Урок русского языка в 3 классе по теме "Суффиксы ИК-ЕК"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету «Русский язык» системы Л. В. Занкова по учебнику для 3 класса под редакцией А. В. Поляковой. Урок проводится в 3 классе по теме: «Правописание суффиксов -ЕК, -ИК».Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний. Для реализации поставленных задач на уроке применялись следующие технологии:
- Технология развивающего обучения
- Коммуникативная технология.
- Технология критического мышления
- Рефлексивная технология.
- Технология сотрудничества
На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно. Групповая форма работы является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала – формируются универсальные учебные действия (коммуникативные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_suffiksy_ik-ek.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание суффиксов -ЕК, -ИК»
Тип урока: урок изучения нового.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Цели: 1.познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ЕК, -ИК; систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме; формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах –ИК,ЕК», умение выделять морфемы в словах.
2. Развивать логическое мышление, учить детей делать выводы, развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать любознательность, интерес к родному языку, творческие способности учащихся.
Оборудование: уровневые карточки по теме «Безударные гласные в корне слова», мультипликационный фильм «В стране невыученных уроков», алгоритм написания суффиксов ЕК и ИК, тестовые задания по теме.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ой вы гой еси добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на работу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да согласие. И работа наша была дружною. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать.
-Какие произведения устного народного творчества начинаются с такого вступления? (Былины.)
-Что такое былины?(Это жанр устного народного творчества. Это героические песни о подвигах богатырей и исторических событиях).
-Кто является героем былин? (Богатыри).
-Каких русских богатырей вы знаете?(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор).
-Какими человеческими качествами обладали богатыри?(Мужеством, храбростью, выносливостью, хитростью, смекалкой, любовью к родной земле, к Родине)
-Мы сегодня попробуем на уроке тоже проявить эти качества. Выясним, у кого острый ум, зоркий глаз, хорошая наблюдательность, кто не бросит товарищей в трудную минуту и поможет.
А) Минутка чистописания.
- Учитель: Богатырские леса… Еловые, шатровые, осинные, трясинные. Ветры злые. Тропы нехоженые.
Глухомань. Чащоба. Гляди в оба!
Ее Ии Ее Ии
(Дети пишут в тетради соединения букв)
Б) На доске: Русские богатыри защ…щают р…дную з…млицу.
-Объяснить пропущенные орфограммы.
(Дети объясняют: в слове «защищают» пропущена безударная гласная И, проверочное слово «защита, защитник»; в слове «родную» пропущена орфограмма О, проверочное слово «род, родина, родный»; в слове «землицу» пропущена орфограмма Е, проверочное слово «земли».)
-Орфографическое чтение.
- Письмо по памяти.
-Синтаксический разбор предложения. (Один ученик комментирует у доски).
В) Учитель: Мы вместе с богатырями на распутье.
Прямо пойдём – в гости корню зайдём.
Налево пойдём – с суффиксами урок проведём.
- Скажите, в какой части слова мы сейчас проверяли орфограмму? (в корне)
Значит, сначала мы отправимся к корню.
-А что такое корень?
Задание: подобрать однокоренные слова, выделить в них корень слова.
Мальчикам предлагается слово «Защищают» (защита, защитник, подзащитный, беззащитный, защитный).
Девочкам – «Землицу» (земля, земельный, землянка, земляк, земной, земелька, подземелье, чернозём, земледелие).
Учитель: Как пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
Г) Комментированное письмо.
Слова на доске: Д…лёкий, зв…риные, кр…чал, …блака, тр…вяной,г…в…рит, з…л…тые,св…той.
( 3 человека работают по уровневым карточкам:
1 уровень: Спишите, рядом с каждым словом напишите проверочные слова. В…рёный, с…сновый, ч…совой, цв…тник, к…рмить.
2 уровень: Запишите однокоренные слова. П…левой, з…л…той, д…р…вянный, к…лосья.
3 уровень: Спишите однокоренные слова, выделите корни.
Домашний, дом, домбра, домовой, домишко.
Водить, водица, водяной, вода.
Говор, разговор, воришка, говорит.
Физкультминутка.
- Ознакомление с новым материалом.
На доске: Сыноч…к мой, Добрынюшка, не надобно тебе купаться в Пучай -реке.
