Урок русского языка "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" (основное понятие). Урок построен с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Наречие", 4 класс | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. Наречие. 4 класс
Павлова С. В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ лицей №2 г. Бугульмы
Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
- направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности;
- направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы;
- направленные на достижение предметных результатов обучения: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формируемые УУД:
- познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
- коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы работы: наглядный, диалог.
Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм»
Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, 4 класс.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
II. Повторение пройденного.
Вы рассказали стихотворение. Найдите в тексте известные вам части речи, назовите их.
Имя существительное: звонок, класс, парта, спинки, улыбочка, урок.
- Назовите морфологические признаки имен существительных.
- Угадайте слово по названным признакам:
имя существительное мужского рода, 2 склонения, единственного числа, в предложении стоит в именительном падеже. ( Звонок).
Глагол: прозвенел, зашли, встали, поздоровались, сели, вздохнем, начнем.
- Назовите морфологические признаки глагола.
- Назовите глаголы прошедшего времени.
- По какому признаку можно определить эти глаголы? ( По образующему суффиксу –л-).
- А что еще важного можно сказать про суффикс –л-?
(не входит в основу слова).
Предлог: для, в, у, с.
- В каких падежах используются эти предлоги?
( Для – Р.п.; в - В.п., П.п.; у – Р.п.; с – Р.п., Т.п.)
Союз: и.
- Какие еще союзы вы знаете? (А, но)
Местоимение: нас, все, мы, наш.
- Поставьте местоимения в начальную форму, определите их лицо и число.
- А какой изученной части речи не встретилось в стихотворении? (Имя прилагательное).
- Назовите морфологические признаки имени прилагательного.
- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным (веселый звонок, дружный класс, высокая парта, прямые спинки, добрая улыбочка, интересный урок).
- А какие слова в тексте остались, не вошли ни в одну из названных групп?
(Спокойно, красиво, учтиво, прямо).
III. Постановка учебной задачи.
- Задайте вопросы к данным словам (Как?)
- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как? (Нет)
- Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.
- А называется она…. – наречие (вывешивается табличка с названием темы, дети хором читают название темы урока).
- Значит, слово «спокойно» – это …. (хором – «наречия!», и т. д.)
- Верно, тема нашего урока: Наречие, как часть речи. Признаки наречия.
- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).
- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?
«Корзина идей»
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является?
- С чем связано в предложении?
- Можно ли обойтись без наречия?
- Как изменяется?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё получится, если будем работать сообща, дружно, внимательно.
IV. Поиск решения учебной задачи: «открытие нового знания»
- Для открытия нового знания выполним задание на карточках:
Задание: Прочитайте пословицы. Найдите в них выделенные слова, поставьте к ним вопросы. Запишите выделенные слова вместе с вопросами (работаем в парах):
1. Сначала думай, потом делай.
2. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
3. Рыбак рыбака видит издалека.
4. Скупой запирает крепко и потчует редко.
5. Далеко ехали, да скоро приехали.
- Проверим выполнения задания.
- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос как?
- А на какие еще вопросы отвечают наречия в данных предложениях?
(Когда? Откуда? Куда?)
- Давайте, ребята, составим кластер. (Работа в группах)
- Расскажите, что у вас получилось?
- А теперь посмотрим на обобщенную схему:
Что обозначают | На какие вопросы отвечает | Роль в предложении |
Признак действия | Как? Куда? Когда? Откуда? Где? Сколько? | Второстепенный член предложения, чаще всего является обстоятельством. |
- Итак, что же такое наречие?
Я немного расскажу вам из истории происхождения таких слов.
Писатель Максим Горький сказал о наречиях:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием» (это буквальный перевод).
-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?
(Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)
- Чтобы найти наречие – надо найди глагол и поставь от него вопрос.
Например, солгал (когда?) вчера; запирает (как?) крепко, видит (откуда?) издалека.
Физминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки вниз, на пояс, вверх –
Нам сопутствует успех!
Руки в стороны, вперед –
Нас еще работа ждет!
- Какие слова – наречия услышали?
- Назовите их ( Немножко, глубоко, вниз, вверх, вперед).
- Поставьте от глаголов вопросы к наречиям, запишите словосочетания.
- Проверим: отдохнем (сколько?) немножко; вздохнем (как?) глубоко.
«Мозговой штурм» (работа в парах). Работа по учебнику.
- А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия.
- Откройте учебники на стр.73, найдите упр.125:
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна… ( А.Блок)
- Измените по числам и по временам глагол журчит.
- А наречие звонко изменилось в данном словосочетании? (Нет)
- Итак, какой вывод мы сделаем? Прочитайте хором правило в учебнике:
«Наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания».
- Выполним упр.126 ( комплексная работа):
по вариантам – 1-3 предложения для 1 варианта, 4-6 для 2 варианта.
Списать предложения, выделяя наречия. К наречиям записать вопросы, подчеркнуть наречия как член предложения ( обстоятельство).
V. Закрепление изученного материала.
- Сейчас я прочитаю вам фразеологизмы, а вы запишите их одним словом — наречием:
Идти черепашьим шагом — (как? медленно)
Как из рога изобилия — (сколько? много)
Встать чуть свет —- (когда? рано)
На всех парусах —- (как? быстро)
Уснул как убитый — (как? крепко)
VI. Домашнее задание.
Правило - стр. 73-74, упр.129; словарь – наречия.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какое задание вам показалось самым легким?
- Самым трудным?
- Самым интересным?
- Как вы чувствовали себя на уроке? Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями
( хорошо, интересно, увлекательно, комфортно, трудно, легко,..)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Наречие" 4 класс
Презентация к уроку "открытия" нового знания, тема "Наречие" к любому УМК....
презентация к уроку русского языка"Наречие"
Презентация к уроку русского языка ОС"Школа2100" 3 класс...
урок русского языка "Наречие -неизменяемая часть речи"
Цель:- дать понятие о наречии как о части речи;- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении:- воспитывать у учащихся интерес к изучению ру...
Презентация к уроку русского языка "Наречие как часть речи"
"Наречие как часть речи", презентация...
Конспект урока русского языка "Наречие", 3 класс, УМК "Перспектива"
Конспект урока...
Урок русского языка "Наречие"
Основной целью начального этапа обучения является формирование понятия о наречии как о части речи. Однако предварительно, при изучении глагола, учитель должен организовать наблюдения обучающ...
Урок русского языка "Наречие"
Основной целью начального этапа обучения является формирование понятия о наречии как о части речи. Однако предварительно, при изучении глагола, учитель должен организовать наблюдения обучающ...