Урок русского языка в 4 классе по теме " Изменение имён прилагательных по падежам"(2 ч.)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Алешкова Светлана Викторовна

Урок русского языка в 4 классе ОС "Шола 2100"  из раздела "ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.СЛОВОИЗМЕНЕНИЕтИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkiy_yazyk.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Уроки (103, 104).

Тема: Изменение имён прилагательных по падежам

Цели для учителя: Познакомить учащихся со словоизменением прилагательных по падежам. Формировать  умения  устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки

 Цели для учащихся: овладеть системой словоизменения имён прилагательных, умением устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки.

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД

  1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы.
  4. Обобщать и классифицировать по признакам.
  5. Ориентироваться на особенности объектов.
  6.  На основе анализа объектов делать выводы.
  7. Обобщать и классифицировать по признакам.
  8. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развитие умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Самоопределение к деятельности

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности 

Прочитайте слова известного полководца А.В.Суворова

«Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.»

(Суворов А. В.)

- Как понимаете слова полководца?

- Какое удовольствие хотите сегодня испытать вы?

-Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения и познания.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

– Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

(В. Агафонов)

-Что мы уже знаем об имени прилагательном?

Предполагаемые ответы:

-Если ты трудишься, то испытываешь удовольствие от выполненной работы.

-Удовольствие от общения, работы на уроке, открытия новых знаний.

–Имена прилагательные.

Ответы детей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из  текстов.

2.  Выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение

строить речевое высказывание в

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытии» новых знаний

 Прочитайте про себя слова:

Алмазный, выразительная, .заботливая, жёлтое, карнавальный, праздничное.

-Внимательно посмотрите и скажите, что общего в этих словах?

-Чем отличаются?

-На какие группы можно разделить все

прилагательные?

 

-Все они словарные слова с непроверяемыми написаниями, прилагательные в форме единственного числа.

-Все они разного рода.

- Мужского. Женского, и среднего рода.

Трое учащихся работают у доски распределяют прилагательные по столбикам, проговаривают и выделяют окончания.

После выполнения задания оценивают выполненную работу.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме.

Регулятивные УУД:

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы используя ТОУУ

III. Постановка учебной задачи

Цель: фиксация места затруднения в громкой речи

IV.Построение проекта выхода из затруднений

Цель: провести наблюдение за изменением имён прилагательных, на основе проведённых наблюдений выбрать новые способы действий.

Постановка основного вопроса урока.

-У Игоря и Оли есть  друг Майкл, живущий за рубежом.  Он однажды прислал письмо своим друзьям. Прочтите это письмо.

-Из текста сказки А.С. Пушкина Майкл понял, откуда появилось выражение «остаться у разбитого корыта».Знакомо ли это выражение вам? Как вы его понимаете?

-Заметили ли вы что-то странное в тексте письма?

-Почему Майкл употребил прилагательные именно в такой форме?

Работа по заданию учебника:

Сформулируйте вопрос, который поможет исправить текст Майкла.

Сравните  свой вопрос с вопросом авторов.

 -Какова  цель нашего урока?

-Что мы сейчас делали?

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 210 – наблюдение над изменением имён прилагательных.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Выделите первый шаг.

-Что значит просклонять?

-Каким будет следующий шаг?

-Наблюдать будем по вариантам. 1-й вариант работает со словосочетанием лесной ручей, 2-й вариант -лесные ручьи.

Проверка после выполнения работы

– Одинаковые или разные окончания имён прилагательных при склонении?

– От чего это зависит?

-Какой вывод можем сделать?

-Предлагаю ребятам у доски оценить свою работу.

2. На доске записаны слова: кольцо, осень, золотой

– Составьте словосочетания с существительными, используя прилагательное золотой.

– Что вы заметили?

- Сделайте вывод: От чего зависит род имён прилагательных?

3. – Ответьте на вопрос, который возник при чтении письма Майкла

- Как изменяются имена прилагательные?

-Прокомментируйте  исправления.

-Поработайте  с текстом определения в рамке.

Работа по учебнику. Чтение вслух письма Майкла Игорю и Оле. стр.40

Предполагаемые ответы учащихся:

-Остаться ни с чем.

-Потерять всё.