- А задумывались ли вы , какую гласную надо написать в суффиксе этого слова Е или И?
Главная задача нашего урока – провести исследование и выяснить, когда и какую гласную надо писать в суффиксах ИК и ЕК.
На доске: КЛЮЧИК
ЗАМОЧЕК
Запишите эти слова. Выделите в них корни. Поставьте ударение. Выделите суффикс.
- Гласный суффикса находится в сильной позиции или в слабой?( Гласные в суффиксах тоже безударные)
- Произнесите про себя эти слова и понаблюдайте, совпадает или расходится произношение суффиксов с его написанием? (В слове «КЛЮЧИК»- совпадает, а в слове «ЗАМОЧЕК»- не совпадает).
- Сделайте вывод, надо ли проверять гласный звук в суффиксах ИК,ЕК? ( Да,надо)
-А чтобы решить эту задачу перед нами 2 пути. Мы опять, как богатыри на распутье, стоим перед выбором.
1 путь - взять готовое правило из учебника.
2 путь – самим изобрести это правило. Как вы поступите и почему? (Лучше попробовать самим , так правило лучше запомнится).
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами
КУЗНЕЧ…К КЛУБОЧКИ КУЗНЕЧИКИ КЛУБОЧ…К МЯЧ…К ОРЕШКИ МЯЧИКИ ОРЕШ…К
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На существительные в единственном и множественном числе).
Ед. число Множ. число
КУЗНЕЧ…К КУЗНЕЧИКИ
МЯЧ…К МЯЧИКИ
ОРЕШ…К ОРЕШКИ
КЛУБОЧ…К КЛУБОЧКИ
- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
(Если во множественном числе пишется И, то и в суффиксе надо писать букву И. Если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе ИК. А если при изменении формы слова гласный исчезает, выпадает, то надо писать ЕК).
- А сейчас подтвердить наше научное предположение поможет отрывок из мультфильма, снятого по книге Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков».
( показ кадра из мультфильма)
- Какое слово было у Вити Перестукина – помощником? ( НЕТ)
НЕТ КЛЮЧИКА – КЛЮЧИК
НЕТ ЗАМОЧКА - ЗАМОЧЕК
-Откройте учебник на стр. 41 и прочитайте правило.
Верно мы с вами провели исследование?(Да, верно)
Вернёмся к Добрыне Никитичу. Какую же гласную в суффиксе надо написать и почему?
( СЫНОЧКИ – СЫНОЧЕК . Гласный выпадает, значит пишем Е)
- Закрепление полученных знаний и умений.
- Используя это правило, выполним задание.
Кадр диапроектора: РОТ…К, ГОРОШ…К, НОЖ…К, КОТ…К, УЗЕЛОЧ…К, КИРПИЧ…К.
Достаньте карточки с суффиксами и покажите ваши ответы.
-Подводя итог нашему исследованию, давайте выведем алгоритм (порядок) написания гласных в суффиксах ИК,ЕК.
Алгоритм написания гласных в суффиксах -ИК,- ЕК.
1 шаг. Измени форму слова ( поставь во множественное число).
2 шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да. Нет.
(ЕК) (ИК)
5. Практикум по усвоению полученных знаний.
От данных слов образуйте новые однокоренные слова с помощью суффиксов ЕК и ИК.
1 вариант – КУСОК, ПАЛЕЦ, НОЖ, ГОЛОСОК (кусочек, пальчик, ножик, голосочек).
2 вариант- ШАЛАШ, ПЛАТОК, ЁЖ, СЛОВАРЬ (шалашик, платочек, ёжик, словарик).
Класс работает в тетрадях, 2 человека – у доски.
- «Богатырские состязания». ТЕСТ по данной теме выполняют все учащиеся, в конце проводится обмен работами и учащиеся сравнивают работу товарища с работой, которую демонстрирует учитель.
КОНЧ…К
КУСОЧ…К
СУХАР…К
ДРУЖОЧ…К
СЛОН…К
ПАРОХОД…К
МЕШОЧ…К
ОРЕШ…К
(Кончик, кусочек, сухарик, дружочек, слоник, пароходик, мешочек, орешек).
«5»-нет ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание: Стр. 41 упр.63. или
Творческое задание: придумать рассказ из 4-5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2-3 слова с суффиксами ИК-ЕК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...