Конспект и презентация урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_suffiks.zip | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Брагуца Анжелика Викторовна
Номинация: Урок образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тема: Часть слова - суффикс.
Основные цели: – развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Основные задачи: 1) дать представление о суффиксе как значимой части слова; 2) показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; 3) показать единообразное написание одного и того же суффикса;
4) развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;
5) развивать умение определять значения суффиксов в словах;
6) выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами; 6) обогатить словарный запас учащихся.
Дидактические материалы:
- Учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2 класс.
- Раздаточный материал: карточка для рефлексии, карточка с заданием разобрать слова.
Оборудование доска Smart Board, проектор, компьютер, принтер, карточки с заданиями «Помоги Буратино», «Оцени свою работу».
Краткая аннотация к работе: работа по дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон является инструментом реализации современных целей образования. Конкурсная работа «Сценарий урока русского языка во 2 классе «Часть слова - суффикс» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» предназначена для работы учителей начальных классов, работающих в технологии деятельностного метода Л.П. Петерсон. Сценарий состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала, демонстрационного материала. В конспекте содержатся указания на очередность смены слайдов презентации. Представленный демонстрационный материал необходим не только тем учителям, которые проводят урок без интерактивного оборудования, но и тем, кто воспользуется представленной презентацией. Ведь этот материал содержит необходимые для детского восприятия опорные схемы и сигналы, которые должны быть не только показаны на слайде презентации, но и остаться на доске до конца урока. Представленный раздаточный материал включает те материалы, которыми по ходу урока должен быть обеспечен каждый ученик.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу, пожелайте удачи в уроке.
Вместе с нами на уроке будет учиться Буратино и Мальвина. Мальвина нам сегодня принесла пословицу (Слайд 2).
- Прочитайте пословицу.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Как понимаете эти слова? (Ответы учащихся)
- А для чего мы изучаем русский язык?( Мы учимся грамотно писать, говорить, открываем тайны слов)
- А какие знания лучше запоминаются, которые сообщил учитель или которые открыли сами? ( Знания, которые добыли сами.)
- Значит, будем продолжать добывать знания и открывать новые тайны русского языка.
- Какие новые знания мы открыли на предыдущих уроках? (Слайд 3) (Познакомились с новыми словарными словами. Узнали, что слово состоит из частей.)
- Молодцы! Вы сегодня продолжите работу над частями речи. Урок с чего начинаем? (С повторения).
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Вы сейчас сказали, что слово состоит из частей? Из каких? (В любом слове есть главная часть. Главная часть слова – это корень, перед корнем может стоять приставка. Эта часть слова служит для образования новых слов.)
- Учитель определение вывешивает на доску.
Давайте посмотрим, как вы умеете применять эти знания.
Задание 1. Помогите Буратино решить орфографические задачи (Слайд 4).
(На доске в словарных словах вставить пропущенные буквы, затем осуществляется проверка.)
М_л_ко, в_р_на, с_бака, дев_чка, в_тер, в_рона, л_гушка, _года,м_шина,
ст_лица, до св_дания.
- Какие знания применяли в этом задании? ( Как правильно писать словарные слова.)
- Почему эти слова нужно учить наизусть? ( Орфограмму в этих словах нельзя проверить, и чтобы не допустить ошибку, нужно запоминать, как слово пишется.)
- Что вы сейчас повторили? (Части слова и словарные слова).
- Как вы считаете, какое задание будет следующее? (Задание с затруднением)
- С какой целью я вам его предлагаю? (Понять, что мы не знаем).
- Тогда приступим.
Задание 2. Разобрать слова по составу. ( на карточках) (Слайд 5)
Приезд, подъезд, снег, снежок зуб, зубик.
- На выполнение дается 3 минуты.
- После того, как пройдут 3 минуты, учитель спрашивает.
- Кто не смог выполнить задание?
Учащиеся поднимают руки.
- Что вы не смогли сделать? (Я(мы) не смог(и) разобрать 2 последних слова по составу)
- Кто считает, что уже справился с заданием? Вы сможете доказать, что задание выполнили верно? (Нет, мы не можем доказать, что последние 2 слова разобрали верно).
- Что надо сделать? (Остановиться и подумать).
- Выявление причины затруднения
- Какое задание выполняли? (Разбирали слова по составу).
- В первом слове, какие части слова встретились? (Приставка и корень).
- А в последних двух, почему не смогли разобрать по составу слова?
(Не знаем, как называется часть слова после корня и как её выделять).
- Кто выполнил задание, почему не смогли доказать? (Не знаем, правильно ли выделили и сомневаемся в названии.) Почему? (Не хватает знаний.)
- Построение проекта выхода из затруднения
- Какова же цель нашего урока? (Узнать, как называется часть слова после корня и как она обозначается.)
- Какова тема сегодняшнего урока? (Знакомство с новой частью слова.)
Составим план наших дальнейших действий.
- Узнать, как обозначать новую часть слова.
- Узнать, как называется часть слова после корня.
- Узнать, для чего служит новая часть слова.
- Учащиеся проговаривают план дальнейших действий, учитель корректирует и открывает Слайд 6 на презентации.
- Что может нам помочь в дальнейших действиях? (Учебник).
- Реализация построенного проекта
- Для этого предлагаю выполнить задание любопытного совёнка. Слайд 7.
- Ребятам предлагается, составить новые слова из частей.
