конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока-зачёта по русскому языку в 3 классе
Тема: « Закрепление знаний об имени прилагательном».
Цель:
- Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи;
- Способствовать развитию умения писать родовые окончания имён прилагательных;
- Создать условия для развития речи обучающихся;
- Правильно употреблять в речи прилагательные – антонимы, прилагательные – синонимы;
- Работать над монологической речью;
- Обеспечить условия для умения работать в группах;
- Уметь отстаивать своё мнение.
Оборудование: таблица «Имя прилагательное», карточки для эстафеты, ноутбуки, таблички на столы:
Отдел писем | |
Отдел новостей | Отдел спорта |
эмблемы с названием отделов; карточки с заданием для работы.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Целеполагание.
На доске: Вопросы к тому, что я знаю.
- Что такое имя прилагательное?
- Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи «дружит» имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить род имени прилагательного? число?
- Какие окончания у имён прилагательных м.р., ж.р. и с.р. во множественном числе?
- На какой вопрос отвечают прилагательные м.р., ж.р. и с.р. во множественном числе?
- Чем чаще всего является в предложении?
У. Прочитайте вопросы и подумайте, чему посвящён наш урок.
Д. Урок посвящён обобщению знаний об имени прилагательном.
У. Верно, сегодня на уроке мы повторим всё, что вы знаете об имени прилагательном. Урок будет проходить в форме деловой игры « Заседание редакционного совета» газеты « Имя прилагательное».
У. А помощницей вашей будет таблица.
Таблица
Имя прилагательное (часть речи)
1.Обозначает? (Признак предмета)
2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
3. Изменяется
по родам по числам
м. р. –ой, -ый, -ий ед. ч мн.ч.
ж.р. – ая, -яя какой? какие? -ые, -ие
с. р. – ое, -ее какая?
какое?
3. Практическая работа. ( Ученики разделены на 3 группы)
У. Первая группа – Отдел писем. Займите свои места.
Вторая группа – Отдел новостей.
Третья группа – Отдел спорта.
1 задание.
Отдел писем – к данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:
Зима – ……(зимний)
Декабрь – ……(декабрьский)
Лес – ……(лесной)
Выделите часть слова с помощью, которой образовали прилагательное.
Отдел новостей – Объясните значение имён прилагательных. К данным прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):
Пасмурный день – ……
Холодный ветер – …….
Тяжёлая туча – …….
Отдел спорта – К данным именам прилагательным подберите прилагательные близкие по смыслу (синонимы):
Небольшой мяч – …….
Сильный удар – …….
Знойный день –……..
У. Вывод: что такое имя прилагательное и какова его роль в речи?
Д. Имя прилагательное – часть речи, обозначающее признак предмета. Оно делает нашу речь понятной и яркой.
2 задание
Отдел писем – К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные. Определите род.
………. – статья
………. – рассказ
……… - реклама
Отдел новостей – Выделенные слова замените именами существительными женского рода. Выделите окончания имён прилагательных. Почему они изменились?
Зимний день - …….
Стройный клён - ……
Сосновый лес - ……
Отдел спорта – Измените, данные слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Выделите окончания:
Сильный удар - ……..
Опасный момент - ……
Быстрый футболист - …..
У. Вывод: Как изменяются имена прилагательные? Какие окончания они имеют?
Д. Имена прилагательные изменяются по родам и по числам.
В м.р. –ой, -ый, -ий
В ж.р. – ая, -яя
В с.р. – ое, - ее
У. Материал утверждён главным редактором и идёт в номер.
4. Физкультминутка.
5. Эстафета.
У. Каждому отделу выбрать к своей схеме слова:
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел спорта |
⎴ ⏜ ^ | ⏜ ^ | ⏜ |
выездная | устный | молодой |
подводный | походный | зимнее |
маленький | весёлая | золотое |
заварное | узкая | храбрый |
жёлтая | русский | поджаристая |
длинная | вырезанные | быстрый |
Проверка. У. Что объединяет эти слова?
Д. Все эти слова – имена прилагательные.
3 задание
Отдел писем – Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Зима в лесу.
В …… ……… лесу стояла тишина. Всё было одето …… ……. покровом. Кудрявые ветки украсились ……. …….. инеем. В этом ……… наряде ………ветка казалась ……… чудовищем.
Слова для справок: густом, сосновом, белым, блестящим, нежным, пушистым, еловая, страшным.
Отдел новостей – Разберите предложение по членам предложения и по частям речи. Выпишите словосочетания.
У дома намело большой сугроб.
Отдел спорта – Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица. Объясните её смысл.
и, ловкого, быстрого, не, болезнь, догонит.
У. Вывод: для чего служат имена прилагательные? Каким членом предложения они являются?
Д. Прилагательные делают нашу речь богатой, яркой, понятной. В предложении чаще всего являются определением.
4 задание (творческая работа) - Составление рекламы (ученики составляют рекламу за ноутбуками)
У. Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама.
Реклама – яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах.
Цель рекламы: привлечь внимание и увеличить спрос на товар.
( отделы зачитывают получившиеся рекламы)
Например:
Дорогие жители нашего района!
Отдел писем приглашает вас прийти к нам хоть на минуту, посмотреть газету « Имя прилагательное». Там вы узнаете много интересного о зиме и об имени прилагательном – части речи, которая делает нашу речь яркой и убедительной. Вы узнаете и о том, как мы рады приходу долгожданной зиме. Ждём вас!
Дорогие Кинель-Черкассцы!
Приходите в 3 «Б» класс прочитать новую газету « Имя прилагательное». В этой газете много интересного материала. Есть информация о спорте. Зима начинает хозяйничать. Хотя снега ещё маловато, спортсмены готовятся к лыжным соревнованиям. К новым рекордам!
Выбор и обоснование иллюстраций в газету.
Рисунки учащиеся выполняли на уроках изобразительного искусства на тему « Зима»
Итог.
У. Как называется наша газета?
Д. Имя прилагательное.
У. Расскажите всё об имени прилагательном, опираясь на вопросы и используя таблицу.
Список использованной литературы: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова - Справочное пособие по русскому языку – Москва АСТ Премьера 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....