Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока с презентауцией и приложением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochka.docx | 12.03 КБ |
russkiy_yazyk_chasti_rechi_4_klass.pptx | 2.87 МБ |
samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi_4_klass.docx | 48.63 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4b_klasse.docx | 14.66 КБ |
shema_k_uroku.docx | 13.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Распределите слова на две группы
Розы, и, к, играть, без, весело, но, красивый, на, они, а, жёлтый, у, солнце, по, писать.
самостоятельные служебные
части речи части речи
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Распределите слова на две группы
Розы, и, к, играть, без, весело, но, красивый, на, они, а, жёлтый, у, солнце, по, писать.
самостоятельные служебные
части речи части речи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение Правописание слов с Ъ и Ь Ъ Ь После приставок, перед гласными е, ё, ю , я (подъезд, объявление) 1.Разделительный в корне слова (обезьяна, колье, ружьё) 2.Показатель мягкости (конь, пень, маленький) 3.Показатель женского рода (ночь, дочь, молодёжь)
Проверка домашнего задания Сер ь ёзный разговор, железнодорожный раз ъ езд, с ъ едобный гриб, необ ъ ятные просторы, птич ь и следы, вз ъ ерошенный воробей, об ъ явление об экскурсии, забавная обез ь янка, дружная сем ь я, под ъ ёмный кран, с ъ ёмка фильма, с ъ ёжился от холода, вкусное варен ь е, в ъ ехал в гору.
Словарь
Взаимопроверка Словарь: а вто́бус , м а ши́на , тр а мва́й , тр олл е́йбус , м е тро́, п асса жи́р , тра́кт о р , к о мба́йн , к о ра́бль , с а м о лёт, в е рт о лёт, р а ке́та .
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Цели урока: • Мы вспомним… • Мы узнаем… • Мы будем упражняться …
Распределите слова на две группы самостоятельные служебные части речи части речи Розы, и, к, играть, без, весело, но, красивый, на, они, а, жёлтый, у, солнце, по, писать.
самостоятельные служебные розы и играть к весело без красивый но они на жёлтый а солнце у писать по
Физкультминутка
Рефлексия На уроке было комфортно и всё понятно На уроке немного затруднялся, не всё понятно На уроке было трудно, ничего не понял
Домашнее задание Упр. 114, словарь на тему «Транспорт»
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и слу- жебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; рассказывать о частях речи по таблице и схеме |
Метапредметные УУД | Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки – пожелание удачной работы на уроке | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) | Принимать |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (упр. 108). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 108. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс- |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. - Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. – Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. | Выполняют чистописание. Весна красна цветами, осень – плодами, а зима – снегами. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. Картинный словарь на тему «Транспорт» | Записывают словарные слова в тетрадь. Обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют. Словарь: автобус, машина, трамвай, троллейбус, метро, трактор, комбайн, корабль, самолёт, вертолёт, ракета, пассажир. | казанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
III. Введение в тему. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Рассказывает дидактическую сказку. – В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это очень благодарны. | Проводят наблюдения на материале связных текстов. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
V. Объяснение нового материала. Работа с электронным приложением. Работа с учебником. VI. Первичное закрепление знаний. Работа с презентацией. (Работа в парах) Физкультминутка | Организует работу с электронным приложением. Организует работу с учебником. Задаёт вопросы, комментирует ответы. - Прочитайте правило. - На какие две группы делятся части речи? - Назовите самостоятельные части речи. - Назовите служебные части речи. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Подумайте, почему их разделили именно так? - Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? - Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? - Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи? Организует работу с презентацией - Разделите слова на самостоятельные и служебные части речи. Организует показ физкультминутки | Прослушивают данную информацию, анализируют, устанавливают закономерности, делают выводы. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Отвечают на вопросы и делают выводы. Выводят языковые закономерности, лежащие в ос- нове изучаемого понятия или правила. Проводят наблюдения. Отвечают на вопросы и делают выводы. У самостоятельных частей речи есть лексическое значение, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет. Самостоятельные частей речи преимущественно изменяются (у наречий и слов категории состояния это степени сравнения); служебные части речи не изменяются. Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения. Делят слова на две группы.
