Алфавит. Звуки в словах.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Гласные и согласные звуки
ТЕМА: Звуки в словах.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
дети научатся свободно высказывать свои мысли;
научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;
познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;
научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;
научатся правильно выполнять слогоделение слова;
познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;
научатся составлять схемы слов, состоящих из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.
Оборудование: иллюстрации: мотоцикл, кошка, мальчик, бегемот, рак, сом, кит, сыр,мэр, схема слогов.
ХОД УРОКА
ӏ. Организация класса.
Актуализация знаний
— С какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Нас окружает множество звуков: скрип, шорох, шелест, всё имеет свои звуки.)
- Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
2. Мотивация учебной деятельности
— Рассмотрите и назовите предметы.
- Какие звуки вы слышите, называя картинки на доске? Мотоцикл: Р-р-р! Кошка: Мяу! Мальчик: Ах!
3. Работа по теме урока
— Я назову вам звук, а вы придумайте картинку, на которой предмет может издавать этот звук. Поочередно учитель называет [а], [у], [о], [и], [ы], [э].
— Поможем каждому герою произносить эти звуки. Как они произносятся?
- Прослушайте про них стихотворение.
-Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
- Споём песенку «В лесу родилась ёлочка» на [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
- Звуки, которые произносятся легко, свободно, с помощью голоса, называются... (Гласными звуками. Эти звуки легко тянутся, поются.)
- А теперь послушайте стихотворение Н.М. Бетеньковой о звуках и постарайтесь его запомнить.
А, О, У, Э, Ы, И. (Дети произносят звуки напевно.)
Звуки гласные мои. (Разводят руки и прижимают к груди.)
Их не трудно перечесть. (Считают пальчики на руках.)
Гласных звуков ровно шесть. (Показывают шесть пальцев.)
- Мы будем петь эту песенку и запомним 6 гласных звуков.
- В слове ум первый звук [у] — гласный. Второй звук — [м]. Будет ли он гласным? (Нет. Этот звук произносится с голосом, но с препятствиями, трудностями. Он согласный.)
- Я называю слова, вы хлопаете тогда, когда слышите слово, начинающееся с гласного звука: аист, машина, ирис, урок, кукла, Оля, эхо, шишка.
*Далее следует игра-наоборот. Дети хлопают только тогда, когда слово начинается с согласного звука: утро, кино, фонарик, астра, игры, щенок, носорог.
— Чтобы гласные и согласные звуки не путались, мы будем в схемах использовать красный квадратик вместо гласного звука. Произнесите слово урок. Разделите его на слоги. (У-рок.)
Расскажите о первом слоге. Что можно рассказать о втором слоге? (Это слог -рок. В нём три звука: [р-о-к].) Выкладываем карточки звуков: [р] — согласный звук — белый квадратик; [о] — гласный звук — красный квадратик; [к] — согласный звук — белый квадратик.)
- Прочитайте слово урок по схеме. Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога. Какой слог ударный? На какой звук падает ударение? (На второй слог, на гласный звук [о].)
- Какой гласный звук безударный? (В 1 слоге, звук [у].)
- Что мы узнали про гласные звуки? (Гласные звуки в слове могут быть ударные и безударные. Ударение всегда падает только на гласный звук.)
Аналогично проводится работа со словом школа.
— На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.) Вспомните стихотворение о гласных звуках. Сколько гласных звуков мы знаем? (6 гласных звуков.)
- Рассмотрите картинки: рак, сом, жук, сыр, кит, мэр. Поднимите красную карточку, чётко назовите гласный звук в каждом слове.
- Гласные звуки поются, тянутся, произносятся свободно, открыто. Сколько гласных звуков мы выделили из слов? (Шесть звуков.)
- Какие ещё звуки есть в русской речи? (Согласные звуки.)
- Откроем с. 15 учебника. Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и присядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет беседовать. Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло над нами свои добрые ветви?
- Послушайте и отгадайте загадку: «Стоит над водою трясёт бородою». Что это? (Ива.)
- Выполните звуковой анализ слова и-вa.
- Какой слог первый? Второй?
- Сколько звуков в первом слоге? Какой это звук? Произнесите его. (Это гласный звук[и].)
- Составьте схему, обозначающую этот звук. (Дети поднимают вверх красный квадратик.)
- Из каких звуков состоит второй слог? Произнесите его медленно, чтобы чётко были слышны все звуки.
Дети один за другим или хором произносят слог -ва.
— Из каких звуков он состоит? (Из согласного звука [в] и гласного звука [а].)
- Эти два звука, согласный и гласный, сливаются при произношении. Слог -ва произносится на одном дыхании, два звука произносятся друг за другом, как бы сливаясь вместе. Такое звучание называется слиянием, например па, ши, но, лу. - Обозначать слияние согласного с гласным будем так: . Составим схему слова ива
- Теперь отправимся дальше. Мы не можем перейти на другую сторону реки, пока не выложим схему очень нужного слова.
- Отгадайте загадку: «Я на том берегу и на этом берегу. Через речку перебраться я тебе помогу». Что это? (Мост.)
- Произнесите слово. Сколько в нём слогов? (Первый звук [м] — со-гласный звук — положим белый квадратик.)
