Виды контроля результатов обучения по русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Тарасова Ирина Валентиновна

Учебно-методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_proverochnyh_rabot_po_russkomu_yazyku.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Виды контроля результатов обучения по русскому языку.

Традиционно письменными контрольными и проверочными работами по русскому языку являются следующие виды работ:

по правописанию:

- контрольный диктант;

- списывание с доски (с учебника) и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без знаков препинания, предложений со словами, данными в начальной форме;

- составление предложений на заданную тему;

- изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа;

- словарный диктант и другие.

по грамматике:

- письменный грамматический разбор;

- разбор по схеме части предложения или части слова;

- подчеркивание условными черточками или линиями гласных и согласных, членов предложения;

- указание частей речи;

- показ на схеме связи между словами в предложении;

- постановка знаков ударения и другие.

В начальной школе проверка знаний по грамматике и проверка навыков правописания обычно объединяются. Учащиеся пишут диктант, а потом выполняют различные задания (грамматические, словообразовательные, лексические, орфографические).

В связи с введением ВПР по русскому языку в начальной школе тематический и итоговый контроль проводят в виде теста или контрольной работы.

Условия успешного проведения контрольных работ.

1. Контрольные работы по русскому языку необходимо проводить по истечении некоторого времени после окончания изучения какой-либо темы. У учащихся должны сформироваться определенные навыки по правописанию, в крайнем случае контрольную работу желательно перенести на более позднее время.

2. В контрольную работу должны быть включены не только случаи правописания, которые изучались на недавно проведенных уроках, но и ранее изученные.

3. Насыщенность диктанта должна быть средней; следует давать 2-6 слов на только что изученное правило и по возможности не менее 2 на ранее изученные правила.

4. Вопросы и задачи следует формулировать так, чтобы ответы на них обнаруживали степень понимания и усвоения изученного.

5. Знание методики проведения контрольных работ.

Диктант — важнейший способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. Это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух.

В качестве диктанта используются авторские или специально составленные связные тексты описательного характера. По тематике и использованной, лексике они должны быть близки и понятны учащимся младших классов. Предложения должны состоять из 2-8 слов с включением однородных членов предложения, быть просты по структуре, различны по цели высказывания. В тексте используются слова не только на изучаемую в данное время орфограмму, но и ранее изученный материал.

Методика проведения проверочного и контрольного диктантов.

Действия учителя

Действия учащихся

Название диктанта записано на доске. Учитель выразительно, медленно, четко читает весь текст, но не подсказывает орфограммы и пунктуационные знаки.

Учащиеся внимательно слушают и вникают в содержание, стараются услышать слова с трудными орфограммами («опасные» места).

Учитель задает вопросы на понимание содержания текста.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Каждое предложение следует читать 3 раза.

1. Чтение предложения целиком.

Учащиеся внимательно слушают.

2. Чтение предложения частями.

Учащиеся записывают предложение.

3. Чтение предложения целиком.

Учащиеся проверяют написанное.

Выразительное чтение текста учителем ещё раз.

Учащиеся проверяют текст:

не пропущены ли слова;

все ли знаки препинания поставлены,

нет ли лишних и т. д.

Буквенные диктанты, диктанты слияний, словарные диктанты, диктанты по словосочетаниям, диктанты по предложениям проводятся в качестве текущих проверочных работ. Буквенные диктанты и диктанты слияний вводят с самого начала обучения грамоте.

Словарный диктант — один из основных видов диктанта, который способствует быстрой проверке знаний и навыков учащихся. Содержание словарных диктантов составляют слова на изученные орфограммы или слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса).

Объем словарных диктантов:

• 1-й класс — от 7 до 8 слов;

• 2-й класс — от 10 до 12 слов;

• 3-й класс — от 12 до 15 слов;

• 4-й класс — до 20 слов.

Выборочный диктант — это диктант, который позволяет за короткое время отработать и закрепить правописание слов или словосочетаний на изученные правила. Он ценен тем, что исключает возможность механической записи, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, способствует согласованности действий при работе в коллективе.

