Открытое мероприятие по русскому языку "Работа со словом"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Это мероприятие проводилось во время Недели русскогго языка в 4 классах в феврале-марте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа со словом. 4 класс | 20.39 КБ |
Презентация к мероприятию "Работа со словом" | 577.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку
«Работа со словом».4 класс
Ход мероприятия:
(Столы в классе расположены для групповой работы. Класс разбит на 4 группы.)
Учитель.Вот уже третий год мы с вами работаем в проекте «Словари 21века».Многое вы узнали о словарях за эти 3 года, многое узнали о словах, о русском языке.
-Скажите, а почему мы так много внимания уделяем этой теме?
- Действительно, русский язык один из богатейших языков мира. Недаром К.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык!» Сегодня мы постараемся доказать слова классика на деле.(презентация)
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев . Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку».
- Назовите эти «кирпичики», эти значимые части слова.
(Дети называют части слова – корень, приставку, суффикс, окончание)
1) Составьте слова из предложенных частей (части слов напечатаны на карточках и лежат в 4 конвертах для каждой команды). Это могут быть прилагательные, глаголы и существительные. Предупреждаем, что должно меняться слово, а не его форма.
Приставки: пере-, за-, про-.
Корень: -бег-
Суффиксы: -ок-, -ун-, -л-, -а-
Окончание: -ый, -а, -у, нулевое
Возможные варианты слов:
Перебегал(а), забегал(а), пробегал(а), бегу или бегал(а)-
бегун, бегунок, забег, пробег, беглый.
2)Шарады. Пока жюри подводит итоги , мы разгадаем шарады.( В жюри могут быть приглашены родители)
Что это такое, вы сейчас сами объясните . А поможет вам ваш универсальный словарик. Отправляйтесь в оглавление. Ждём первого, кто найдёт объяснение. (читают)
«Универсальный словарь школьника 21 века». Стр.118
Шарады на слайдах. Читает ведущий, команда отгадывает. Если члены другой команды догадались, то поднять руку. В случае, если не ответит та команда, которой адресован вопрос, можно заработать балл. (Выбор шарад на усмотрение учителя)
3).Чудесные слова. Слово таит в себе много загадочного – это и смысл, и особые признаки.
А вот вам пример, когда слово не имеет смысла, а признаки его как части речи остались. И по этим признакам вы легко определите, какими частями речи являются выделенные слова в стихотворении.
Варкалось. Хливкие шорьки
пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(презентация) Команды пишут на листочках.
4). Иностранные слова
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь…
По прозванию Словарь.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
И среди своих законных
Слов в отечестве рождённых,
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых
Через горы и моря.
Как и русский народ, русский язык очень гостеприимный, поэтому в нём много слов пришедших к нам из иностранных языков.
-Найдите в универсальных словариках 2 слова иностранного происхождения. Вспомните, как узнать о происхождении слова из словарной статьи . Вам помогут условные знаки. (В словарной статье стоит синий значок И) .
Слова ищут все члены команды, но записывает и зачитывает толкование капитан. По одному слову следующей команде .Жюри учтёт грамотность написания. Даём 2 минуты.
А наши, исконно русские слова? Неужели можно про них забыть?
Простые, знакомые. А иной раз вдруг мы видим их как бы с другой стороны.
Делают с ними это чудо – фразеологизмы, устойчивые словосочетания.
Вспомним некоторые из них .Дополни фразеологизм и объясни значение.(коллективно командам по 2 фразы не оценивая)
Совать нос… Не успел глазом…. Как сквозь….. Набрать в рот…. Яблоку негде…. Выйти сухим….Пальчики….Бросать деньги….
5.Договорите фразу. (Каждой команде по 1 стихотворению)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой... (не разольёшь)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и... (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле... (волочили ноги)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, ... (кто по дрова)
Пожалуй, слушать их не станут:
От этой песни уши...(вянут)
Пока жюри оценивает работу, проведём физкультминутку.
-Физминутка
Покажите часть тела
1) Его задирают, зазнаваясь.
2) Не цветы, а вянут.
3) Ими машут, как мельница.
4) Он длинный и без костей.
5) Ими щелкают от голода.
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди.
8) С них сбиваются, когда что-то ищут.
6. Послушайте небольшой рассказ Незнайки и попробуйте выписать из него как можно больше фразеологизмов и устойчивых словосочетаний.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
Выписывают на листки все члены команды, потом отбирают нужное.
6)Составь верно фразеологизм.
Словосочетания заблудились. Верни их на место.
( В конвертах полоски с предложениями. На столах ножницы, клей, лист А4)
У каждой команды по 6 полосок.
Подсказка – разрезать карточки надо после слова КАК, затем составить верный фразеологизм. Наклейте их на лист. Сдайте жюри. Время – 3мин.
Дождь лил как снег на голову.
Дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал все переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
Во дворе Димка был как свои пять пальцев.
ПОКА ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ –
7) Капитаны впереди.
На листке транскрипции слов. Но ведь вы знаете о чудесах нашего языка. Слова могут звучать одинаково, но пишутся часто по-разному. Обозначают разные понятия и даже являются разными частями речи. Итак, капитаны должны догадаться, сколько слов здесь написано.
[плач’] [грип] [п’эч’] [ прут] ------8 слов
Плач – сущ., плачь – глаг., грипп – болезнь, гриб – в лесу, печь – сущ., печь – глаг., прут –из дерева, пруд –водоём.
Подведение итогов жюри.
Вернёмся к словам Паустовского.
Убедились ли вы в правоте его слов?
А теперь оценим свою работу.
И помогут нам в этом снова фразеологизмы.
Слайд в презентации.
Дорогой друг! Ты сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работал. Ты не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Ты заслужил первое место, поэтому я решила наградить тебя ценными подарками. Вот неполный перечень призов: телевизор, компьютер, магнитофон, видеокамера, автомобиль BMW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.
Объявление победителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шарада 1. Корень мой находится в цене . В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Весь же в дневнике я и в журнале.
Шарада 2 Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в гудении явно услышишь. Вместе – на темы различные пишешь.
Шарада 3. Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс как в слове дневник . Целым же в космос проник.
Шарада 4. Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик , Приставка та же, что и в слове расход .
Л.Кэрролл Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкатали зелюки, Как мюмзики в мове.
Ты – победитель!!! Дорогой друг! Ты сегодня хорошо, активно, засучив рукава , работал. Ты не ударил в грязь лицом и не сел в галошу . Ты заслужил ценные подарки. Вот неполный перечень призов: телевизор, компьютер, магнитофон, видеокамера, автомобиль BMW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет после дождичка в четверг, сразу, как только рак на горе свистнет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие по русскому языку во 2 классе "путешествие в страну слов" конспект урока и презентация. .
Конспект мероприятия с презентацией.Цель:развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы....
Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....
Открытый урок по русскому языку "Учимся словами рисовать, сравнивать облака".
Данный урок разработан для урока по русскому языку. Умк - "Планета знаний", 2 класс. Интегрирован с музыкой и изобразительным искусством. Большая работа по развитию связной речи, воображен...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Открытый урок по русскому языку: "Однокоренные слова. Обобщение знаний".
Урок с применением современных технологий с использованием ИКТ....
Конспект открытого урока по русскому языку «Состав слова»
Тема урока: «Состав слова».Цели урока: - в процессе целенаправленных упражнений добиваться осознанного усвоения учащимися понятий: однокоренные слова, корень слова;- в процессе словообразовательных и ...
Открытый урок по русскому языку. "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в середине и в конце слова". 3 класс
Развитие умения проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах; отрабатывать последовательность действий при об...