Рабочая программа по русскому языку,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_russkiy_yazyk.doc | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ №
«Рассмотрена и согласована» на заседании Педагогического совета Протокол №1 от « 26 » августа 201г. | «Утверждаю» Директор ЧОУ Гимназии № Приказ № __ от «28» августа 201 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
4 класс
Учитель: Гарипова Н.В.
Категория: первая
201 - 201учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» в 4 классе составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основании приказа МО РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Разработана на основе авторской программы Е.В.Бунеева, М.А Яковлева, Москва, «БАЛАСС», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
- Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- Формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- Формирование у детей чувства языка;
- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В основу образовательного процесса будет положена модель поликультурной образовательной среды, включающая культурологическое содержание, диалогические методы и приемы, культуросообразные организационные формы:
Реализация программы основана на следующих принципах:
*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
* деятельностно - ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Особенности классов
В предыдущий учебный период учащиеся получили первоначальные знания орфографические и пунктуационные, познакомились с разделом морфологии. Отмечаем в 4 –в у 30 % учащихся проблемы с формулировкой устных высказываний, в в 4-п 25%, в 4 – ш у 35% учащихся. Трудности в грамотном оформлении письменной речи в 4 – в у 35%, в 4 – п у 45%, в 4 – ш у 40% учащихся. Есть ученики, имеющие очень низкий уровень организации и планировании деятельности на уроках и во внеурочное время. Основная часть классных коллективов освоила приёмы организации своей деятельности, но с трудом осуществляет контроль. Кроме того часть учащихся плохо пользуются информацией и не всегда может применить полученные знания. Преследуя главную методическую цель гимназии – эффективный урок, ориентируясь на особенности восприятия классного коллектива, возрастные особенности детей, планируется строить урок постановки УЗ проблемно-мотивационно с практическим основанием изучаемой темы. Применять технологии учебного моделирования и интеграции.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности в поликультурном пространстве– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Межпредметные связи:
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Также осуществляются межпредметные связи с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Предмет | Класс | Программа | Количество часов в неделю/ в год | Учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение | Материалы контроля |
Русский язык | 4 | ОС «Школа 2100» Сборник программ 2100/Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2011 | 5/175 | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина «Русский язык 4 класс»,1,2 части. Москва: БАЛАСС,2012. | 1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Методические рекомендации Русский язык 4 класс, Москва: БАЛЛАС, 2014. | 1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку 4кл. Москва: БАЛАСС, 2015г. 2.Л.Ю.Комиссарова Дидактический материал по рус.яз. Москва: БАЛАСС, 2012г 3.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Слова с непроверяемыми написаниями к учебнику «Рус.яз.4кл.» Москва: БАЛАСС, 2012г. 4.Комплект наглядных пособий «Русский язык», 4кл. Москва: БАЛАСС, 2012г. | 1. Е.В.Бунеева Проверочные и контрольные работы по рус.яз. 4кл., вариант 1,2. Москва: БАЛАСС, 2016г. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Вводные уроки (2ч)
Повторение (18 ч)
Предложение. Текст (44 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзоми, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (42ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (16 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (43 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (10 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Календарные сроки (неделя) | № урока | Раздел, тема | Количество часов | Виды деятельности учащихся (по УУД) | Формы контроля | Материал к учебному занятию | |||
1 | 1 2 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | 1 1 | Текущий. Устный опрос. | |||||
1. ПОВТОРЕНИЕ (18 часов) | |||||||||
1 | 3 | Повторение фонетики и графики. | 1 | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.
