Конспект и презентация урока русского языка во втором классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пример урока русского языка во втором классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2 "В"

Тема:Правописание частицы не с глаголом.

Тип урока:открытие новых знаний

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;

формировать навык каллиграфического письма;

использовать пословицы, стихотворения для решения учебной задачи учащимися;

учить анализировать пословицы и поговорки, устанавливать причинно- следственные связи;

использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения написания частицы НЕ с глаголами; пополнять словарный запас.

Метапредметные:

-развивать умения анализировать, отвечать на вопросы учителя;

-уметь применять правила;

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

-создавать условия для самостоятельной работы;

-уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место;

-формировать умения планировать свою деятельность.

Личностные:

-способствовать развитию интереса к предмету;

-участвовать в совместной учебной деятельности;

-развивать мышления, речь, память и познавательный интерес учащихся;

-развивать логическое мышление, внимание;

-формировать позитивную самооценку.

Методы:

-словестный(беседа), наглядный(демонстрация), практический (выполнение упражнений)

Средства обучения:

-мультимедийный проектор, колонки, презентация, УМК «Школа России» учебник по Русскому языку 2 класс (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Оборудование и материалы:- тетрадь, компьютер, ручка, карандаш, учебник, карточки с заданиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательные                                             Регулятивные                                 Коммуникативные

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мобилизующий(1 мин)

1.Психологический настрой:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощников весёлых.

2.Проверка готовности к уроку:

-Слайд 1. Проверим готовность к уроку. На столах должны лежать дневник, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

-Приведите в порядок свое рабочее место!

Проверяют готовность к уроку.

Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2.Каллиграфическая минутка

(5-7 мин)

-Ребята откройте тетради, запишите  число, классная работа.

-Сегодня у нас 17 марта.

-Выполните показ, который прописан у вас в тетрадях.

-Пишите красиво, аккуратно, соблюдайте высоту и расстояние букв, следите за посадкой тетрадь положите правильно, с парт уберите всё лишнее, чтобы не мешать друг другу.

Записывают слова, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркивают орфограммы

Развитие каллиграфического навыка, умение находить орфограммы

3. Словарная работа

-А сейчас минуточку внимания! Ребята, что это за шум?

Слайд 2. (фрагмент Карлсон просит посадку). Разрешим Карлсону быть на нашем уроке? Да!

-Карлсон вернулся из путешествия. Где он только ни был и готов поделиться с нами своими открытиями. И сегодня на уроке с его помощью мы с вами откроем еще одну тайну русского языка. ---Ребята, а что мы делаем, когда приходят в гости? Угощаем.

-В течение всего урока мы с вами будем угощать Карлсона сладостями.

Слайд 3. А что он любит есть? Ответы детей

-Сейчас он с дороги, и очень хочет кушать… Малыш приготовил для Карлсона список блюд, которыми он будет его угощать.

-Ребята, сейчас мы поработаем в парах!

-Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в паре! (умение слушать товарища,  умение договариваться, говорить шепотом, распределять обязанности)

-Молодцы! Вспомнили правила! Я надеюсь, что во время работы вы будете придерживаться этих правил! Желаю вам успехов!

-Используя таблицу, вы должны записать слово, которое здесь зашифровано.

Первую букву я вам помогу расшифровать, для этого мы найдем в верхней строчке торт, а в столбце свечки – и посмотрим, какая буква стоит на пересечении. Приложение 1

  1. Торт с восемью свечками
  2. Варенье из вишни
  3. Пирожки с яблоком
  4. Шоколадное мороженое

Слайд 4. Какое слово зашифровано в меню? Обед

Посмотрите, у Карлсона на столе появилось первое блюдо.

Слайд 5. Пока Карлсон занят тортом, мы с вами поработаем с новым словарным словом ОБЕД

-А что такое обед? Ответы детей

-У вас на столах лежат листы разного цвета, с ними мы сегодня будем работать на уроке

Возьмите листок ………… цвета. Приложение 2. (Задания распечатываются на разноцветных листах по усмотрению учителя, для того чтобы ребятам было удобно ориентироваться в раздаточном материале)

Слайд 6.Прочтем какое определение дает этому слову толковый словарь.

  1. Прием пищи в середине дня.
  2. Пища, приготовленная для этой еды.
  3. Время этой еды, обычно полдень.
  4. Перерыв в работе на время обеда, в обеденное время.

