Урок русского языка "Личные местоимения" 4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему

Комлева Любовь Владимировна

На уроке учащиеся научатся изменять личные местоимения по падежам, употреблять нужную форму местоимений, правильно употреблять их в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komleva_lyubov_vladimirovna.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Комлева Любовь Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» НМР РТ

Русский язык

4 класс

 Тема урока: Личные местоимения

Цели:  Предметные: научиться изменять личные местоимения по падежам, употреблять нужную форму местоимений, правильно употреблять их в речи;

 Метапредметные:

  • формировать умение  определять, формулировать тему и  цель   деятельности на уроке;
  • формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе наблюдения за языковым материалом;
  • формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

УУД:

Личностные:

  • - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • - желание приобретать новые знания, 
  • - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива, 
  • - способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:

  • - слушать и понимать речь одноклассников, вступать в речевое общение, взаимопомощь, коррекция, оценка действий партнера;
  • - формировать умение работать в парах;

Регулятивные:

  • - самостоятельно формулировать тему, цель и задачи урока;
  • - выбор действий в соответствии с поставленной задачей,
  • - осуществлять пошаговый контроль по результату,
  • - совместно с учителем и другими учениками дать эмоциональную оценку деятельности класса.  

Познавательные:

  • - устанавливать причинно-следственные связи;
  • - строить логическую цепь рассуждений;
  • - извлекать информацию, представленную в разных формах

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

Я желаю вам, чтобы знания, которые вы получаете на уроках вы использовали в своей жизни. Тогда эти знания будут идеальными, т.е. совершенными. Желаю вам хорошей работы.

Слушают учителя

Определяют готовность к уроку

 Пишут число, классная работа

II. Актуализация знаний

Каллиграфическое письмо

Сс со са си СС

Свобода

Словарная работа. На слайде 1

П..льто, обл..ко, м..газин, л..пата, ябл..ко, ур..жай, ул..ца, к..сынка, п..нал.

Взаимопроверка

-Что можете сказать об этих словах?

-Какое слово лишнее? Почему?

- На какие группы можем разделить?

- Прочитайте имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

- Как вы определили род существительного?

 Игра «Найди лишнее» на слайд 2

Я, он, на, ты.                    

Мы, они, вы, но.

Нас, нами, нос, нам.      

Тебя, тебе, тобой, табун.

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

- Как называются оставшиеся слова?

Ставят ударение, находят орфограмму, образовывают однокоренное слово с помощью суффикса

Записывают слова, вставляя пропущенные буквы.

Меняются тетрадями, сравнивают с эталоном, на полях ставят оценки

Отвечают на вопросы учителя

Находят лишние слова

На - предлог

Но – союз

Нос – существительное

Табун – существительное

Определяют часть речи оставшихся слов.

III. Постановка учебной задачи

- Вы догадались какая тема урока?

- Нам знакома эта тема или нет?

- Что мы знаем о местоимении?

-Как изменяется местоимение?

Работа в парах. Работа по карточкам. Вставьте в словосочетания местоимение «ты» в нужной форме.    

Обрадовался (кто?)        …       Отобрал (у кого?)        …        

Помог (кому?)        …               Поздравляю (кого?)        …        

Любовался (кем?)        …         Говорил (о ком?)        …        

– Что вы делали с местоимением «ты»?

- Как называется изменение слова по вопросам?

 - Какое открытие мы сделали?        

-Как мы это будем делать?

Определяют тему «Личные местоимения»

 Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имя существительное. Местоимения не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Целеполагание

Цель: учиться изменять местоимения по падежам

IV. Открытие нового знания

 Работа по таблице (из учебника)

-Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. Что интересного вы увидели?

- Докажите, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. Для этого просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако».

Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его). (Устно)

- Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч.

- Различаются ли они по родам?

- Что интересного ещё заметили в таблице?

- Что же делать, как распознать падежи?

Вывод

Физкультминутка

Отвечают на вопросы, рассуждают

Подставляют проверочное слово – мама: нет мамы - Р.п., вижу маму – В.п., приходят к выводу:

Личные местоимения склоняются, изменяется не окончание, а все слово

V. Первичное закрепление

Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. (1-коллективно. Остальные самостоятельно. У ребенка  с ОВЗ карточка с падежами)

1) Приплыла к (он) рыбка, спросила: «Чего (ты) надобно старче?»

2) Воротился старик ко старухе, Рассказал (она) великое чудо.

3) Не посмел я взять с (она) выкуп, Так пустил (она) в синее море.

4) Не сумел ты взять выкупа с рыбки, Хоть бы взял ты с (она) корыто.

5) На (он) прикрикнула старуха, На конюшню служить (он) послала

Самопроверка по экрану

Вывод

1. Пишут предложения, изменяя местоимения

2. Самопроверка

Самооценивание

3. Приходят к выводу «Чтобы определить падеж местоимения, надо найти слово, от которого зависит местоимение, поставить вопрос и по вопросу определить падеж.

VI.Самостоятельная работа с самопровер

кой по эталону

Стр. 50 упр. 44. Выпишите из текста местоимения в столбик, в той форме в которой они стоят, в скобках напишите начальную форму, указываете, лицо, число, падеж по образцу:     Мне (я) - 1 л., ед. ч, Д.п. (на доске)

У ребенка с ОВЗ карточка с падежами, алгоритм работы

По образцу работают у доски и в тетрадях.

Проверяют

Доказывают

VI. Итог урока. Домашнее задание.

- Какую цель поставили в начале урока? Добились мы цели?

Самооценка учащихся в оценочных листах

Д/з  стр. 26 упр. 23

Отвечают на вопросы

Самооценка, считают баллы в оценочных листах и получают оценки по количеству баллов

 Критерии: 11-12 баллов «5», 8-10 баллов «4»,

                    5-7 баллов «3», меньше 5 «2»

VII. Рефлексия.

Зелёный кружок – было интересно, синий – иногда были трудности, красный – не разобрались в теме.

Спасибо за работу! Урок окончен.

Оценивают эмоциональное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....