1 | Делить слова на слоги. Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | ||||
8 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (с. 21-23) | 1 | Различать рабочую строчку. Делить слова на слоги. | ||||
9 | Письмо коротких и длинных линий (с. 24-26) | 1 | Различать рабочую строчку Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения | ||||
10 | Письмо наклонных линий (с. 27-29) | 1 | Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Различать рабочую строчку | ||||
11 | Письмо коротких и длинных линий (с. 30-32) | 1 | |||||
12-13 | Строчная и заглавная буквы А, а (пропись №2, с. 3-4) | 2 | Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма буквы А. Различать последовательность написания элементов буквы А | ||||
14 | Строчная и заглавная буквы О, о (с. 5-6) | 1 | Экспериментировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о). Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. писать слова (слоги) по образцу (по пунктирным линиям) | ||||
15-16 | Строчная и заглавная буквы И, и (с. 7-8) | 2 | Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу. | ||||
17 | Письмо изученных букв (с. 8) | 1 | |||||
18 | Строчная буква ы (с. 9-10) | 1 | Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. | ||||
19-20 | Строчная и заглавная буквы У, у (с. 11-13) | 2 | Правильно соединять изученные буквы на письме. Классифицировать печатные и письменные буквы на письме. Учить находить логическое ударение в предложении. | ||||
Букварный период (67 ч) | |||||||
21-22 | Строчная и заглавная буквы Н, н (с. 14-15) | 2 | Анализировать написание буквы Н, н. Находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под диктовку. Проверять работу друг друга. | . | |||
23 | Строчная и заглавная буквы С, с (с. 16-17) | 1 | Воспроизводить написание элементов по памяти. Сопоставлять услышанный алгоритм с написанием элементов. Комментировать вслух написание изученных элементов. | ||||
24 | Повторение изученных букв (с. 13-17) | 1 | |||||
25-26 | Строчная и заглавная буквы К, к (с. 18-19) | 2 | Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью. | ||||
27 | Строчная и заглавная буквы Т, т (с. 20) | 1 | Видеть в букве уже изученные элементы. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах. | ||||
28 | Письмо слогов и слов с буквами Т, т (с. 21-22) | 1 | |||||
29-30 | Строчная и заглавная буквы Л, л (с. 23-25) | 2 | Находить графические ошибки в заданных словах. Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Конструировать слово из заданного набора букв. | ||||
31-32 | Строчная и заглавная буквы Р, р (с. 26-27) | 2 | Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. | ||||
33-34 | Строчная и заглавная буквы В, в (с. 28-30) | 2 | Проговаривать алгоритм написания буквы В. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах. | ||||
35-36 | Строчная буквы Е, е (с. 31-32) | 2 | Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. | ||||
37 | Строчная и заглавная буква П, п (пропись №3, с. 3-4) | 1 | Находить графические ошибки в заданных словах. Сравнивать и анализировать начертание буквы П с изученными буквами. Конструировать слово из заданного набора букв. | ||||
38 | Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 5) | 1 | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы | ||||
39 | Строчная и заглавная буквы М, м (с. 6) | 1 | Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слова из набора букв. Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение. | ||||
40 | Письмо слов с буквами М, м (с. 7-8) | 1 | |||||
41 | Строчная и заглавная буквы З, з (с. 9) | 1 | Сравнивать начертания заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. Решать ребусы. | ||||
42 | Письмо слов и предложений с буквами З, з (с. 10) | 1 | |||||
43 | Письмо предложений с изученными буквами (с. 9-11) | 1 | |||||
44 | Строчная и заглавная буквы Б, б (с. 12) | 1 | Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки. | ||||
45 | Письмо слов и предложений с изученными буквами (с. 13) | 1 | |||||
46-47 | Списывание текстов с изученными буквами (14-15) | 2 | Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение. | ||||
48-49 | Строчная и заглавная буквы Д, д (с. 16-18) | 2 | Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. | ||||
50 | Списывание текстов (с. 18-19) | 1 | Анализировать начертание букв, формировать умение ставить ударение, делить слова на слоги. | ||||
51-52 | Строчная и заглавная буквы Я, я (с. 20-21) | 2 | Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного. | ||||
53 | Закрепление написания букв Я, я (с. 22) | 1 | |||||