К истокам слова. В древности слово обед означало не сам прием пищи в середине дня, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня -ед- («еда») и приставки об-. Но в процессе развития русского языка произошло сращение приставки и корня и в настоящее время все слово является корнем.

Выделим корень. Выделим ударение в слове и запишем его транскрипцию [аб’эт]

Совпадает или расходится произношение слова с его написанием? Расходится

Найдем ошибкоопасные места. Безударная гласная и парная согласная на конце слова.

Какие из данных орфограмм мы сможем проверить? Парную согласную

Что для этого нужно сделать? Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласной в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].

Подберем такое слово обед – обеды

Что будем делать с безударной гласной? попробуйте подобрать проверочное слово. Значит эту букву нужно запомним.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Развитие каллиграфического навыка

Организовывать учебное взаимодействие друг с  другом, слушать товарища, пытаться принимать другую точку зрения.

Организовывать учебное взаимодействие друг с  другом, слушать товарища, пытаться принимать другую точку зрения.

3.Актуализация знаний

-Обведите слово по образцу, запишите слово еще 2 раза, выделите орфограмму.

Слайд 7. Посмотрите, у Карлсона на столе появилась банка варенья.

-Подберем однокоренные слова к слову обед.

Обед, обедец, обеденный, дообеденный, обедать, отобедать, пообедать.

-Я вынесла на слайд несколько однокоренных слов.

-Составим словосочетание с использованием одного из этих слов и слова стол.

-Какое из этих слов подходит к слову стол?

-Прочитайте словосочетание. ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ

-На слайде остаются ОБЕДАЛ ПООБЕДАЛ. Слова, какой части речи остались на слайде.

-Докажите. Глаголы. Так как отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? И обозначают действие предмета.

Записывают словарное слово, подбирают к нему однокоренные слова

Умение участвовать в диалоге, доказывать свою точку зрения.

4.Постановка темы и целей урока

-Ребята, а наш гость обедал? Вы видели? Нет

-Слайд 8. Что же получается?

-Хозяин (не) ведал, что гость (не) обедал.

-Как вы понимаете смысл этой поговорки?

-Найдем в этом предложении глаголы, докажите, что они обозначают. (Глаголы. Так как отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? И обозначают действие предмета.)

-А что вы видите перед глаголами? Слово НЕ

-Как вы думаете, почему эти слова записаны в скобках?

-Не знаем, как написать не с глаголами

-Чтобы узнать как писать нам нужно выяснить какой частью речи является не?

-Итак, мы с вами обнаружили 2 вопроса, ответы, на которые нам предстоит найти на уроке, сделать новое открытие.

Слайд 9. Теперь мы с вами можем сформулировать тему нашего урока.

Слайд 10. «Правописание не с глаголами»

-Какие цели на урок поставим?

-На протяжении урока мы с вами будем реализовывать поставленные цели!

-Ребята, а что же Карлсон?

Слайд 11. Обеденный стол Карлсона пополнился. Обрадовался Карлсон такому изобилию, такому щедрому столу.

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему, целеполагание

Умение анализировать

Умение грамотно строить свою речь

Физминутка

5.Открытие новых знаний(20 мин)

Слайд 12. (фрагмент Карлсон шалит на люстре)

Пошалим?

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки в сторону поднять,

На носки всем срочно встать.

Выше, выше… Опуститесь,

Поклонитесь, улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Карлсон очень любит шалить, баловаться, а малыш его всячески отговаривал…

Слезь-ка с люстры!
Не хочу!
Упадёшь!
Не упаду!
Отлетай!
Не отлечу!
Будешь суп?
Я не хочу!

Знаком ли вам такой диалог? Давайте с вами немного поиграем, я буду вам называть глагол, а вы называете тот же глагол, но добавляя не.

Улыбнись

не улыбнусь

Чихни

не чихну

Прыгни

не прыгну

Закрой

не закрою

Вставай

не встану

Не хочу, не буду, не желаю…. Очень часто шалости могут превратиться в плохие привычки. Вы со мной согласны?

Познакомьтесь с текстом стихотворение «Не» на листочках …..цвета. Приложение 3

Слайд 13.

Почему автор так назвал стихотворение? К чему призывает автор? А что еще нельзя делать на уроках? Приведите примеры, употребив глаголы с НЕ.

Сейчас вы поработаете в парах.

