Открытое мероприятие по русскому языку "Работа со словом"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Кособокова Наталья Сергеевна

Это мероприятие проводилось во время Недели русскогго языка в 4 классах в феврале-марте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку

 «Работа со словом».4 класс

Ход мероприятия:

(Столы в классе расположены для групповой работы. Класс разбит на 4 группы.)

Учитель.Вот уже третий год мы с вами работаем в проекте «Словари 21века».Многое вы узнали о словарях за эти 3 года, многое узнали  о словах, о русском языке.

-Скажите, а почему мы так много внимания уделяем этой теме?

- Действительно, русский язык один из богатейших языков мира. Недаром К.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык!» Сегодня мы постараемся доказать слова  классика на деле.(презентация)

Всё на свете из чего-нибудь состоит:  облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев . Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла -  «смыслиночку».

- Назовите эти «кирпичики», эти значимые части слова.

(Дети называют части слова – корень, приставку, суффикс, окончание)

1) Составьте слова из предложенных  частей (части слов напечатаны на карточках и лежат в 4 конвертах для каждой команды). Это могут быть прилагательные, глаголы и существительные. Предупреждаем, что должно меняться слово, а не его форма.

Приставки: пере-, за-, про-.

Корень: -бег-

Суффиксы: -ок-, -ун-, -л-, -а-

Окончание: -ый, -а, -у, нулевое

Возможные варианты слов:

 Перебегал(а), забегал(а), пробегал(а), бегу или бегал(а)-

 бегун, бегунок, забег, пробег, беглый.

2)Шарады. Пока жюри подводит итоги , мы разгадаем шарады.( В жюри могут быть приглашены родители)

Что это такое, вы сейчас сами объясните . А поможет вам ваш универсальный словарик. Отправляйтесь в оглавление. Ждём первого, кто найдёт объяснение. (читают)

«Универсальный словарь школьника 21 века». Стр.118

Шарады на слайдах. Читает ведущий, команда отгадывает. Если члены другой команды догадались, то поднять руку. В случае, если не ответит та команда, которой адресован вопрос, можно заработать балл. (Выбор шарад на усмотрение учителя)

3).Чудесные слова. Слово таит в себе много загадочного – это и смысл, и особые признаки.

А вот вам  пример, когда слово не имеет смысла, а признаки его как части речи остались. И по этим признакам вы легко определите, какими частями речи являются выделенные слова в стихотворении.

Варкалось. Хливкие шорьки

пырялись по наве.

И хрюкатали зелюки,

Как  мюмзики в мове.

(презентация) Команды пишут на листочках.

4). Иностранные слова

В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.

Правит ими государь…
По прозванию Словарь.

Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

И среди своих законных
Слов в отечестве рождённых,
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых
Через горы и моря.

Как и русский народ, русский язык очень гостеприимный, поэтому в нём много слов пришедших к нам из иностранных языков.

-Найдите в универсальных словариках  2 слова иностранного происхождения. Вспомните, как узнать о происхождении слова из словарной статьи . Вам помогут условные знаки. (В словарной статье стоит синий значок И) .

Слова ищут все члены команды, но  записывает и зачитывает толкование капитан. По одному слову  следующей команде .Жюри учтёт грамотность написания. Даём 2 минуты.

А наши, исконно русские слова? Неужели можно про них забыть?

Простые, знакомые. А иной раз вдруг мы видим их как бы  с другой стороны.

Делают с ними это чудо – фразеологизмы, устойчивые словосочетания.

Вспомним некоторые из них .Дополни фразеологизм и объясни значение.(коллективно командам по 2 фразы не оценивая)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Совать нос…   Не успел глазом….    Как сквозь…..   Набрать в рот….   Яблоку негде…. Выйти сухим….Пальчики….Бросать деньги….

5.Договорите фразу. (Каждой команде по 1 стихотворению)

Дружнее этих двух ребят            

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой... (не разольёшь)

Товарищ твой просит  украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и... (поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле... (волочили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ... (кто по дрова)

Пожалуй, слушать их не станут:  

От этой песни уши...(вянут)

Пока жюри оценивает работу, проведём физкультминутку.