| Tекущий | ||||
1 | 4 | Слог и ударение. | 1 | Текущий. Устный опрос | |||||
1 | 5 | Повторение фонетики. | 1 | Текущий. Устный опрос | |||||
2 | 6 | Что такое графика. | 1 | Текущий Словарный диктант | |||||
2 | 7 | Фонетический разбор слова. | 1 | Текущий Списывание текста | Схема фонетического разбора слова | ||||
2 | 8 | Повторение орфографии. | 1 | Текущий Самостоятельная работа | |||||
2 | 9 | Повторение изученных орфограмм и их графического изображения. | 1 | Текущий | Схемы различ-ных орфограмм | ||||
2 | 10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | 1 | Текущий Самостоятельная работа. | |||||
3 | 11 | Входное контрольное списывание | 1 | ||||||
3 | 12 | Повторение изученного материала о частях речи. | 1 | ||||||
3 | 13 | Повторение изученного материала по синтаксису. | 1 | Текущий. | Слова с непроверяемыми написаниями. | ||||
3 | 14 | Входная контрольная работа (диктант + грамматическое задание). | 1 | ||||||
3 | 15 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||||
4 | 16 | Обучающее изложение «Золотой рубль». | 1 | ||||||
4 | 17 | Анализ изложения. | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
4 | 18 | Повторение о пунктуации. | 1 | ||||||
4 | 19 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение 3 класса» | 1 | ||||||
4 | 20 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | Контроль знаний | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (44 Ч.) | |||||||||
Простое предложение. Предложения с однородными членами. (17 Ч.) | |||||||||
5 | 21 | Простые и сложные предложения. | 1 | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти пара- метры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю») Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пун- ктуационные ошибки, работать по алгоритму Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. | Схемы предложений | ||||
5 | 22 | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | ||||||
5 | 23 | Предложения с однородными членами. | 1 | Тематический. | |||||
5 | 24 25 | Составление предложений с однородными членами по схемам. Предложения с однородными членами в художественном тексте. | 1 1 | ||||||
6 | 26 -27 | Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю" | 2 | Текущий. | |||||
6 | 28 -29 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | 2 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
6 - 7 | 30 -31 | Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 | Текущий. | |||||
7 | 32 | Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | Самостоятельная работа Фронтальный | |||||
7 | 33 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | ||||||
7 | 34 | Проверочная работа № 1 «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | Тематический. Проверочная работа | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
7 | 35 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме. | 1 | ||||||
8 | 36 | Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | Контроль знаний и умений | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
8 | 37 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||||
Сложные предложения с союзами и, а, но (14 ч.) | |||||||||
8 | 38 | Отличие простого предложения от сложного.
| 1 | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с пря- мой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
8 | 39 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | ||||||
8 | 40 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | Текущий. | |||||
9 9 | 41 42 | Р/Р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант | 1 1 | Текущий. Осложненное списывание | |||||
9 | 43 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
| 1 | Текущий. Самостоятельная работа | |||||
9 | 44 | Запятая в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | 1 | ||||||
9 | 45 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | 1 | Тематический. | |||||
10 | 46 | Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а. но. Контрольный словарный диктант №1 | 1 | ||||||
10 | 47 | Проверочная работа № 2 «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | Тематический. Проверочная работа | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
10 | 48 | Работа над ошибками. Повторение изученного. | 1 | ||||||
10 | 49 | Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | ||||||
10 11 | 50 51 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Запятая в сложном предложении. Повторение изученного. | 1 1 | Контроль знаний | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
Предложения с прямой речью (13 ч.) | Понятие о прямой речи. | ||||||||
11 | 52 | Понятие о прямой речи. | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
11 | 53 | Из чего состоит предложение с прямой речью. | 1 | ||||||
11 | 54 - 55 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 2 | ||||||
12 | 56 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | 1 | ||||||
12 | 57 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | 1 | ||||||
12 | 58 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама» | 1 | Сочинение по наблюдениям | |||||
12 | 59 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 | ||||||
12 - 13 | 60 - 61 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. | 2 | Текущий. Самостоятельная работа | |||||
13 | 62 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | ||||||
13 | 63 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью». | 1 | Контроль знаний | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
13 | 64 | Анализ диктанта. Работа над ошибками, коррекция знаний. | 1 | ||||||
СЛОВО Части речи и члены предложения. Имя существительное (42ч.) | |||||||||
13 | 65 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | |||
14 | 66 | Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | 1 | ||||||
14 | 67 | Роль имен существительных в предложении и в речи.
