Урок русского языка по теме " Части речи. Глагол."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа". Цели: закрепить умение различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, умение в формулировке алгоритма и схемы для определения спряжения, умение спрягать глаголы с ударными и безударными окончаниями, развивать связную речь обучающихся при устных ответах в работе с предложениями, фразеологическими оборотами, пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Части речи. Глагол.
Цель:- закреплять умение различать окончания глаголов I и II спряжения;
-закреплять умение в формулировке алгоритма и схемы для определения спряжения;
-закреплять умение спрягать глаголы с ударными и безударными окончаниями;
-развивать связную речь обучающихся при устных ответах, в работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память.
Личностные УУД
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей;
-соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.
Регулятивные УУД
-управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля;
-оценка успешности усвоения;
-самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Познавательные УУД
-исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование;
-осмысление текстов, заданий;
-умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста.
Коммуникативные УУД
-умение слышать, слушать и понимать партнёра;
-планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя;
-умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Технологии:
-информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);
-исследовательские и проектные методы в обучении;
-технология обучения в сотрудничестве;
-технологии разноуровневой дифференциации;
-технология развивающего обучения.
Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах, группах.
Применение оборудования и инструментария: компьютер, корзина, карточки(кластер), карточки для работы в группе, толковые словари, , презентация, памятка « синквейн», карточки с алгоритмом, конверты, маркеры.
Пособия: учебник «Русский язык» 4 класс М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, рабочая тетрадь.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
- Организационный момент. Этап мотивации
Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Продолжите фразу:
Для чего нужно изучать русский язык?
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)
Приветствие, оформление тетрадей .
2. Актуализация знаний. Определение целей урока.
1. Сценка- миниатюра
- Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду - все в действие придет.
Учитель: -О какой части речи идёт речь? Как вы догадались?
- Может кто-то сформулирует тему урока? ( слайд 1)
2.- Давайте теперь сформулируем цель нашего урока.
Не забывайте, что цель должна быть такой , чтобы вам захотелось достичь этой цели. (Вспомнить всё, что мы знаем о глаголе, о спряжении глагола; составить и отработать алгоритм правописания личных окончаний глаголов.)
3.Проблемный вопрос: Почему глагол называют «необыкновенной и движущей» частью речи?
Выбор руководителей групп, экспертов
4. Включение в систему знаний и повторения.
1.Чистописание:
Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица, в которой скрывается и главный герой нашего урока.
Кто много видит и слышит, тот много знает. ( Запись на доске)
-Как вы её понимаете? Что можете сказать о глаголах видит, слышит?
- Открываем тетради, записываем : Одиннадцатое января. Классная работа.
-Назовите все орфограммы, которые вы увидели в числа . Обратите внимание на правильное соединение букв , высоту и ширину. Красиво запишите пословицу в тетради. Следим за посадкой при письме.
( повторение правила о глаголах-исключения)
2. Словарная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.
От имён существительных образуйте глаголы неопределённой формы. Запишите только глаголы.
Обед-обедать, мороз-морозить, завтрак-завтракать, беседа-беседовать, адрес-адресовать, ужин-ужинать, победа- победить , праздник-праздновать, работа- работать.
- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» : ответ без ошибок-5, одна ошибка-4, две ошибки-3.
-Нам сегодня придётся на уроке много работать. Что вы можете сказать о глаголе праздновать?
3.Приём «Корзина идей»:
-Что называется глаголом? Итак, расскажите , пожалуйста, все, что вам известно о глаголе.
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) (Слайд № 2)
Вопросы:
1. На какие вопросы может отвечать глагол?
2. Что обозначает глагол как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
4. Как он изменяется?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
4.Работа с толковым словарём, выход в интернет .
«Термин глагол – это перевод латинского слова, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать, то есть говорить много. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...») Внимание на экран: глаголить разглагольствовать
-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Где мы можем узнать значение этих слов?( в Толковом словаре) ( слайд № 3) Глаголить – говорить.
(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи). В.Даль
Разглагольствовать - говорить многословно, бессодержательно.
- Что объединяет эти слова? Чем они отличаются?
5. Физминутка для глаз ( Тренажёр В.Ф. Базарного)
6. « Мозговой штурм»
-Какое время года за окном? Скажите, какую ассоциацию у вас вызывает слово « зима»?
