Урок русского языка в 3 классе по теме "Суффиксы ИК-ЕК"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пашина Наталья Александровна

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету «Русский язык» системы Л. В. Занкова по учебнику для 3 класса под редакцией А. В. Поляковой. Урок проводится в 3 классе по теме: «Правописание суффиксов  -ЕК, -ИК».Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний. Для реализации поставленных задач на уроке применялись следующие технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Коммуникативная технология.
  • Технология критического мышления
  • Рефлексивная технология.
  • Технология сотрудничества

 На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно. Групповая форма работы является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала – формируются универсальные учебные действия (коммуникативные).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_suffiksy_ik-ek.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание суффиксов  -ЕК, -ИК»      

Тип урока: урок изучения нового.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Цели:  1.познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ЕК, -ИК; систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме; формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах –ИК,ЕК», умение выделять морфемы в словах.

             2. Развивать логическое мышление, учить детей делать выводы, развивать орфографическую зоркость.

             3. Воспитывать любознательность, интерес к родному языку, творческие способности учащихся.

Оборудование:  уровневые карточки по теме «Безударные гласные в корне слова», мультипликационный фильм «В стране невыученных уроков», алгоритм написания суффиксов ЕК и ИК, тестовые задания по теме.

                                                           Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Ой вы гой еси добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на работу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да согласие. И работа наша была дружною. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать.

-Какие произведения устного народного творчества начинаются с такого вступления? (Былины.)

-Что такое былины?(Это жанр устного народного творчества. Это героические песни о подвигах  богатырей и исторических событиях).

-Кто является героем былин? (Богатыри).

-Каких русских богатырей вы знаете?(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор).

-Какими человеческими качествами обладали богатыри?(Мужеством, храбростью, выносливостью, хитростью, смекалкой, любовью к родной земле, к Родине)

-Мы сегодня попробуем на уроке тоже проявить эти качества. Выясним, у кого острый ум, зоркий глаз, хорошая наблюдательность, кто не бросит товарищей в трудную минуту и поможет.

А) Минутка чистописания.

- Учитель:  Богатырские леса… Еловые, шатровые, осинные,  трясинные. Ветры злые. Тропы нехоженые.

Глухомань. Чащоба. Гляди в оба!

Ее  Ии Ее Ии  

(Дети пишут в тетради соединения букв)

Б) На доске: Русские  богатыри  защ…щают  р…дную  з…млицу.

   -Объяснить пропущенные орфограммы.

(Дети объясняют: в слове «защищают» пропущена безударная гласная И, проверочное слово «защита, защитник»; в слове «родную» пропущена орфограмма О, проверочное слово «род, родина, родный»; в слове «землицу» пропущена орфограмма Е, проверочное слово «земли».)

   -Орфографическое чтение.

   - Письмо по памяти.

   -Синтаксический разбор предложения. (Один ученик комментирует у доски).

В)  Учитель: Мы вместе с богатырями на распутье.

    Прямо пойдём – в гости корню зайдём.

    Налево пойдём – с суффиксами урок проведём.

- Скажите, в какой части слова мы сейчас проверяли орфограмму? (в корне)

Значит, сначала мы отправимся к корню.

-А что такое корень?

Задание: подобрать однокоренные слова, выделить в них корень слова.

                 Мальчикам предлагается слово «Защищают» (защита, защитник, подзащитный, беззащитный, защитный).

                 Девочкам – «Землицу»  (земля, земельный, землянка, земляк, земной, земелька, подземелье, чернозём, земледелие).

Учитель: Как пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

Г)  Комментированное письмо.

  Слова на доске:  Д…лёкий, зв…риные, кр…чал, …блака, тр…вяной,г…в…рит, з…л…тые,св…той.

( 3 человека работают по  уровневым карточкам:

    1 уровень: Спишите, рядом с каждым словом напишите проверочные слова.  В…рёный, с…сновый, ч…совой, цв…тник, к…рмить.

    2 уровень: Запишите однокоренные слова. П…левой, з…л…той, д…р…вянный, к…лосья.

    3 уровень: Спишите однокоренные  слова, выделите корни.

                         Домашний, дом, домбра, домовой, домишко.

                         Водить, водица, водяной, вода.

                         Говор, разговор, воришка, говорит.

                   

                                                 Физкультминутка.

  1. Ознакомление с новым материалом.

На доске: Сыноч…к мой, Добрынюшка, не надобно тебе купаться в Пучай -реке.

- А задумывались ли вы , какую гласную надо написать в суффиксе этого слова Е или И?