- Второй звук? Третий? Назовите последний звук. Сливаются ли звуки в этом слове? (Да.)
- Как мы обозначим слог-слияние?
Дети заменяют два квадратика на единую карточку слога-слияния.
— А что происходит со звуками [с] и [т]? (Они просто присоединяются к слогу-слиянию.) Они примыкают к слогу-слиянию.
- Давайте перейдём по мостику на другой берег и тихонечко подойдём к деду Макару. - Произнесите имя деда: Ma-кар. Составьте схему этого слова.
Дети самостоятельно составляют схему слова Макар.
— Назовите первый слог. Какую схему вы взяли для этого слога? (Слог-слияние, согласный [м] и гласный [а].)
Аналогично проходит работа со вторым слогом. Далее выполняются упражнения для закрепления схем со слогами-слияниями и звуками-примыканиями.
— Какую рыбу поймает сейчас дед Макар? Эта рыба — гроза для всех маленьких речных рыбёшек? (Щука.)
- Произнесите слово. Выполните звуковой анализ слова. Составьте схему слова щука. - Объясните, почему именно так составили схему. (Получилась схема из двух слогов-слияний.)
- Кто это так шумно плюхнулся в воду? Кто так захлопал крыльями и закричал? Кто распугал всю рыбу деду Макару? Послушайте загадку и узнаете, кто повстречался нам на пути: «Длинная шея, красные лапки. Щиплет за пятки, беги без оглядки». Кто это? (Это гуси.)
Послушайте чудесное стихотворение Н. Костарева.
Га-га-га! — гогочет гусь. — На гусят и на гусыню
Я семьёй своей горжусь! Всё гляжу — не нагляжусь.
— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусятки, гусята.)
- Произнесите любое слово по выбору и самостоятельно составьте звуковую схему.
- Как ещё называют птиц, которые хорошо умеют плавать? (Водоплавающие.)
— Давайте покинем речку и отправимся в уютный домик.
- Послушайте, кто это так громко и заливисто кричит, собирая своё семейство на покой?
- Отгадайте-ка загадку: «Сидел на заборе, пел да кричал. Все собрались, и он замолчал». Кто же это? (Это петух.)
- Как мы назовём эту группу птиц? (Это домашние птицы.)
- Назови всю семью петуха. (Куры, петух, цыплята.)
- Они очень хорошо умеют доставать червяков из земли, но что они совсем не умеют делать? (Плавать.)
- Вернёмся к картинке «Куры» (с. 14). Произнесите это слово по слогам.
- Выполните звуко-буквенный анализ слова. Прочитайте по схеме. Учитель ведёт указкой по звуковой схеме, дети чётко произносят все звуки.
— Каких ещё домашних птиц мы можем встретить во дворе? (Индюшек, уток, цыплят.)
- Прочтите: «Индюки сошлись у ивы: Ишь, как мы с тобой красивы!» Что же объединяет всех этих птиц? (Они домашние.)
- Какие птицы похожи на платочки в небе? (Голуби.)
- Это какие птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашние, так и дикие.)
- Во время войны голубей использовали для доставки почты. Почтовые голуби всегда возвращаются домой. Выполните звуко-буквенный анализ слова голуби.
- Чем интересно слово? (В нём 3 слога-слияния.)
- Рассмотрите страницу 15.
- О каких птицах мы ещё не рассказали? (Обо всех. Или: ос забыли.)
- А кто такие осы? (Насекомые. У насекомого 6 лапок.)
- Кого мы видим на первом плане картины? Чем они заняты?
- Составьте рассказ про детей.
- Придумайте им имена.
- Составьте схемы.
- Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.
- Но вот на деревню спускается вечер. Нам пора возвращаться в город. Нужно торопиться на станцию. По дороге Рома зацепился за куст... и его брюки украсила великолепная брошь. Отгадайте, что это за растение?
Читает ребёнок. Составляется схема слова.
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки.
(Репейник)
- Лариса быстро из огромного лопуха сделала себе на голову... (Шляпу.) Произнесите слово шляпа хором.
- Сима решила понюхать эти красивые синенькие цветочки-колючки, и вдруг девочка замахала руками и спряталась за наши спины ой-ой. Кто напугал девочку? (Оса.)
- Составьте схему к слову оса. Проверьте по учебнику.
- Дети смеются и говорят Симе: «Не зная броду, не суйся, Сима, в воду».
- Когда мы так говорим? Употребляйте эту пословицу в своей речи. Вот и закончилось наше замечательное путешествие!
4. Рефлексия учебной деятельности
— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи? Как мы произносим гласные звуки? Согласные звуки?
- Какие два звука образуют слог-слияние?
- Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние?
- Если за гласным звуком мы произносим согласный звук, будет ли это слог-слияние?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавит. Звуки и буквы.
Презентация предназначена для работы на уроке обучения грамоте УМК " Школа России"...
«Знакомство со звуками [к] , [к’], Играем со звуками и словами»
познакомить с новыми звуками [к] , [к’] , учить различать звуки [к] , [к’]; - развивать речь ,внимание, мышление, память, фонематический слу...
Английский. Алфавит a-h - слова и буквы
Данная презентация поможет быстро и с большим интересом выучить буквы и слова в школе....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятие «алфав...
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...
Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...