-Физминутка

                 Покажите часть тела

1) Его задирают, зазнаваясь.
2) Не цветы, а вянут.
3) Ими машут, как мельница.
4) Он длинный и без костей.
5) Ими щелкают от голода.
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди.
8) С них сбиваются, когда что-то ищут.

6. Послушайте небольшой рассказ Незнайки и попробуйте выписать из него как можно больше фразеологизмов и устойчивых словосочетаний.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Выписывают на листки все члены команды, потом отбирают нужное.

6)Составь верно фразеологизм.

 Словосочетания заблудились. Верни их на место.

( В конвертах полоски с предложениями. На столах ножницы, клей, лист А4)

У каждой команды  по 6 полосок.

Подсказка – разрезать карточки надо после слова КАК, затем составить верный фразеологизм. Наклейте их на лист. Сдайте жюри. Время – 3мин.

Дождь  лил как снег на голову.

 Дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал все переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он всегда врёт как по маслу.

 Во дворе Димка был как свои пять пальцев.

ПОКА  ЖЮРИ  ПОДВОДИТ  ИТОГИ –

7) Капитаны впереди.

На листке транскрипции слов. Но ведь вы знаете  о чудесах нашего языка. Слова могут звучать одинаково, но пишутся часто по-разному. Обозначают разные понятия и даже являются разными частями речи. Итак, капитаны должны догадаться,  сколько слов здесь написано.

[плач’]    [грип]    [п’эч’]   [ прут] ------8 слов

Плач – сущ., плачь – глаг., грипп – болезнь, гриб – в лесу, печь – сущ., печь – глаг., прут –из дерева, пруд –водоём.

Подведение итогов жюри.

Вернёмся к словам Паустовского.

Убедились ли вы в правоте его слов?

 А теперь оценим свою работу.

И помогут нам в этом снова фразеологизмы.

Слайд в презентации.

Дорогой друг! Ты  сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работал. Ты не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Ты заслужил первое место, поэтому я решила наградить тебя ценными подарками. Вот неполный перечень призов: телевизор, компьютер, магнитофон, видеокамера, автомобиль BMW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

Объявление победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К . Г. Паустовский Нам дан во владенье самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык

Слайд 2

Шарада 1. Корень мой находится в цене . В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Весь же в дневнике я и в журнале.

Слайд 3

Шарада 2 Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в гудении явно услышишь. Вместе – на темы различные пишешь.

Слайд 4

Шарада 3. Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник . Целым же в космос проник.

Слайд 5

Шарада 4. Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик , Приставка та же, что и в слове расход .

Слайд 6

Л.Кэрролл Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкатали зелюки, Как мюмзики в мове.

Слайд 7

Ты – победитель!!! Дорогой друг! Ты сегодня хорошо, активно, засучив рукава , работал. Ты не ударил в грязь лицом и не сел в галошу . Ты заслужил ценные подарки. Вот неполный перечень призов: телевизор, компьютер, магнитофон, видеокамера, автомобиль BMW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет после дождичка в четверг, сразу, как только рак на горе свистнет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по русскому языку во 2 классе "путешествие в страну слов" конспект урока и презентация. .

Конспект мероприятия с презентацией.Цель:развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы....

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Открытый урок по русскому языку "Учимся словами рисовать, сравнивать облака".

Данный урок разработан для урока по русскому языку. Умк - "Планета знаний", 2 класс. Интегрирован с  музыкой и изобразительным искусством.  Большая работа по развитию связной речи, воображен...

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по русскому языку: "Однокоренные слова. Обобщение знаний".

Урок с применением современных технологий с использованием ИКТ....

Конспект открытого урока по русскому языку «Состав слова»

Тема урока: «Состав слова».Цели урока: - в процессе целенаправленных упражнений добиваться осознанного усвоения учащимися понятий: однокоренные слова, корень слова;- в процессе словообразовательных и ...

Открытый урок по русскому языку. "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в середине и в конце слова". 3 класс

Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при об...