54 | Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами (с. 23) | 1 | Сравнивать значение многозначных слов. Наблюдать за особенностями многозначных слов. Различать на слух и при письме парные согласные. Различать слова в единственном и множественном числе, изменять их по заданному образцу. Списывать печатный текст. | ||||
55-57 | Строчная и заглавная буквы Г, г (с. 24-26) | 3 | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | ||||
58 | Строчная буква ч. (с. 27) | 1 | Знать правописание ча, чу. Уметь соотносить печатную и письменную буквы | ||||
59 | Сочетания ча, чу (с. 28) | 1 | |||||
60 | Заглавная буква Ч (с. 29) | 1 | |||||
61-62 | Буква ь (с. 30-31) | 2 | Знать, что Ь – показатель мягкости согласных звуков; Ь не обозначает звука. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Уметь отгадывать загадки. | ||||
63 | Написание слов и предложений с ь (с. 32) | 1 | |||||
64-65 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш (пропись №4, с.3-4) | 2 | Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. | ||||
66 | Буквы Ш, ш, сочетание ШИ (закрепление) (с. 5) | 1 | Наблюдать за написанием слов с сочетанием ши. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | ||||
67-68 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж (с. 6-7) | 2 | Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки. | ||||
69 | Правописание сочетаний ЖИ - ШИ (с. 8-9) | 1 | Наблюдать за написанием слов с сочетанием ши. Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | ||||
70-71 | Строчная буква ё (с. 10-11) | 2 | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву. Знать, что буква ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и перед гласной, после Ь | ||||
72 | Заглавная буква Ё (с. 12) | ||||||
73 | Закрепление правописания сочетаний ЧА, ЧУ, ЖИ, ШИ, заглавных букв в начале предложения и в именах собственных (с. 3-12) | 1 | |||||
74-75 | Строчная и заглавная буквы Й, й (с. 13-14) | 2 | Формировать навык грамотного письма, уметь отличать написание букв и от й. | ||||
76-77 | Строчная и заглавная буквы Х, х (с. 15-16) | 2 | Находить знакомые элементы в букве Х. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. | ||||
78-79 | Повторение изученного материала (с. 17-18) | 2 | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги | ||||
80 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 19-20) | 1 | Знать, что в начале слова буква Ю обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного | ||||
81 | Написание предложений с буквами Ю, ю (с. 20-21) | 1 | |||||
82-83 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц (с. 22-24) | 2 | Знать непарные твердые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв И, Ы после Ц, слова-исключения | ||||
84 | Повторение изученного материала (с. 20-24) | 1 | |||||
85-86 | Строчная и заглавная буквы Э, э (с. 25-26) | 2 | Знать, что Э не пишется после Ч, Ш, Ц, Ж | ||||
87 | Строчная буквы щ (с. 27) | 1 | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги | ||||
88-89 | Заглавная буква Щ (с. 28-29) | 2 | |||||
90 | Закрепление правописания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (с. 27-29). | 1 | |||||
91-92 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф (с. 30-31) | 2 | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами | ||||
93-94 | Строчные буквы ь, ъ (с. 32) | 2 | Знать, в каких случаях пишется разделительный Ъ, а в каких разделительный Ь | ||||
95 | Повторение написания изученных букв | 1 | Уметь составлять предложения из слов. Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы. | ||||
Послебукварный период | |||||||
96 | Алфавит. Звуки и буквы | 1 | Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Уметь находить имена существительные в тексте. | ||||
97 | Парные согласные. Повторение. Списывание текста | 1 | Уметь находить в тексте слова, обозначающие действие предмета. Списывать предложения, вставляя нужные по смыслу слова, обсуждать смысл пословиц. | ||||
98 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | 1 | Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв | ||||
99 | Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? | 1 | Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. | ||||
100 | Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? | 1 | Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв | ||||
101 | Слуховой диктант | 1 | Уметь подбирать проверочные слова | ||||
102-103 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | Дифференцировать в словах парные звуки (по твёрдости - мягкости и по звонкости – глухости). Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | ||||
104-105 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. Взаимопроверка слов. | 2 | Заменять в словах парные звонкие согласные на глухие. Наблюдать за парными звонкими согласными в сильной и слабой позиции. Восстанавливать деформированные предложения. Дополнять двустишие рифмующимся словом. | ||||