| 1 | Текущий. | |||||
14 14 | 68 69 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 1 | Текущий. | |||||
Изменение имен существительных по падежам (15 ч.) | |||||||||
14 - 15 | 70- 71 | Рубежный контрольный диктант Пишу правильно, работа над ошибками. | 2 | Текущий. | Тетрадь для проверочных и | ||||
15 | 72 | Наблюдение за словоизменением имен существительных. | 1 | Текущий. | контрольных работ | ||||
15 | 73 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы
| 1 | Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена суще- ствительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, гра- фически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | Текущий. | ||||
15 | 74 | Изменение по падежам имен существительных в ед.и мн.числе | 1 | ||||||
15 | 75 | Именительный и винительный падеж. | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
16 | 76 | Развитие умения различать формы именительного и винительного падежей. | 1 | ||||||
16 | 77 | Родительный падеж. | 1 | Текущий. | |||||
16 | 78 | Дательный падеж. | 1 | Текущий. Самосто-ятельная работа с выборочной проверкой | |||||
16 | 79 | Творительный падеж | 1 | Текущий. | |||||
16 | 80 | Предложный падеж (3 четв.) | 1 | Текущий. | |||||
17 | 81 - 82 | Обобщение знаний о падежах. | 2 | фронтальный | |||||
17 17 | 83 84 | Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имён существительных по падежам». Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах. | 1 1 | Проверочная работа | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
Три склонения имен существительных (7 ч.) | Проверочная работа | ||||||||
17 | 85 | Три склонения имен существительного | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
18 | 86 | Развитие умения определять склонение имен существительных | 1 | Текущий. | |||||
18 | 87 - 88 | Морфологический разбор имени существительного | 2 | Текущий. | Схема разбора | ||||
18 | 89 | Понятие о несклоняемых именах существительных. | 1 | Тематический | |||||
18 | 90 | Особенности употребления несклоняемых имён существительных. | 1 | ||||||
19 | 91 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | 1 | Тематический | |||||
Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце существительных (8 ч.) | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | ||||||||
19 | 92 -93 | Развитие умения писать ь после шипящих на конце имен существительных жен. рода | 2 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
19 | 94 | Проверочная работа № 4 Введение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Текущий | |||||
19 | 95 | Развитие орфографических умений. | 1 | ||||||
20 | 96 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных». | 1 | Проверочная работа | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
20 | 97 | Пишу правильно. Работа над ошибками. | 1 | Текущий. | |||||
20 | 98 | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Текущий. | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
20 | 99 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | 1 | ||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (8 ч.) | Работа над ошибками | ||||||||
20 | 100 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
21 | 101 | Р/Р Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | Текущий. | |||||
21 | 102 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант №2 | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
21 | 103 | Р/р Обучающее сочинение -описание «Прогулка» | 1 | ||||||
21 | 104 | Проверочная работа № 5 «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | Текущий. | |||||
21 | 105 | Развитие орфографических умений, повторение | 1 | ||||||
22 | 106 | Контрольный диктант №6 «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | Проверочная работа | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
22 | 107 | Пишу правильно, работа над ошибками. | 1 | ||||||
Имя прилагательное (16 ч.) | |||||||||
22 | 108 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи. | 1 | Текущий. | |||||
22 | 109 | Роль прилагательных - антонимов в речи | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
22 | 110 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. | Текущий. | ||||
23 | 111 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | Текущий. | |||||
23 | 112 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | Текущий. | |||||
23 | 113 - 114 | Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании | 2 | Текущий. | |||||
23 | 115 | Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | Текущий. | |||||
24 | 116 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | 1 | Текущий. | |||||
24 | 117 | Обучающее изложение «Первое путешествие». | 1 | Текущий. | |||||
24 | 118 - 119 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | 2 | Текущий. | |||||
24 | 120 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
25 | 121 | Проверочная работа № 6 «Имя прилагательное». | 1 | Проверочная работа | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
25 | 122 | Контрольный диктант №7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» | 1 | Контроль знаний | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
25 | 123 | Работа над ошибками. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | Тематический | |||||
ГЛАГОЛ (43 Ч.) | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | ||||||||
25 25 | 124 125 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | 1 1 | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. | Текущий. | ||||
26 | 126 - 127 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | Текущий. | |||||
26 | 128 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Текущий. | Схема разбора | ||||
26 | 129 | Понятие о спряжении глагола. | 1 | Текущий. | |||||
26 | 130 | 1 и 2 спряжение глаголов. | 1 | ||||||
27 | 131 | Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | 1 | ||||||