Обсудим план работы

ПЛАН

  1. Найти глаголы с НЕ.
  2. Сделать вывод о написании НЕ с глаголами.
  3. Выписать эти глаголы в тетрадь.
  4. Записать ещё 2 глагола с НЕ на тему «Хорошие привычки».

Слайд 14.

Работа в паре по составленному плану

-Какое же значение приобретают глаголы если их употребить с частицей НЕ?

-Итак, какой же вывод вы сделали из своих наблюдений?

Слайд 15. Не с глаголами пишется отдельно.

Давайте сравним наш вывод с информацией (сведеньями о языке) «Мудрой совы» в ваших учебниках. Прочтите правило на с. 78.Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

Слайд 16. Какую новую информацию вы получили из правила? НЕ – является частицей.

Да действительно глаголы с не пишутся раздельно, не – это частица, не является служебной частью речи. А что такое служебная часть речи и чему она служит, вы узнаете на следующих уроках.

Слайд 17.

Выполним упр. 136 на с. 78. Покажите пальчиком, то упражнение, которое будем выполнять.

Что необходимо сделать в этом упражнении.

1) Нельзя хвалить самого себя, пока не оценит кто-то другой.
2) Если собаку не трогать, то и она не тронет.
3) Не болтай попросту, а дело делай.

Найдите глаголы с частицей не назовите их. Как будем писать не с глаголами?

Спишите одну из пословиц на выбор, обратите внимание на правописание выделенных орфограмм подчеркните раздельное написание не с глаголами.

Возвратимся к нашей пословице.

Слайд 18.

Хозяин не ведал, что гость не обедал.

Объясните правописание орфограммы, которую мы с вами не доработали.

Запишите пословицу себе в тетрадь, подчеркните раздельное написание частицы НЕ с глаголом.

Выполняют предложенные действия

Рассуждают, доказывают

Отвечают на вопрос учителя, работают в паре

Формулируют вывод

Выполняют упражнение

Списывают пословицу

Умения отвечать на вопросы.

Умение анализировать, делать выводы.

Умение делать обобщения, анализировать

Умение анализировать, выражать свои мысли, чувства

Умение делать обобщения, анализировать

Умение применять ЗУН

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Организовывать учебное взаимодействие друг с  другом, слушать товарища, пытаться принимать другую точку зрения.

8.Рефлексия(2 мин)

  1. С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке?
  2. Что такое НЕ? Какой частью речи является?
  3. Как пишется частица НЕ с глаголами?
  4. С каким словарным словом мы познакомились?
  5. Кто гостил у нас на уроке?

Слайд 19. Карлсону очень понравилось у нас на уроке, он благодарит вас за угощение.

И разрешает вам выполнить дом.задание на выбор у вас на столах лежат листы голубого цвета в которых 3 вида домашнего задания, выберите то которое вам больше всего понравилось. Слайд20

Спасибо вам ребята за урок, вы были активны, любознательны, показали себя настоящими знатоками русского языка. Мне очень понравилось с вами работать, а понравился ли вам урок, все ли вам было понятно, мы сейчас узнаем.

Оценим свою работу с помощью смайликов. Если вам все понятно нарисуйте смайлик жёлтого цвета, если было понятно, но у вас есть затруднения – смайлик зелёного цвета, ну а если вам ничего не понятно из изученного на уроке выберите красный смайлик. Слайд 21.

Ребята, а что же Карлсон… (фрагмент Карлсон улетел, но обещал вернуться) Слайд 22.

Подводят итоги урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение анализировать свою работу.

9.Д/з

  • Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать.
  • Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ
  • Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.

Записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Методическая разработка и презентация урока русского языка во втором классе "Употребление заглавной буквы"

Разработку урока сопровождает яркая презентация. Много игровых моментов....

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...

Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"

Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса  "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе С(к)ОШ VIII вида по теме "Шипящие согласные" ("В гостях у Дяди Фёдора")

Вместе с Дядей Фёдором и его друзьями ребята познакомятся  с понятием «шипящие звуки». В течение урока школьники анализируют слова по звуковому и буквенному составу, учатся  находить шипящие...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...

Конспект и презентация урока русского языка в 1 классе на тему «Письмо изученных букв, слогов. Письмо предложений.» (с использованием здоровьесберегающей технологии)

Цель урока: закрепление умения писать буквы, слоги, слова и предложения.Задачи:1. Образовательные:- Продолжить формировать умение писать буквы, слоги, слова и предложения.- Совершенствовать навыки зву...