106-107 | Правописание жи-ши. Выборочное письмо | 2 | Сравнивать произношение и написание сочетаний жи-ши. Восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги. | ||||
108-109 | Правописание ча-ща, чу-щу. Выборочное письмо. | 2 | Изменять слова по образцу. Выписывать из текста ответы на вопросы. Восстанавливать слова с пропущенными буквами. | ||||
110-111 | Правописание чн, чк, чт. Выборочное письмо. | 2 | Изменять и записывать слова по образцу. Узнавать и называть предмет по его описанию. Определять ударные слоги и составлять из них слова. | ||||
112 | Заглавная буква в именах собственных. Письмо по памяти | 1 | Доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного [ч] в сочетаниях чк –ч н. Придумывать предложения с заданным словом. Рассматривать ребусы, устанавливать в них роль точек, запятых, решать ребусы. | ||||
113 | Контрольное списывание. Заглавная буква в именах собственных | 1 | Знать правописание имен собственных. Различать имена собственные и имена нарицательные. | ||||
114-115 | Повторение пройденного материала | 2 | |||||
Тематический план Рабочей программы учебного предмета «Русский язык», 1 класс, 50 часов | |||||||
Наша речь (2 ч) | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения поставленных задач. Уметь действовать по плану. Познавательные: использовать общие приёмы задач. Умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству. Ставить вопросы, обращаться за помощью | ||||||
116 | Знакомство с учебником (с. 4) | 1 | Знают различие между устной и письменной речью | ||||
117 | Язык и речь (с. 6-8) | 1 | |||||
Текст, предложение, диалог (3 ч) | |||||||
118 | Текст и предложение (с. 10-11) | 1 | Знать, что предложение составляет законченную мысль. Каллиграфически писать изученные буквы | ||||
119 | Предложение (с. 12-13) | 1 | |||||
120 | Диалог (с. 14-16) | 1 | |||||
Слова, слова, слова … (4 ч) | |||||||
121 | Слово. Роль слов в речи (с. 18-20) | 1 | |||||
122 | Слова – названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. (21-23) | 1 | Слова предметы отвечают на вопросы Кто? Что? Слова предметы отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Слова предметы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? | ||||
123 | Тематические группы слов. Вежливые слова (с. 24-25) | 1 | Дать представление о словах, имеющих множественное значение, но отличающихся по виду. | ||||
124 | Однозначные и многозначные слова (с. 26-29) | 1 | |||||
Слово и слог. Ударение (6 ч) | |||||||
125-126 | Слово и слог (с. 33-35) | 2 | Конструировать слова из слогов. Распределять работу в паре и контролировать её выполнение. | ||||
127-128 | Перенос слов (с. 36-38) | 2 | Познакомиться с переносом части слова с одной строки на другую. Определять способ переноса слов в трёхсложных словах. | ||||
129-130 | Ударение (с. 39-44) | 2 | Осознавать значение термина ударение, понимать, что такое ударный и безударный слоги. | ||||
Звуки и буквы (34 ч) | |||||||
131 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове (с. 46-47) | 1 | Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Развивать речевой слух: слышать, произносить звуки, выделять звуки из слова. Составлять звуковые модели слов. | ||||
132 | Звуки и буквы. Как обозначаются буквы (с. 48-51) | 1 | |||||
133 | Русский алфавит или Азбука (с. 52-53) | 1 | Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. | ||||
134 | Алфавит. Алфавитный порядок слов (с. 54-57) | 1 | |||||
135 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки (с. 58-59) | 1 | Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводить свои примеры. | ||||
136 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове (с. 60-61) | 1 | |||||
137 | Слова с буквой э (с. 62) | 1 | Различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э или е. | ||||
138 | Ударные и безударные гласные звуки (с. 63-65) | 1 | Определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный. | ||||
139-140 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (с. 66-68) | 2 | Понимать значение терминов проверочное и проверяемое слова, осознавать их различие. | ||||
141 | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов (с. 69-70) | 1 | Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. | ||||
142 | Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. (с. 71-73) Проверочная работа. | 1 | Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. | ||||
143 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Проверочный словарный диктант (с. 74-75) | 1 | Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звукобуквенный анализ. Корректировать слова путём замены в них букв. | ||||
