Урок русского языка в 4 классе по теме " Изменение имён прилагательных по падежам"(2 ч.)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе ОС "Шола 2100" из раздела "ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.СЛОВОИЗМЕНЕНИЕтИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yazyk.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Уроки (103, 104).
Тема: Изменение имён прилагательных по падежам
Цели для учителя: Познакомить учащихся со словоизменением прилагательных по падежам. Формировать умения устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки
Цели для учащихся: овладеть системой словоизменения имён прилагательных, умением устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными и определять их признаки.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
- Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развитие умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ |
Ι. Самоопределение к деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Прочитайте слова известного полководца А.В.Суворова «Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.» (Суворов А. В.) - Как понимаете слова полководца? - Какое удовольствие хотите сегодня испытать вы? -Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения и познания. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». – Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. (В. Агафонов) -Что мы уже знаем об имени прилагательном? | Предполагаемые ответы: -Если ты трудишься, то испытываешь удовольствие от выполненной работы. -Удовольствие от общения, работы на уроке, открытия новых знаний. –Имена прилагательные. Ответы детей. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение строить речевое высказывание в Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытии» новых знаний | Прочитайте про себя слова: Алмазный, выразительная, .заботливая, жёлтое, карнавальный, праздничное. -Внимательно посмотрите и скажите, что общего в этих словах? -Чем отличаются? -На какие группы можно разделить все прилагательные?
| -Все они словарные слова с непроверяемыми написаниями, прилагательные в форме единственного числа. -Все они разного рода. - Мужского. Женского, и среднего рода. Трое учащихся работают у доски распределяют прилагательные по столбикам, проговаривают и выделяют окончания. После выполнения задания оценивают выполненную работу. | Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы используя ТОУУ |
III. Постановка учебной задачи Цель: фиксация места затруднения в громкой речи IV.Построение проекта выхода из затруднений Цель: провести наблюдение за изменением имён прилагательных, на основе проведённых наблюдений выбрать новые способы действий. | Постановка основного вопроса урока. -У Игоря и Оли есть друг Майкл, живущий за рубежом. Он однажды прислал письмо своим друзьям. Прочтите это письмо. -Из текста сказки А.С. Пушкина Майкл понял, откуда появилось выражение «остаться у разбитого корыта».Знакомо ли это выражение вам? Как вы его понимаете? -Заметили ли вы что-то странное в тексте письма? -Почему Майкл употребил прилагательные именно в такой форме? Работа по заданию учебника: Сформулируйте вопрос, который поможет исправить текст Майкла. Сравните свой вопрос с вопросом авторов. -Какова цель нашего урока? -Что мы сейчас делали? 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 210 – наблюдение над изменением имён прилагательных. -Прочитайте задание к упражнению. -Выделите первый шаг. -Что значит просклонять? -Каким будет следующий шаг? -Наблюдать будем по вариантам. 1-й вариант работает со словосочетанием лесной ручей, 2-й вариант -лесные ручьи. Проверка после выполнения работы – Одинаковые или разные окончания имён прилагательных при склонении? – От чего это зависит? -Какой вывод можем сделать? -Предлагаю ребятам у доски оценить свою работу. 2. На доске записаны слова: кольцо, осень, золотой – Составьте словосочетания с существительными, используя прилагательное золотой. – Что вы заметили? - Сделайте вывод: От чего зависит род имён прилагательных? 