- Какое общее значение имеют эти слова? (Называют детёнышей животных).
- Какая часть слова указывает, что речь идёт о детёныше животного? ( - ёнок)
- Где эта часть речи стоит? (После корня).
- Для чего служит эта часть речи? (Для образования новых слов).
- Как обозначили эту часть в слове? ( Как треугольную крышу у домика)
- Прочитайте информацию в учебнике на стр. 62 о том, как называется эта часть слова.
- Учитель дает 1 минуту, чтобы дети нашли в учебнике название части речи.
- Узнали, как называется часть слова после корня? ( Это суффикс).
- Для, чего служит суффикс? ( Для образования новых слов)
- Как работает суффикс – ёнок? ( Можно образовать новое слово, которым называют детёныша).
- Где стоит суффикс? (После корня).
- Составьте правило и проговорите его по очереди в парах. На работу 1 минута.
- После парной работы учитель просит несколько ребят проговорить, получившееся правило.
- Сверим наши выводы с эталоном.
- Учитель открывает слайд на презентации. Слайд 8.
- Чтение правила детьми.
(Часть слов, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом.)
Исследуем, какие ещё бывают суффиксы и какую работу выполняют.
Игра «Отгадай слово» (Слова: домик, домишко, домище, домина)
- Какие суффиксы выделили?
- ик, - ишк, ищ, ин.
- Как работают эти суффиксы? (Варианты ответов детей)
(Могут указать на маленький размер предмета, как суффикс -ик. Могут указать на большой размер предмета, как суффикс - ищ, - ин. Могут указать на ветхое состояние предмета, как суффикс -ишк.)
- Проверим наши выводы. (Слайд 9)
(Дети прослушивают комментарии о работе суффиксов)
- Попробуем образовать новые слова с этими суффиксами.
(дети приводят свои примеры)
-Теперь вернемся к заданию, в котором возникло затруднение, и поможем Буратино (Слайд № 10).
- Учитель вызывает к доске двух желающих, чтобы они разобрали последние два слова по составу, остальные выполняют в тетрадях. (Снеж(корень)ок(суффикс), зуб(корень)ик(суффикс).)
- Первичное закрепление во внешней речи
- Выполните следующее задание. Разберите слова по составу, отметьте суффиксы.
- 1 и 2 дети выполняют во фронтальной форме, а 3 и 4 в парах. После работы в парах работа проверяется.
( каменщик, зеленщик, стекольщик; коммунист, связист)
- Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельная работа детей с проверкой.
Упр. 84 стр.64
Рассмотрите рисунки. Как называются изображённые на них музыкальные инструменты? Как называют музыкантов, которые играют на них? Запиши слова по образцу. Отметь суффиксы. На выполнение 2 минуты. Слайд 11.
- После выполнения, учитель проводит проверку.
(Пианино – пианист, гитара- гитарист, горн – горнист, барабан – барабанщик)
У кого были трудности с образованием новых слов?
У кого были трудности с определением суффикса?
У кого задание не вызвало затруднение?
Какую работу выполняют суффиксы –ист, - щик? ( помогают называть профессии людей)
- Включение в систему знаний
Отгадайте загадку. Спиши её. Запиши отгадку. Упр.83 стр.63
(Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище.)
(Отгадка: кот или котёнок.)
Как образовали второе слово? Какой суффикс использовали? Выделите его.
- Рефлексия деятельности на уроке
Что нового узнали сегодня на уроке?
( Узнали новую часть слова - суффикс.)
Какова была наша цель?
(Узнать, как называется часть слова после корня и как она обозначается.)
Мы достигли цели? А как вы докажите, что мы её достигли?
( Часть слова после корня называется - суффиксом. Знаем, как обозначить суффикс в слове.
Можем помочь Буратино выполнить 2 задание.)
Дети возвращаются к заданию на карточках и объясняют, как они разобрали слова по составу.
Оцените свою работу на уроке.
Утверждение | Оценка (+,-) |
Я узнал, как называется часть слова после корня. | |
Я узнал, как обозначать новую часть слова. | |
Я узнал, для чего служит новая часть слова. | |
Я умею находить и выделять суффикс в словах. |
Давайте подарим Мальвине и Буратино цветы.
Оцените свою работу по следующим критериям:
красный лепесток – я всё понял и могу объяснить;
жёлтый лепесток – я всё понял, но пока не могу объяснить;
синий лепесток - я не понял.
Выберите лепесток и прикрепите его к серединке. Дети собирают цветы на магнитной доске.
А где ещё можно потренироваться в определении и выделении суффикса?
( В домашней работе.)
Тетрадь. Упр. 147 стр. 27.
Вам нужно записать новые слова и выделить в них суффикс.
Комментарии к сценарию Урок проводится во 2 классе. 12 урок в разделе «Состав слова». 1 урок в теме «Суффикс». Использованная литература: учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"
Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова. Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы. Идёт развитие творческих способностей детей, к...
Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"
Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...
Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"
Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...
Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"
Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...
Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе С(к)ОШ VIII вида по теме "Шипящие согласные" ("В гостях у Дяди Фёдора")
Вместе с Дядей Фёдором и его друзьями ребята познакомятся с понятием «шипящие звуки». В течение урока школьники анализируют слова по звуковому и буквенному составу, учатся находить шипящие...
Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург
В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...
Конспект и презентация урока русского языка во втором классе.
Пример урока русского языка во втором классе....