Во время чтения текста по предложениям учащиеся по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию слова, словосочетания или части текста. Обычно дается образец выполнения записи.

Диктант может быть осложнен дополнительными заданиями по грамматике.

Комментированный диктант — это диктант, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письмам Обучение детей комментированному письму начинается на уроках грамоты.

Объяснительный диктант — это диктант, который включает доказательства написания орфограммы после записи предложения или текста, что способствует развитию самостоятельной деятельности при усвоении учебного материала. В ходе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, а после контролируют правильность выполнения работы. Данный диктант представляет своего рода коллективную проверку написанного. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного. Он развивает внимание учащихся к орфограммам.

Учитель диктует текст по предложениям, учащиеся самостоятельно записывает предложение, а потом дают по заданию учителя краткое объяснение.

Предупредительный диктант — это один из видов диктантов, помогающий закрепить орфографический навык и повторить изученные правила. В школьной практике предупредительные диктанты используют непосредственно после изучения той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся. Различают предупредительные диктанты со зрительной и слуховой подготовкой.

Творческий диктант является подготовительным этапом к сочинению. Используя данные слова или словосочетания, дети самостоятельно создают текст. Учащимся предлагается изменить грамматические формы слов, дополнить (распространить) предложение только второстепенными членами предложений, подходящими по смыслу словами, исключить лишние слова, заменить их другими, более удачными, продолжить текст по данному началу или закончить рассказ. Творческий диктант развивает не только речь младших школьников, но и мышление, воображение, обогащает словарный запас учащихся.

Творческий диктант является одним из основных видов работы по развитию связной речи учащихся.

Свободный диктант — это диктант, который способствует совершенствованию речевых навыков учащихся, развивает умение выделять главное в содержании, расширяет объем внимания. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащихся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменения структуры предложения.

Обязательным условием проведения свободных диктантов должно быть использование изучаемых грамматических категорий. Подбираются только связные тексты, которые должны быть понятны и интересны детям, с легко запоминающимся сюжетом. Работы этого типа способствуют развитию письменной речи, грамотному письму, выработке навыка запоминания диктуемого. У учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

         Списывание — один из основных способов проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся, который проверяет:

• умение списывать с рукописного текста;

• умение обнаруживать орфограммы;

• умение находить границы предложений;

• умение устанавливать части текста;

• умение выписывать ту или иную часть текста.

Списывание способствует формированию орфографической зоркости учащихся, развивает умения видеть и запоминать слова, части предложений или все предложение. Для данной проверки предлагаются слова, отдельные предложения, а также авторские или специально составленные связные тексты повествовательного или описательного характера.

Списывание может быть осложнено дополнительными грамматическими заданиями.

Виды списывания:

- текстуальное (дословное)

- выборочное

- осложненное разного рода заданиями

Текстуальное (дословное) списывание необходимо в начальный период обучения письму, когда учащиеся нуждаются в поддержке зрения. При этом считается обязательным произнесение слов, запоминание их зрительного образа.

Списывание с заданием — усложненный вариант текстуального списывания. Чаще всего дается текст, в котором пропущены знаки препинания или буквы на определенные виды орфограмм. Учащимся предлагается дописать в тексте слова, которые тут же даются в разделе для справок. Списывание может содержать дополнительные задания, связанные с текстом: подчеркивание буквы или сочетаний букв, определение части речи или ее форм (падежа, лица, числа, рода, времени), запись проверочных слов и т. д.

Выборочное списывание — один из видов списывания, в котором предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, соответствующего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прочтения (прослушивания) и разбора рассказы большего объема, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста. Задание исключает возможность механической записи, требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при выполнении работы, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. При выборочном выписывании дети слушают и разбирают весь рассказ, затем получают конкретное задание, что именно выписывать.

