Рабочая программа по литературному чтению,4 класс,Р.Н.Бунеев,2100.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Гарипова Наталия Валентиновна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, Р.Н.Бунеев,2100.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  ГИМНАЗИЯ

 «Рассмотрена и согласована»

 на заседании Педагогического совета

 Протокол   №1

от «  » августа  201г.

«Утверждаю»

 Директор ЧОУ Гимназии №

Приказ № __ от «28» августа 201 г.

Рабочая программа

по    литературному чтению

4  класс

Учитель:  Гарипова Н.В.

                                                                              Категория: первая

                                                                                             

201 - 201 учебный год

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа курса «Литературное чтение» в 4 классе составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основании приказа МО РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Разработана на основе авторской программы Е.В.Бунеевой, М.А Яковлевой, О.В. Чиндиловой, Москва, «БАЛАСС», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ.  Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).  

     Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; поликультурной направленности.

4. Приобщение детей к литературе, как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

5. В основу образовательного процесса будет положена модель поликультурной образовательной среды, включающая культурологическое содержание, диалогические методы и приемы,  культуросообразные организационные формы;

        Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

     На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Особенности классов

                В данных классах особое внимание следует продолжать уделять формированию техники чтения (скорости, осознанности и правильности), уже отмечается значительная положительная динамика в этом направлении. В 4 – в классе у 30%, в 4 – п у 20%, в 4 – ш у 15% детей пониженный интерес к чтению. Поэтому немаловажно формировать внутренний мотивирующий фактор. Следует продолжать обращать внимание на развитие устной речи, умение творчески и кратко пересказывать прочитанное, выделять главную мысль. Акцентировать внимание на осознанность чтения, используя прием акцентного вычитывания. Продолжать работу над выразительным чтением лирики, в этом направлении наблюдается положительная динамика в 4 –в классе у Афонина Игоря, Кондратьева Егора, Бартеневой Ксении, в 4 – п у Бобылева Олега, Васина Егора, Седых Антонины, Мака Матвея, в 4 – ш у Кучковой Вероники, Суровцева Олега, Сагадеева Яна. Часть детей демонстрируют предпосылки сочинительской деятельности, как прозы, так и небольших стихотворных произведений: Астафьева Анастасия (4 –в), Кожемяко Настя, Шемес Бажена (4 – п), Дмитриев Роман, Герман Кристина, Бельянская Мария (4 – ш). Предполагается работа над сочинительством и созданием творческих «проектов», также участие заинтересованных учащихся в создании гимназических периодических изданиях газет. В рамках поликультурной направленности нашей гимназии проводить параллели с литературой других стран изучаемых языков, учиться анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, видеть особенности произведений как результата развития отдельных народов их быта.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного  предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства в поликультурной среде; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества в поликультурном пространстве. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Межпредметные связи

Линии общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

    Литературное чтение имеет тесные межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, риторики.

Основные виды учебной деятельности.

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения  (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка: народная, авторская,  загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Чтение

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли

из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее

заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.

Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художественное произведение.

Сочинять сказку, загадку, считалку

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Предмет

Класс

Программа

Количество часов

в неделю/ в год

Учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Материалы контроля

Литературное чтение

4

  ОС «Школа         2100»  Сборник программ2100/Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2011

    4/140

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,  «Литературное чтение. В океане света. 4 класс»,1,2 части. Москва: БАЛАСС, 2012.

Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева, О.В. Чиндилова Методические рекомендации «Уроки литер-го чтения по учебнику «В океане вета» 4 класс, Москва: БАЛЛАС, 2011.

Е.В.Бунеева,  Р.Н.Бунеев  «Тетрадь по литературному чтению» 4 кл.  Москва: БАЛАСС, 2012г..                    

Е.В.Бунеева,  Р.Н.Бунеев  «Тетрадь по литературному чтению (проверочные работы)» 4 кл.  Москва: БАЛАСС, 2012г..    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Произведения современной детской литературы разных жанров (10 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (20 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.:  проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (40 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (70 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей:

К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

                                                                                                                                                                                                                             


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Календарные  сроки (неделя)

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся (по УУД)

Формы контроля

Материал к учебному занятию

Любимые книги –10 ч.

