памятки для уч-ся 4 класса по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему

Матвиенко Любовь Николаевна

для уроков русского языка каждому уч-ся или в паре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_4kl.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовиться

к письму по памяти

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.

  1. Найди в тексте опорные слова.

  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

    После того как напишешь изложение, не

    забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

   Определи:

  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

  1. Какая мысль в рассказе будет основной?

  1. Как лучше озаглавить текст?

  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?

  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

        шилось)?

  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст-описание

  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.

  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

  1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

  1. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.
  2. Определить основную мысль каждой части.
  3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Порядок

звуко-буквенного разбора слова

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  5. Количество звуков и букв в слове.

Порядок разбора слова по составу

  1. Окончание 

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

  1. Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

  1. Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

  1. Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Дошкольник

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.
  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.
  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
  4. Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

                                            дошкольник

Порядок разбора имени

существительного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Род. Склонение.
  4. Падеж. Число.
  5. Роль в предложении.

Образцы разбора

Солнце освещает землю.

Устный разбор

  1. Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
  2. Начальная форма – земля.
  3. Женского рода, 1-го склонения.
  4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
  5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.

Письменный разбор

  1. Землю – сущ. (что?)
  2. Н.Ф. – земля
  3. Ж.р., 1-го скл.
  4. В вин.п., в ед.ч.               5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

Как определить склонение

имени существительного

(в именительном падеже)

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой

    вопрос отвечает.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Род (в ед.числе),  падеж, число.
  3. Роль в предложении.

Образцы разбора

Цветёт алая гвоздика.

Устный разбор

  1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
  2. Начальная форма – алый.
  3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Письменный разбор

  1. Алая – прилаг. (какая?)
  2. Н.Ф. – алый
  3. В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
  4. Вт.чл.

Как определить падеж имени прилагательного

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к  домам (Д.п.)  (каким?) новым (Д.п.);

за  домами (Т.п.)  (какими?) новыми (Т.п.)


Порядок разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
  3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
  4. Роль в предложении.

Образцы разбора

Дует лёгкий ветерок.

Устный разбор

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма – дуть, I спряжение.
  3. Глагол употреблён в настоящем времени, в

     3-м лице, в единственном числе.

  1. В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

Письменный разбор

  1. Дует – гл. (что делает?)
  2. Н.Ф. – дуть, I спр.
  3. В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
  4. Сказуемое

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  1. Определить время, лицо и число глагола.
  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение                    II спряжение

-ешь                                 -ишь

-ет                                    -ит

-ем                                   -им

-ете                                  -ите

    -ут (-ют)        -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Содержание:

                                                                                   стр

  1. Как подготовиться к письму по памяти           2                
  2. Как подготовиться к изложению                      3
  3. Как составить текст-повествование                 4
  4. Как составить текст-описание                          5
  5. Как составить текст-рассуждение                    5
  6. Как составить план текста                                6
  7. Порядок звуко-буквенного разбора слов         7
  8. Порядок разбора слова по составу                   8
  9. Порядок разбора имени существительного    9

10.Как определить падеж имени                         10

     существительного

11.Как определить склонение имени                  10

     существительного

12.Порядок разбора имени прилагательного     11

13.Как определить падеж имени  

     прилагательного                                              12

14.Порядок разбора глагола                                13

15.Правописание безударных личных      

     окончаний глаголов                                         14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка " Как работать над ошибками по русскому языку" 2 класс

Проверяя работу в тетрадях по русскому языку, я выношу на поля номер, соответствующий ошибке. Пользуясь памяткой, дети учатся различать орфограммы и правильно выполнять работу над ошибками. Очень удоб...

Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.

Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....

Памятка по работе над ошибками по русскому языку. 2 класс

Ребёнок допустил ошибку. Как выполнить работу над ошибками? “Памятка по русскому языку” включает в себя набор изученных орфограмм. Каждая орфограмма пронумерована, именована, предлагается следующий...

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в 1-3 классах

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в 1-3 классах...

Памятка для работы над ошибками пр русскому языку 3 класс

В пямятке дана подробная работа по исправлению допущенных ошибок...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...