Конспект урока русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яковлева Елена Андреевна

Конспект урока русского языка 4 класс по теме: Склонение имен прилагательных мужского рода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol_uroka_russkogo_yazyka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРЫ

Яковлева Елена Андреевна, Матвеева Татьяна Ивановна

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока. Склонение имен прилагательных мужского рода.

Цель: познакомить учащихся со склонениями имен прилагательных

Задачи урока:

- научить определять падеж имен прилагательных

- развивать умения учащихся правильно писать падежные окончания имен прилагательных в форме мужского рода

- развивать умения учащихся в написании букв согласного в окончаниях прилагательных мужского рода в форме родительного падежа

- воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку, культуру общения и поведения

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Первый урок по теме: «Склонение имен прилагательных в форме единственного числа».

Оборудование и используемые пособия.

1. Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс, ч.1. Издательский дом «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008г.

Наглядный материал: опорные схемы, карточки с материалом для чистописания, раздаточный материал (карточки с творческим заданием)

Список используемой литературы.  

Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык» 4 класс, ч.1. Издательский дом «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008г.

Статья Т. Панариной «Падежи нам по плечу» - «Начальная школа» №2 – 2006г.


Протокол урока русского языка.

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Начинам мы урок.

Проверяем все ль на месте.

И садимся мы на место.

Учитель. Записываем число, классная работа.

Ребята, чем вы любовались сегодня утром по дороге в школу?

Ученик. (варианты ответов) Было много детей и родителей в школьном дворе.

Я обратил внимание на голубое небо и яркое солнце.

Я любовался золотым нарядом берез и листопадом.

Учитель. Я тоже люблю золотую осень и листопад. Посмотрите на наш листопад. (на доске прикреплены карточки в форме кленовых листьев с буквами и элементами букв)

II. Чистописание

Учитель. При отработке каллиграфических навыков на что надо обратить внимание?

Ученик. Я думаю, что на высоту букв, ширину, наклон.

Учитель. Постарайтесь каждый для себя разбить эту строчку на группы и записать по памяти.

Учитель. На что вы еще обратили внимание?

Ученик. Я заметил буквы и элементы букв. Я обратил внимание на большое количество гласных. Я заметил, что есть и гласные и согласные. А я увидела в записи букв окончания имен прилагательных.

Учитель. Ребята, выделите их. (выделяют на доске и в тетради)

Учитель. Какое задание вы можете дать к этим записям?

Ученик. Придумай слова с этими окончаниями. Разделить на две группы. Разделить на группы по родам.

(Постановка учебной задачи)

Учитель. Хорошо, мы выполним твое задание. Смоделируйте в парах это задание. (одна из пар работает на доске)

Ученик задает вопрос. Нам нужны карточки с указанием формы рода имени прилагательного.

(Учитель раздает карточки.)

На партах учеников и на доске смоделирована таблица.

М.Р.

Ж.Р.

СР.Р.

-ий

-ая

-ое

-ый

-яя

-ее

-ой

Учитель. Ребята, отгадайте загадку, отгадка поможет нам приблизиться к теме урока.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Ученик. Гриб.

Учитель. Назовите словосочетания со словом гриб.

Ученик. Маленький гриб. Удаленький гриб.

(работа над лексическим значением слова удаленький)

Учитель. Запишите в тетрадях словосочетания, выделите главное слово, укажите зависимое слово.

Учитель. Устно определите грамматические признаки главного слова.

Ученик. Это существительное, в форме мужского рода, единственного числа.

Учитель. Какая часть зависимого слова указывает на род?

Ученик. Окончание

Учитель. Выделите окончание зависимого слова.

Учитель. Как вы думаете, над какой формой рода имени прилагательного мы будем сегодня работать?

Ученик. Над формой мужского рода.

III. Открытие нового материала

Учитель. Сравните выделенные окончания с окончаниями прилагательных мужского рода в таблице.

Ученик. У нас нет прилагательных с окончаниями -ый, -ой.

Учитель. Восстановите слова с пропущенными буквами.

(Золот__ листопад, кленов__ лист, осенн__ пора, лазурн__ небо)

Ученик. Золотой листопад. Кленовый лист. Осенняя пора. Лазурное небо.

Учитель. Какими прилагательными мы можем дополнить ранее записанные?

Ученик. Маленький гриб. Удаленький гриб. Золотой листопад. Кленовый лист.

Учитель. Поставьте ударение в именах прилагательных.

Какой вывод сделаете?