144 | Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными (с. 76-77) | 1 | Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными. | ||||
145 | Буквы И и Й (с. 78-80) | 1 | Различать согласный звук [й’] («и краткое») и гласный звук [и], обозначать эти звуки буквами. | ||||
146 | Твёрдые и мягкие согласные звуки (с. 81-82) | 1 | Определять качественную характеристику согласного звука в слове: твёрдый или мягкий. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука в словах. | ||||
147 | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами (с. 83-84) | 1 | Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость. | ||||
148 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами (с. 85-86) | 1 | Определять «работу» букв е, ё, ю, я, и, ь после согласных в слове. | ||||
149 | Буква «мягкий знак» (ь) как показатель мягкости согласного звука (с. 87-88) | 1 | Определять роль буквы «мягкий знак» (ь) в словах (уголь, угольки). Сопоставлять значение и написание слов типа шесть — шест. Соотносить количество звуков и букв в словах типа мел — мель. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. «Читать», составлять звуковые модели слов с буквой «мягкий знак» (ь) типа [гус’], [п’ат’], преобразовывать их в буквенные. Писать слова с мягким знаком (ь) и объяснять их написание. | ||||
150 | Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь. Перенос слов с буквой ь (с. 89) | 1 | |||||
151 | Правописание слов с мягким знаком (с. 90-91) | 1 | |||||
152 | Особенности глухих и звонких согласных звуков (с. 92-93) | 1 | Наблюдать над особенностями глухих и звонких согласных. Дифференцировать глухие и звонкие согласные по звучанию. Различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. | ||||
153 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки (с. 94-95) | 1 | |||||
154-155 | Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова (с. 96-101) | 2 | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Обучаться одному из способов проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова, путём изменения формы слова. | ||||
156 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (с. 102-103) | 1 | |||||
157 | Шипящие согласные звуки (с. 104-107) | 1 | Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Правильно произносить шипящие согласные звуки. | ||||
158 | Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт (стр. 110-114) | 1 | Наблюдать над правописанием буквосочетаний чк, чн, чт; запоминать правило написания этих буквосочетаний. | ||||
159 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу (с. 115-116) | 1 | Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Применять правило при написании слов с данными буквосочетаниями | ||||
160 | Правописание слов с буквосочетаниями жи—ши (с. 116-118) | 1 | |||||
161 | Правописание слов с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу (с. 119-121) | 1 | |||||
162 | Заглавная буква (общее представление) (с. 122-124) | 1 | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Сопоставлять правописание слов типа Орёл (город) и орёл (птица). Различать слова-названия животных и клички животных. | ||||
163 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях (с. 125-126) | 1 | |||||
164 | Заглавная буква в кличках животных (с. 127-128) | 1 | |||||
165 | Повторение (с. 130-133) | 1 |
Всего часов -165
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их буквенного обозначения;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения
- устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
- знать гигиенические правила письма;
- правильно писать формы букв и соединения между ними;
- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык)
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
- все буквы русского алфавита;
- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- проводить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
- самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В 1 классе безотметочное обучение.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
- Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
- Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
- Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса. Считается , что ученик «справился» с работой, если выполнил не менее 60 % заданий.
Лист внесения изменений в Рабочую программу
Дата, № урока | Указывается тема, которая изучается на данном уроке и тема, которая корректируется или заменяется (если материал уплотняется, указываются темы, которые изучаются на данном уроке) | Основание для корректировки ( № приказа с указанием даты, сроки курсов, период болезни и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....