Выполняют упражнения. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Осуществлять контроль по результату |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VII. Дальнейшая работа | |||
Работа по учебнику (Упр. 111) Работа по учебнику (Упр. 112) | – Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.) – Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является. – Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении? Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте загадку. Какие слова пропущены? (Союзы и предлоги.) – Какую роль выполняют предлоги в русском языке? – Какую роль выполняют союзы? – Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке. | Списывают отрывок из сказки А. С. Пушкина. Указывают части речи. Объясняют значение устаревших слов. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают загадку, вставляя пропущенные предлоги и союзы. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «дуб». | Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
VIII. Обобщение. Работа с учебником. Составление схемы. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Пользуясь правилом в учебнике на с. 67, заполните схему «Части речи». Приведите свои примеры данных частей речи. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Составляют схему «Части речи». | Понимать точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
IХ. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что узнали на уроке, чему новому учились? – Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи? – Какие виды работ мы выполнили на уроке? – Кто был активен на протяжении всего урока? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. – Узнали, в чем существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных: они не имеют обобщенного грамматического значения, морфологических признаков, самостоятельной синтаксической роли. Научились находить в тексте служебные части речи и определять их функции. – Самостоятельные части речи имеют обобщенное грамматическое значение, служебные части речи не имеют обобщенного грамматического значения; самостоятельные части речи имеют морфологические признаки, служебные части речи не имеют морфологических признаков; самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения, служебные части речи не могут быть членами предложения, они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения. Получают изображение солнышка и дорисовывают улыбку: радостную или грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу! | |||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить упражнение 114 в учебнике, словарь на тему «Транспорт» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по русскому языку в 4б классе.
Учитель: Лаврищева Оксана Валерьевна
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи»
Тип урока: освоение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Методы: проблемный, наглядный, частично-поисковый
Формы: фронтальный опрос, групповая работа, работа в парах.
Технологии: ИКТ, элементы проблемного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику, схемы, карточки для работы в парах.
Исходя из цели урока был спланирован тип урока, который определил его структуру.
Этапы урока:
- Организация начала урока.
- Актуализация знаний.
- Введение в тему.
- Формулирование темы и целей урока.
- Работа с новой информацией.
- Первичное закрепление знаний.
- Обобщение. Составление схемы.
- Итог урока. Рефлексия.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности младших школьников и конкретные возможности учеников данного класса. Урок опирался на знания и умения детей, полученные ранее.
Организационный момент способствовал общей установке на урок, помог создать благоприятный эмоциональный настрой, нацелил на положительный результат.
На этапе актуализации знаний дети самостоятельно выполнили проверку домашнего задания, сверив свою работу с образцом на доске, что придало им уверенности в своих силах, дало возможность каждому индивидуально исправить свои ошибки. Данная работа способствует развитию навыков самоконтроля.
Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными проходила в виде картинного словаря. Данный вид деятельности создал ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечил участие в работе всех детей. Взаимопроверка способствовала развитию коммуникативных навыков общения.
На этапе введения в тему учитель рассказал детям грамматическую сказку. Это содействовало привитию интереса к русскому языку, помогло обучающимся, проанализировав информацию самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Дети произвольно строили речевые высказывания, аргументировали свои позиции.
При объяснении нового материала учитель задействовал электронное приложение к учебнику, что активизировало внимание ребят. Новая информация не давалась детям в готовом виде. Учитель задавал наводящие вопросы, которые создавали для ребят условия поиска, заставляли проанализировать информацию и установить причинно-следственные связи.
Этап первичного закрепления включал задание – распределить слова по группам, выполняя его, дети упражнялись в умении анализировать объекты, выделять существенные признаки, классифицировать.
При выполнении дидактических упражнений ученики, обобщили способы действий по правилу, научились применять его на практике. Использовались разные виды работ (комментированное письмо, самостоятельная работа, работа в парах). Составление опорной схемы помогло детям систематизировать полученные на уроке знания.
При подведении итогов была организована дискуссия, выслушивались мнения каждого ученика. Ребята учились строить монологические высказывания, слушать собеседника, что способствовало формированию коммуникативных УУД. На этапе рефлексии дети изобразили своё настроение и отношение к проведённой работе в виде улыбающегося смайлика.
Здоровьесберегающий аспект был реализован сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий, хорошей психологической атмосферой на всех этапах урока.
Дети работали увлеченно, с интересом, давали полные ответы. Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательной. Урок цели достиг.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...