Главная задача нашего урока – провести исследование и выяснить, когда и какую гласную надо писать в суффиксах ИК и ЕК.

На доске:    КЛЮЧИК

                      ЗАМОЧЕК

Запишите эти слова. Выделите в них корни. Поставьте ударение. Выделите суффикс.

- Гласный суффикса находится в сильной позиции или в слабой?( Гласные в суффиксах тоже безударные)

- Произнесите про себя эти слова и понаблюдайте, совпадает или расходится произношение суффиксов с его написанием? (В слове «КЛЮЧИК»- совпадает, а в слове «ЗАМОЧЕК»- не совпадает).

- Сделайте вывод, надо ли проверять гласный звук в суффиксах ИК,ЕК? ( Да,надо)

-А чтобы решить эту задачу перед нами 2 пути. Мы опять, как богатыри на распутье, стоим перед выбором.

        1 путь - взять готовое правило из учебника.

       2  путь – самим изобрести это правило. Как вы поступите и почему? (Лучше попробовать самим , так правило лучше запомнится).

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами

КУЗНЕЧ…К  КЛУБОЧКИ  КУЗНЕЧИКИ  КЛУБОЧ…К  МЯЧ…К   ОРЕШКИ  МЯЧИКИ   ОРЕШ…К

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На существительные в единственном и множественном числе).

          Ед. число                            Множ. число

КУЗНЕЧ…К                                  КУЗНЕЧИКИ

МЯЧ…К                                       МЯЧИКИ

ОРЕШ…К                                     ОРЕШКИ

КЛУБОЧ…К                                КЛУБОЧКИ

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

(Если во множественном числе пишется И, то и в суффиксе надо писать букву И. Если при изменении  формы слова гласный И  остаётся, то его и надо писать в суффиксе ИК. А если при изменении формы слова гласный исчезает, выпадает, то надо писать ЕК).

- А сейчас подтвердить наше научное предположение поможет отрывок из мультфильма, снятого по книге Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков».

                                         ( показ кадра из мультфильма)

- Какое слово было у Вити Перестукина – помощником? ( НЕТ)

        НЕТ КЛЮЧИКА – КЛЮЧИК

        НЕТ ЗАМОЧКА  - ЗАМОЧЕК

-Откройте учебник на стр.  41  и прочитайте правило.

Верно мы с вами провели исследование?(Да, верно)

Вернёмся к Добрыне Никитичу. Какую же гласную в суффиксе надо написать и почему?

(  СЫНОЧКИ – СЫНОЧЕК . Гласный выпадает, значит пишем Е)

  1. Закрепление полученных знаний и умений.

- Используя это правило, выполним задание.

Кадр диапроектора: РОТ…К, ГОРОШ…К, НОЖ…К, КОТ…К, УЗЕЛОЧ…К, КИРПИЧ…К.

Достаньте карточки с суффиксами и покажите ваши ответы.

-Подводя итог нашему исследованию, давайте выведем алгоритм (порядок) написания гласных в суффиксах ИК,ЕК.

                            Алгоритм написания гласных в суффиксах -ИК,- ЕК.

          1 шаг.  Измени форму слова ( поставь во множественное число).

          2 шаг.  Определи, «убегает» ли гласный.

                                             

                                 Да.                                   Нет.

                               (ЕК)                                    (ИК)

  5.  Практикум по усвоению полученных знаний.

     От данных слов образуйте новые однокоренные слова с помощью суффиксов ЕК и ИК.

    1 вариант – КУСОК, ПАЛЕЦ, НОЖ, ГОЛОСОК (кусочек, пальчик, ножик, голосочек).

    2 вариант- ШАЛАШ, ПЛАТОК, ЁЖ, СЛОВАРЬ (шалашик, платочек, ёжик, словарик).

    Класс работает в тетрадях, 2 человека – у доски.

  1. «Богатырские состязания».  ТЕСТ по данной теме выполняют все учащиеся, в конце проводится обмен работами и учащиеся сравнивают работу товарища с работой, которую демонстрирует учитель.

КОНЧ…К

КУСОЧ…К

СУХАР…К

ДРУЖОЧ…К

СЛОН…К

ПАРОХОД…К

МЕШОЧ…К

ОРЕШ…К

(Кончик, кусочек, сухарик, дружочек, слоник, пароходик, мешочек, орешек).

«5»-нет ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание: Стр. 41   упр.63.    или

    Творческое задание: придумать рассказ из 4-5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2-3 слова с суффиксами ИК-ЕК.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...