3. – Ответьте на вопрос, который возник при чтении письма Майкла - Как изменяются имена прилагательные? -Прокомментируйте исправления. -Поработайте с текстом определения в рамке. | Работа по учебнику. Чтение вслух письма Майкла Игорю и Оле. стр.40 Предполагаемые ответы учащихся: -Остаться ни с чем. -Потерять всё. Предполагаемые ответы: -Окончания в прилагательных написаны неверно. -Возможно, Майкл не умеет изменять имена прилагательные – Как нужно изменять имена прилагательные? - Наблюдать за словоизменением прилагательных. Изменять имена прилагательные. -Формулировали проблему урока, цели и план урока. -Просклонять. -Изменить по падежам и числам. Понаблюдать за изменением имён прилагательных, сделать выводы. Самостоятельная работа в тетрадях. Двое учащихся работают на разворотах доски Проверка после выполнения работы Окончания разные. Зависит от падежа и числа. - Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются Учащиеся у доски оценивают свою работу по алгоритму самооценки.. Работа в парах. Составляют словосочетания. -Прилагательное изменило свой род и окончание. -Вывод: род имён прилагательных зависит от рода имён существительных. Отвечают. Исправляют текст в парах. Комментируют. Вставляют пропущенные слова. Работают в парах. После выполнения заданий учащиеся сравнивают свой вывод с определением на с. 140 учебника, отвечают на вопросы и выполняют задания после текста (с. 41–42). | Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; –владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностными результатами – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к изучению языка; Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с ТОУУ . Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с ТОУУ работа с применением ТПЧ(технологии продуктивного чтения) |
V. Первичное закрепление во внешней речи . | 1. Работа в учебнике. 1.Поработайте с заданиями Упр. 211 По вариантам. 1-й ряд : святой источник; 2-й ряд- родная речь, 3-й ряд- золотое сердце. -Какие выводы вы можете сделать после выполнения упражнения? -Составьте в группах алгоритм «Как определить род, число, падеж имени прилагательного» - Как мы ответим на основной вопрос урока? Вывешивает на доску ответы на этот вопрос. | Самостоятельная работа. После выполнения –проверка в группах по рядам и представление результатов работы . Выводы после выполнения упражнения: 1) Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит. 2) Падежные окончания прилагательных в м. и ср.р. одинаковые. Составляют и представляют алгоритм от групп. Устно отвечают на вопрос урока | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
VI.Самостоятельная работа с взаимопроверкой | -Оля и Игорь решили рассказать в письме Майклу о том. как прекрасен зимний лес ранним утром. Прочтите текст. Тихое раннее утро в зимнем лесу. Скоро появятся первые следы на белоснежном покрывале поляны. В воздухе кружатся легкие, пушистые снежинки. Деревья в серебристом инее. Настоящая зимняя сказка! -Выпишите из текста словосочетания сущ. (x) + прил. , укажите род, число, падеж. Коллективная проверка выполненного задания. -Оцените свою работу. -Поработайте в паре и выполните упр.104 в Дидактическом материале | После выполнения задания сверяют работы в парах, затем комментируют его выполнение. Оценивание по алгоритму. Выполняют работу, представляют результаты с записью на доске. | Познавательные УУД . Развиваем умения извлекать информацию из текстов. Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с ТОУУ –технологией оценивания учебных успехов |
VII. Включение в систему знаний. | -Предлагаю вам поработать с заданиями 5,6,7 в тетрадях по подготовке к ВПР по теме «Части речи»( издательство «Просвещение») | Выполняют задания. После выполнения заданий проводится самопроверка по ответам к работам. | |
VI. Итог урока. | -Наш урок подошёл к концу. Какая задача перед нами стояла? Ответили мы на проблемный вопрос урока? -По вашему мнению, цель урока достигнута? Все пункты плана выполнены? | Ответы учащихся. | Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, проводить. |
VII.Рефлексия. | - Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное. -Пригодятся ли вам в дальнейшей работе знания, поученные на уроке? Используйте приём «Чемодан», «Мясорубка», «Корзина». Оцените куда бы вы отправили ,полученные на уроке знания? | Ответы детей. | |
VI. Домашнее задание. | Упр. 6, с. 57учебника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имён прилагательных по падежам с использованием материалов произведения Е.В.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".
Целью данного урока является формирование умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже....
Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...
Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"
Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам и числам".
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам и числам".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование предста...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам".Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся об измен...