1

1-2

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог».

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и

вчера».

2

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных

жанров в исполнении учителя,

учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную

мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание

(учебный текст), определять

алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушан-

ное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и

др.), сюжет (последователь-

ность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания.

Чтение

Читать текст вслух осознан-

но, правильно,выразительно,

выбирать соответствующие

интонацию, тон и темп речи,

ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворе-

ния, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Текущий. Устный опрос.

1

3-4

Начало удивительных событий Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2

Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3.

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Х/Ф«Приключения Электроника»

2

5-6

Наука как искусство Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4. Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

Смешные стихи о серьёзных вещах Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

2

7-8

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1.

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

2

Контрольная работа

3

9-10

Что такое детская литература?

 Р/Р Сочинение о любимом писателе.

Стартовая контрольная работа.

Проверка техники чтения. 

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Раздел 2. У истоков русской детской литературы 20 ч.

3

11-12

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).

Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»)

2

Текущий. Устный опрос

4

13-14

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Текущий. Устный опрос

4

15-16

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха

детям).

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Текущий. Устный опрос

5

17-18

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт .

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

5

19-20

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.)  Проверочная работа № 2

Внеклассное чтение. Книги о книгах.

2

Проверка знаний

Рабочая тетрадь

6

21-22

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.

(«Детские годы Багрова внука», гл. 1)

2

Рабочая тетрадь

6

23-24

Традиция семейного чтения. (С. Аксаков «Детские годы Багрова внука», гл. 2–3)

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

7

25

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т

1

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

7

26-28

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова).

Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно

исправиться, когда твёрдо того захочешь»

3

Текущий. Устный опрос

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

8

29-30

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII

веках.

Проверочная работа № 3.

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается...    – 40 ч.

8

31-32

Р/Р Сочинение по разделу 2.

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»).

2

Проверка знаний

Рабочая тетрадь

9

33-36

Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов  басни: «Квартет», «Свинья под дубом»).

Обобщение. Басни И.А. Крылова

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка

 Нелёгкий путь в подземное царство А. Погорельский «Чёрная курица...»

 (ч. 2, 3).

4

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

М/Ф «Чёрная курица...»

10

37-38

Встреча с подземными жителями

А. Погорельский «Чёрная курица...» (ч. 4, 5)

Главный герой сказки А. Погорельский «Чёрная курица...» (ч. 6).

2

Текущий. Устный опрос

10

39-40

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

Знакомство с героями сказки

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», ч.1-3

 

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

11

41-42

Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4-6)

Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9)

2

Текущий. Устный опрос

М/ф «Сказка о царе Салтане...»

11

43-44

Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15)

В чём главный смысл сказки? (Финал)

2

Рабочая тетрадь

М/Ф «Спящая царевна»

12

45-46

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Обобщение. Литературные сказки.

 

2

Текущий. Устный опрос

М/ф по мотивам сказок Даля

12

47-48

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). 29.11

Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»)

30.11

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

13

49-50

Обобщение.  

Проверочная работа № 4. 2.12

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг  5.12

 

2

Текущий. Устный опрос

13

51-52

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова внука»   6.12

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. 7.12

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

14

53-54

 Полугодовая контрольная работа по чтению. 9.12 -12.12 Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе.

2

Рабочая тетрадь

55-56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении.  

2

Текущий. Устный опрос

14

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник

15

57-58

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

М/Ф «Дедушка Мазай и зайцы»

15

59-60

 Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»).

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

16

61-62

 Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город».

К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

2

Текущий. Устный опрос

16

63-64

Р/Р Сочинение в форме путевого очерка

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д, Ушинский «Наше Отечество» ( 3 четв.)

2

Текущий. Устный опрос

17

65-66

 Р/Р Сочинение - подражание Ушинскому (К.Д, Ушинский «Жалобы зайки»)

Непонятная болезнь (А.И. Куприн «Слон», (ч. 1–3) Т

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

17

67-68

  Можно ли выполнить желание Нади? (А.И. Куприн «Слон», ч. 4–5)

 «Я уже совсем здорова!» (А.И. Куприн «Слон», ч. 6)

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

18        

69-70

Обобщение. Проверочная работа

№ 5

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

2

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями 70 ч.