Предполагаемые ответы:

-Окончания в прилагательных написаны неверно.

-Возможно, Майкл не умеет изменять имена прилагательные

– Как нужно изменять имена прилагательные?

- Наблюдать за словоизменением прилагательных. Изменять имена прилагательные.

-Формулировали проблему урока, цели и план урока.

-Просклонять.

-Изменить по падежам и числам.

Понаблюдать за изменением имён прилагательных, сделать выводы.

Самостоятельная работа в тетрадях. Двое учащихся работают на разворотах доски

Проверка после выполнения работы

Окончания разные.

Зависит от падежа и числа.

- Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются

Учащиеся у доски оценивают свою работу по алгоритму самооценки..

Работа  в парах.

Составляют словосочетания.

 -Прилагательное изменило свой род и окончание.

-Вывод: род имён прилагательных зависит от рода имён существительных.

Отвечают.

Исправляют текст  в парах. Комментируют.

Вставляют пропущенные слова. Работают в парах. После выполнения заданий учащиеся сравнивают свой вывод с  определением на с. 140 учебника, отвечают на вопросы и выполняют задания после текста (с. 41–42).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной форме  с учётом речевой ситуации;

–владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностными результатами 

–  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к изучению языка;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Познавательные УУД:

осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с  ТОУУ

. 

Познавательные УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с  ТОУУ

работа   с применением ТПЧ(технологии продуктивного чтения)

V. Первичное закрепление во внешней речи .

1. Работа в учебнике.

1.Поработайте с заданиями  Упр. 211

По вариантам. 1-й ряд : святой источник;

2-й ряд- родная речь,

3-й ряд- золотое сердце.

-Какие выводы вы можете сделать после выполнения упражнения?

-Составьте в группах  алгоритм «Как определить род, число, падеж имени прилагательного»

- Как мы ответим на основной вопрос урока?

Вывешивает на доску ответы на этот вопрос.

Самостоятельная работа. После выполнения  –проверка в группах по рядам и представление результатов  работы .

Выводы после выполнения упражнения:

1) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит.

2) Падежные окончания прилагательных в м. и ср.р. одинаковые.

Составляют и представляют алгоритм от групп.

Устно отвечают на вопрос урока

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

VI.Самостоятельная работа с взаимопроверкой

-Оля и Игорь решили рассказать в письме Майклу о том. как прекрасен зимний лес ранним утром.  Прочтите текст.

Тихое раннее утро в зимнем лесу.  Скоро  появятся первые следы на белоснежном покрывале поляны. В воздухе кружатся легкие, пушистые снежинки. Деревья в серебристом инее. Настоящая зимняя сказка!

-Выпишите из текста словосочетания сущ. (x) + прил. , укажите род, число, падеж.

Коллективная проверка выполненного задания.

-Оцените свою работу.

-Поработайте в паре и выполните упр.104 в Дидактическом материале

После выполнения задания сверяют работы в парах, затем комментируют его выполнение.

Оценивание по алгоритму.

Выполняют работу, представляют результаты с записью на доске.

Познавательные УУД

. Развиваем умения извлекать информацию из  текстов.

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с  ТОУУ –технологией оценивания учебных успехов

VII. Включение в систему знаний.

-Предлагаю вам поработать с заданиями 5,6,7 в тетрадях по подготовке к ВПР по теме «Части речи»( издательство «Просвещение»)

Выполняют задания. После выполнения заданий проводится самопроверка по ответам  к работам.

VI. Итог урока.

-Наш  урок  подошёл к концу. Какая задача перед нами стояла? Ответили мы на проблемный вопрос урока?

-По вашему мнению, цель урока достигнута? Все пункты плана выполнены?

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

В  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, проводить.

VII.Рефлексия.

- Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное. 

-Пригодятся ли вам в дальнейшей работе знания, поученные на уроке?

Используйте приём «Чемодан», «Мясорубка», «Корзина». Оцените куда бы вы отправили ,полученные на уроке знания?

Ответы детей.

VI. Домашнее задание.

Упр. 6, с. 57учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имён прилагательных по падежам с использованием материалов произведения Е.В.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".

Целью данного урока является формирование умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже....

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"

Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам и числам".

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам и числам".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование предста...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам".Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся об измен...