27 | 132 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
27 | 133 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само и взаимо анализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окон-чаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | Текущий. | ||||
27 | 134 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | ||||||
27 | 135 | Определение спряжения глаголов по личному окончанию глаголов. | 1 | ||||||
28 | 136 137 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 1 | Текущий. | |||||
28 | 138 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам. | 1 | Текущий. | |||||
28 | 139 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | Текущий. | |||||
28 | 140 | Разбор глагола как части речи. | 1 | Текущий. | Схема разбора | ||||
29 | 141 | Морфологический разбор глагола. | 1 | ||||||
29 | 142 | Контрольный диктант №8 по теме «Правописание безударных личных окончаний». | 1 | Контроль знаний | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
29 | 143 | Пишу правильно, работа над ошибками. | 1 | ||||||
29 | 144 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -ться и -тся | 1 | Текущий. | |||||
29 | 145 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица ед.числа» | 1 | ||||||
30 | 146 147 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2 лица ед. числа. | 2 | Тематический | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
30 | 148 | Контрольное списывание | 1 | ||||||
30 | 149 - 150 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Итоговый тест. | 2 | ||||||
31 | 151 | Обучающее изложение «Первые школы» | 1 | Текущий. | |||||
31 | 152 | Работа над ошибками в изложении. | 1 | Текущий. | |||||
Разбор глагола по составу (13 ч.) | |||||||||
31 | 153 | Порядок разбора глагола по составу. | 1 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
31 | 154- 155 | Развитие умений разбирать глаголы по составу | 2 | Текущий. | |||||
32 | 156 | Итоговая контрольная работа (диктант + грамматическое задание). | |||||||
32 | 157 | Развитие речи. Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени. | 1 | Текущий. | |||||
32 | 158 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант №3 | 1 | Текущий. | |||||
32 | 159-160 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 2 | Тематический | |||||
33 | 161 | Проверочная работа №7 «Глагол» | 1 | Проверочная работа. | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | ||||
32 | 162 | Работа над ошибками. | 1 | ||||||
33 | 163 164 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» | 2 | Текущий. | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
33 | 165 | Контрольный диктант № 9 по теме «Разбор глагола по составу» | 1 | Контроль знаний | |||||
34 | 166 | Работа над ошибками. | 1 | Тематический | Демонстрационный материал (таблицы) | ||||
ПОВТОРЕНИЕ (10 Ч) | Комплексное повторение изученного | ||||||||
34 | 167 | Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звукобуквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. | Текущий. |
| |||
34 | 168 | Работа над ошибками. | 1 | Текущий. | |||||
34 - 35 | 169 171 | Комплексное повторение по теме «Слово. Предложение. Текст» | 3 | Текущий. | |||||
35 | 172 175 | Комплексное повторение по теме «Части речи» | 4 | Текущий. | |||||
ИЗМЕНЕНИЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Тема урока (раздела) | Содержание изменения | № и дата протокола заседания МО | Подпись руководителя НМС |
|
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
4-й класс
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначатьорфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовыватьсуществительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии (соблюдение правильного начертания формы, одинаковой высоты, наклона, равного расстояния между буквами и др.). Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьезных отклонений от норм каллиграфии.
Ошибкой в диктанте следует считать нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов, отсутствие знаков препинания (в пределах программ данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают: а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующем классах не изучались; б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; в) единичный случай замененного слова другим без искажения смысла; г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считают: а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера; б) две однотипные пунктуационные ошибки; в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы, две негрубые ошибки. Негрубыми считают следующие ошибки: а) повторение одной и той же буквы в слове; б) дважды написано одно и то же слово в предложении.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы;
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант
(оценивается строже контрольного диктанта)
Количество слов для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебный методический комплект:
«Русский язык» Учебник для 4 класса. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. (Москва «Баласс» 2011 г.)
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева. (Москва «Баласс» 2012 г.)
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 4 класс. Автор Л.Ю. Комиссарова. (Москва «Баласс» 2012г.)
«Русский язык. 4 класс» (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. (Москва «Баласс» 2012 г.)
Демонстрационный материал (таблицы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку,2 класс,Р.Н.Бунеев,2100
Рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку,2 класс,автор Р.Н. Бунеев.программа 2100,в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению,2 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
Рабочая программа с тематическим планированием ,2 класс,автор Р.Н. Бунеев и др.,программа 2100 в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, Р.Н.Бунеев,2100....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...