18

71-72

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Первый день Лены в гимназии

(Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 8)

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

19

73-74

Друзья и враги Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», гл. 10–11)

 Образ Лены Икониной (Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение)

 

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

19

75-76

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

М/ф по произведениям Чуковского

20

77-80

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»)

Обэриуты. Стихи Д. Хармса.

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

4

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

М/Ф Е. Шварц «Два брата».

21

81-82

Путешествие 10. Вокруг Маршака.

Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)

2

Текущий. Устный опрос

21

83-84

Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)

Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата» (обобщение)

2

22

85-86

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).

2

Текущий.

Рабочая тетрадь

22

87-88

А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»

 Птицы с «характерами»

М. Пришвин «Изобретатель».

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

23

89-90

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)

С. Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

23

91-92

Обобщение. Проверочная работа № 6

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах)

2

Текущий. Устный опрос

Х/Ф «Три Толстяка»

24

93-94

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

24

95-96

Живая кукла наследника Тутти (Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». ч. 2)

Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4).

 

2

25

97-98

«Простые высокие истины» (обобщение)

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти

город Трёх Толстяков?»)

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

Х/Ф «Тимур и его команда»

25

99-100

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»)

А. Гайдар «Тимур и его команда»

«Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2)

2

Текущий. Устный опрос

26

101-102

Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4)

Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение)

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

26

103-104

Путешествие 13. Смешные книжки. (Н. Носов «Федина задача»)

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»)  

2

27

105-106

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

27,28

107-109

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров.

Стихи Е. Благининой,

Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

3

Текущий. Устный опрос

Текущий. Устный опрос

28

110

Годовая контрольная работа по чтению

1

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

28

111-112

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

Стихи Э. Мошковской и

Э. Успенского

 

2

Рабочая тетрадь

Текущий. Устный опрос

29

113-116

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

Миниатюры Г. Цыферова.

Р/Р Создание собственных миниатюр.

Стихи Н. Матвеевой

4

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

30

117-118

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

Практикум «Учусь читать лирический текст»

2

Текущий. Устный опрос

30

119-120

Обобщение.

Проверочная работа № 7

 Пьеса сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1,2)

2

Текущий. Устный опрос

31

121-122

Поиски снежного цветка (картины 3–5)

 Мудрая сказка для малышей (картины 6–8) 02.05

2

Рабочая тетрадь

31

123-124

 Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай») 03.05

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!») 05.05

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

32

125-126

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина. 10.05

Проверка техники чтения за год 12.05

2

32

127-128

Берем интервью у детских писателей (обощение) 15.05

2

Текущий. Устный опрос

Рабочая тетрадь

33

129-130

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

16.05

Обобщение пройденного за год 17.05

2

33

131-132

Внеклассное чтение. «О чем можно, о чем хочется читать» 19.05 -22.05

2

34

133-134

Письмо авторам учебника «В океане света»

23.05

«Эти книги стоит прочитать…». Читательский дневник. 24.05

2

Рабочая тетрадь

34,35

135-140

Литературная викторина по произведениям учебника «В океане света» 26.05

Резервные уроки

1

5

        


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

 Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

4 класс

Оценка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью 95 и более слов в минуту вслух и более 125 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» — ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше  80 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 90 слов в минуту.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 80 слов в минуту.

Оценка «2» —— ученик читает целыми словами со скоростью не менее 40 слов в минуту, часто  переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка  «1» —— ученик читает целыми словами со скоростью  менее 35 слов в минуту, по  слогам; делает  более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает более  4  ошибок; темп чтения молча  меньше 50 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «2».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;

Устные ответы

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

   

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 

 Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ, когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время, но и за рассредоточенный во времени. То есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

                Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Портреты писателей.

2. Иллюстрационный материал.

3. Мультимедийные  демонстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению,2 класс,Р.Н.Бунеев,2100.

Рабочая программа с тематическим планированием ,2 класс,автор Р.Н. Бунеев и др.,программа 2100 в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...