        Проверочная работа — один из важнейших видов проверки орфографических и пунктуационных умении и навыков учащихся, с помощью которых проверяются умения различать, сравнивать, приводить примеры, решать практические задачи в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся по грамматике и правописанию на конец изучения определенной темы (учебной четверти, учебного года).

Обычно проверочная работа состоит из теоретической и практической частей, содержит 5-10 заданий различных видов:

• выбор ответа;

• свободный ответ;

• задания на поиск ошибки;

• задания, представленные в графической форме, и др. Учащиеся получают заранее подготовленные листы. Прочитав задание, дети уясняют его и выполняют на листе.

Для более успешного выполнения работы учителю необходимо четко пояснить каждое задание, обратить внимание детей на особенности их выполнения. При этом следует особо подчеркнуть, что если ученик не может выполнять задание, то нужно пропустить его и выполнять следующее. После выполнения всех заданий, доступных школьнику, можно вернуться к тем, которые пока не сделаны.

        Тестирование — один из видов проверки знаний и умений учащихся, который направлен на выявление степени усвоения изученного материала. Оно содержит обобщенный материал по основным изученным темам, требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Отличие тестирования от других видов контроля — полная самостоятельность учащихся.

Необходимое условие для проведения тестирования — наличие у каждого ученика листа с заданиями. Учитель дает краткую и четкую инструкцию, обращая внимание детей:

• на количество заданий;

• на необходимость распределения времени выполнения данных заданий;

• на время выполнения всей работы;

• на особенности выполнения заданий всех типов.

Наиболее распространенный вид тестового задания — выбор из нескольких вариантов правильного ответа. Учитель должен пояснить учащимся, что задания, которые вызывают затруднения, можно пропустить и вернуться к ним позже, после выполнения других заданий.

Перечень обязательных работ по русскому языку.
1 класс.

Проверочные работы:

1. Списывание «Ударные и безударные гласные звуки».

2. Проверочный диктант по теме «Сочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу».

Контрольные работы:

Итоговая административная контрольная работа.

2 класс.

Контрольные работы:

- входная

- текущие и тематические:

Речь. Звуки и буквы.

Слово. Предложение. Текст.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.

Части речи.

Родственные (однокоренные слова).

Безударные гласные и парные согласные в корне.

- итоговые (1, 2 триместр, I полугодие и в конце года).

3 класс.

Контрольные работы:

- входная

- текущие и тематические:

Состав слова.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Части речи. Имя Существительное.

Части речи. Имя прилагательное.

Части речи. Глагол.

- итоговые (1, 2 триместр, I полугодие и в конце года).

4 класс.

Контрольные работы:

- входная

- текущие и тематические:

Однородные члены предложения.

Три склонения имен существительных. Правописание окончаний имен существительных.

Множественное число имен существительных.

Склонение имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных и имен существительных.

Глагол. I и II спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Части речи.

     - итоговые (1, 2 триместр, I полугодие и в конце года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля результатов обучения.

Современная школа большей частью призвана формировать интеллектуальную сторону школьника. Поэтому, в первую очередь, диагностируется качество образования учащихся. Оценивание и контроль знаний учащихс...

Современные средства контроля результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области «Иностранный язык»

·        Специфика контроля знаний, умений, навыков по предмету «Иностранный язык». Основные объекты контроля знаний, умений, навыков по иностранным языкам.·...

Виды контроля результатов обучения.

Контроль- неотъемлемая часть учебного процесса. В работе рассмотрены и охарактеризованы основные виды контроля....

Контроль результатов обучения

Виды контроля результатов обучения из опыта работы...

"Методы и формы организации контроля результатов обучения в начальной школе"

В данном разделе я хоту познакомить Вас с различными формами контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, которые рекомендованы Министерством образования России и которые используют учите...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Контроль и оценка результатов обучения по русскому языку в начальной школе

В методической разработке содержатся нормативы оценивания основных видов контрольных и  проверочных работ по русскому языку в начальной школе. Разработка составлена на основании  письма...