Ученик. -ой ударное окончание.

Учитель. Прочитайте правило на странице 98.

(Ученики читают правило)

Учитель. Что нового вы узнали из правила?

Ученик. Безударные окончания –ый/-ий надо запомнить.

Учитель. Еще раз обратимся к нашей таблице. О чем вы можете сказать используя свои наблюдения и материал правила?

Ученик. –ой всегда ударное окончание, а -ый/-ий безударное.

Учитель. А какие окончания будут вызывать затруднения при написании?

Ученик. Безударные окончания -ый/-ий.

Учитель. Сейчас мы будем исследовать данную проблему, почему же безударные окончания нужно запомнить. Выполним упражнение 163.

(На доске таблица склонения словосочетаний.)

И.п.

Лист

Какой?

золотой

кленовый

яркий

Р.п.

Листа

Какого?

золотого

кленового

Яркого

Д.п.

Листу

Какому?

золотому

кленовому

яркому

В.п.

Лист

Какой?

золотой

кленовый

яркий

Т.п.

Листом

Каким?

золотым

кленовым

ярким

П.п.

О листе

О каком?

золотом

кленовом

ярком

И.п.

ребенок

Какой

смешной

добрый

маленький

Р.п.

Ребенка

Какого

смешного

доброго

Маленького

Д.п.

ребенку

какому

смешному

доброму

Маленькому

В.п.

Ребенка

какого

смешного

доброго

Маленького

Т.п.

Ребенком

каким

смешным

добрым

Маленьким

П.п.

О ребенке

О каком

смешном

добром

маленьком

Учитель. Поставьте ударения в прилагательных и выделите в них окончания.

(работаем с первой таблицей)

Учитель. На что обратили внимание?

Ученик. Окончания вопроса и прилагательного золотой ударные. Остальные окончания безударные.

Учитель. А что можете сказать о написании ударных и безударных окончаний?

Ученик. А пишутся они одинаково.

Учитель. Что вам поможет грамотно написать окончание?

Ученик. Вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Учитель. Проанализируйте вторую таблицу. Как вы это сделаете?

(называют алгоритм действия)

Учитель. Сделайте вывод.

(Дети озвучивают вывод.)

Учитель. А чем отличаются таблицы?

Ученик. Разные имена существительные. В роли главного слова в словосочетаниях употреблены имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Учитель. С этой точки зрения проанализируйте первую таблицу, вторую таблицу. Какой вывод можете сделать?

Ученик. В первой таблице одинаковые окончания в именительном и винительном падеже, т.к. в роли главного слова неодушевленное имя существительное. Во второй таблице одинаковые падежные формы в родительном и винительном падеже, потому что главное слово одушевленное имя существительное.

Учитель. Сформулируйте вывод

Ученик. Падежные формы имени прилагательного зависят от одушевленности и неодушевленности имени существительного.

IV. Творческая работа в группах.

Учитель. Прочитайте текст.

(Сегодня день. Какое голубое небо, какое спокойной море. Дует бриз. Впереди остров. На берегу песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к берегу.)

Учитель. Что вы о нем можете сказать?

Ученик. Это текст о море. Некоторые предложения красивые, а некоторые хочется украсить именами прилагательными. Некоторые предложения с именами прилагательными, а некоторые без них.

Учитель. Попробуйте в группах изменить данный текст.

Варианты детей:

Сегодня замечательный день. Какое голубое небо, какое спокойное море. Дует бриз. Впереди зеленый остров. На берегу песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к берегу.

Сегодня солнечный день. Какое голубое небо, какое спокойной море. Дует морской бриз. Впереди остров. На берегу песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к берегу.

Сегодня солнечный день. Какое голубое небо, какое спокойной море. Дует морской бриз. Впереди таинственный остров. На берегу желтый песок и изумрудная трава. Вдали показалась старинная крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к манящему берегу.

(дети читают свои варианты, выбирают наиболее понравившийся)

V. Итог урока

Учитель. С чем мы познакомились сегодня на уроке?

Ученик. Склонение имен прилагательных мужского рода.

Учитель. Ребята, давайте вернемся к правилу и прочитаем выделенное предложение. Почему безударные окончания надо запоминать?

Ученик. Потому что прилагательные с безударным окончанием -ый/-ий в именительным падеже и в других падежах будут иметь безударные окончания. А на уроке мы доказали как их проверить.

VI. Домашнее задание

Правило на странице 98. Упражнение № 165.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...