( Сказка, очарование, красота, снег, праздник…..)
-Вы назвали много ассоциаций. Молодцы! Подберите глаголы к слову зима.
7.Работа в группах . Составление кластера « Орфограммы глагола»
Повторение правила работы в группе. Внимательно читайте инструкцию к заданию. Составление кластера по теме: Орфограммы глаголов»
Учитель: Чтобы связать в логическую цепочку все ваши мнения, мы попробуем составить кластер( Кластер-это « пучок, созвездие, гроздья)
В классе 6 групп по 4 человека. Ученики из каждой группы берут конверт с разным уровнем сложности. По окончанию работы нужно составить кластер по теме
« Орфограммы глаголов»
1 группа. Раскройте скобки. Запишите слова в два столбика. ( 1 и 2 спряжение). Какая орфограмма глагола встретилась?
(не)бывает, (не)хочет, (не)принесёт, (не)прибежит, (не)выучил, (не)останется, (не)заговорит, (не)нарисует, (не)плакать.
2 группа. Запишите глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Что можете сказать о глаголах бежать, хотеть? (разноспрягаемые) А глагол печь? (сущ., глагол) Какая орфограмма глагола встретилась?
Сверкать, бежать, хотеть, гнать, держать, знать, брить, дышать, печь, помнить.
3 группа. Вставьте пропущенные буквы. Спиши. Объясните орфограммы. Какая орфограмма глагола встретилась?
Наступил… ясн.. утро. Со…нце ярко сиял… в голубом неб.. . Лучи его играл… на речк…, на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на трав…, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина. Только весело щебетал… ласточка.
4 группа. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите только глаголы. Объясните смысл пословицы. Какая орфограмма глагола встретилась?
Береч…,товарищ…,отреж…,вериш…,леч…,камыш…,открываш…,напишеш…,
леч...,жеч…, прибежиш…,потеряеш…,печ…
За двумя зайцами погониш…ся, ни одного не поймаеш…
5 группа . Найди и спиши слова, в которых допущены ошибки. Какая орфограмма глагола встретилась?
Умница, близица, нездоровица, красавица, куница, останеца, кружица, девица, дивица, одеваеца, прячеца, садица, курица, боица, лестница. 6 группа
6 группа.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в 2 столбика ( 1 и 2 спряжение).
говор…т, стро…л,крич…ть, брос…т, начн…т, упад…шь , слыш…т, вид…т, закрыва…т, суш…шь, топч…т, сто…т, заплач…шь, подежур…м, помога…т,охраня…т
- Вспомним особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются общим правилам спряжения, глаголы-исключения. Что о них вы можете сказать ?
Проверка работы групп ( слайд 3). Составление кластера ( на доске).
8.Работа по учебнику ( самостоятельная работа)
- Открываем учебники.( с. 24 Упр. 18). Внимательно читаем инструкцию к заданию.
Инструкция: Выписать из текста по одному глаголу прошедшего времени в таких формах:
- ед.ч. м.р. 2) ед.ч. ж.р. 3) ед.ч. ср.р. 4) мн.ч.
Выдели окончания и суффикс прошедшего времени.
Гремел гром, и шёл дождь, и сквозь дождь лучило солнце, и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распустилась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели.
9.Подведение итогов. Самооценка. Слово экспертам.
- Над какой темой работали на уроке? Вернёмся к проблеме, которая звучала в начале урока. Что вы можете сказать? Был ли вам полезен урок? Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? ( слово экспертам)
10. Рефлексия.
Оцените свои ощущения после данного урока, используя фразеологические обороты: светлая голова, ловить ворон, каша в голове.
11 января отмечается ДЕНЬ СПАСИБО. Я хочу всем вам сказать большое спасибо за работу на уроке.
Составление синквейна « Урок»
11. Домашнее задание. Творческая работа.
Составить синквейн на тему « Зима», сделать морфологический разбор глагола, который использовали в синквейне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-208298-1361375578.jpg)
Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе
Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-350924-1385800178.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)
Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-140816-1556102844.jpg)
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-557000-1420285644.jpg)
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 класс
План - конспект урока по русскому языку на тему: "Часть речи- ГЛАГОЛ", 2 классТема: Понятие о глаголе, как части речиЦель: Познакомить учеников с новой частью речи – глаголом.Задачи:1....