Урок русского языка "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Павлова Светлана Викторовна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" (основное понятие). Урок построен с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Наречие", 4 класс22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. Наречие. 4 класс

Павлова  С. В.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

МБОУ лицей №2 г. Бугульмы

Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Задачи:

- направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы;

- направленные на достижение предметных результатов обучения: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формируемые УУД: 

  • познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
  • коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
  • регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; 
  • личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.

Методы работы: наглядный, диалог.

Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм»

Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, 4 класс.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

II. Повторение пройденного.
Вы рассказали  стихотворение. Найдите в тексте известные вам части речи, назовите их.

Имя существительное: звонок, класс, парта, спинки, улыбочка, урок.

- Назовите морфологические признаки имен существительных.

- Угадайте слово по названным признакам:

имя существительное мужского рода, 2 склонения, единственного числа, в предложении стоит в именительном падеже. ( Звонок).

Глагол: прозвенел, зашли, встали, поздоровались, сели, вздохнем, начнем.

- Назовите морфологические признаки глагола.

- Назовите глаголы прошедшего времени.

- По какому признаку можно определить эти глаголы? ( По образующему суффиксу  –л-).

- А что еще важного можно сказать про суффикс –л-?

(не входит в основу слова).

Предлог: для, в, у, с.

- В каких падежах используются эти предлоги?

( Для – Р.п.;  в - В.п., П.п.; у – Р.п.; с – Р.п., Т.п.)

Союз: и.

- Какие еще союзы вы знаете? (А, но)

Местоимение: нас, все, мы, наш.

- Поставьте местоимения в начальную форму, определите их лицо и число.

 - А какой изученной части речи не встретилось в стихотворении? (Имя прилагательное).

- Назовите морфологические признаки имени прилагательного.

- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным (веселый звонок, дружный класс, высокая парта, прямые спинки, добрая улыбочка, интересный урок).

- А какие слова в тексте остались, не вошли ни в одну из названных групп?

(Спокойно, красиво, учтиво, прямо).

III. Постановка учебной задачи.

- Задайте вопросы к данным словам (Как?)

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как? (Нет)

- Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.

- А называется она…. – наречие (вывешивается  табличка с названием темы, дети хором читают название темы урока). 

- Значит, слово «спокойно» – это …. (хором – «наречия!», и т. д.)

- Верно, тема нашего урока: Наречие, как часть речи. Признаки наречия.

- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

«Корзина идей»

  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Каким членом предложения является?
  • С чем связано в предложении?
  • Можно ли обойтись без наречия?
  • Как изменяется?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё получится, если будем работать сообща, дружно, внимательно.

IV. Поиск решения учебной задачи: «открытие нового знания»

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках:

Задание: Прочитайте пословицы. Найдите в них выделенные слова, поставьте к ним вопросы. Запишите выделенные слова вместе с вопросами (работаем в парах):

1. Сначала думай, потом делай.

2. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

3. Рыбак рыбака видит издалека.

4. Скупой запирает крепко и потчует редко.

5. Далеко ехали, да скоро приехали.

- Проверим выполнения задания.

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос как?

- А на какие еще вопросы отвечают наречия в данных предложениях?

  (Когда? Откуда? Куда?)

- Давайте, ребята, составим кластер. (Работа в группах)

- Расскажите, что у вас получилось?

- А теперь посмотрим на обобщенную схему:

Что обозначают

На какие вопросы отвечает

Роль в предложении

Признак действия

Как? Куда? Когда? Откуда?  Где? Сколько?

Второстепенный член предложения,

чаще всего является обстоятельством.

- Итак, что же такое наречие?

 Я немного расскажу вам из истории происхождения таких слов.

  Писатель Максим Горький сказал о наречиях:

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

      Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием» (это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

 (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

- Чтобы найти наречие – надо найди глагол и поставь от него вопрос.

Например,  солгал (когда?) вчера; запирает (как?) крепко, видит (откуда?) издалека.

Физминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки вниз, на пояс, вверх –

Нам сопутствует успех!

Руки в стороны, вперед –

Нас еще работа ждет!

- Какие слова – наречия услышали?

-  Назовите их ( Немножко, глубоко, вниз, вверх, вперед).

-  Поставьте от глаголов вопросы к наречиям, запишите словосочетания.

- Проверим: отдохнем (сколько?) немножко;  вздохнем (как?) глубоко.

«Мозговой штурм» (работа в парах). Работа по учебнику.

- А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия.

- Откройте учебники на стр.73, найдите упр.125:

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна… ( А.Блок)

- Измените по числам и по временам глагол журчит.

- А наречие звонко изменилось в данном словосочетании? (Нет)

- Итак, какой вывод мы сделаем?  Прочитайте хором правило в учебнике:

«Наречие – это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания».

- Выполним упр.126 ( комплексная работа):

 по вариантам – 1-3 предложения для 1 варианта, 4-6 для 2 варианта.

 Списать предложения, выделяя наречия. К наречиям записать вопросы, подчеркнуть наречия как член предложения ( обстоятельство).

V. Закрепление изученного материала.

- Сейчас я прочитаю вам фразеологизмы, а вы запишите их  одним словом — наречием: 
Идти черепашьим шагом — (как? медленно)
Как из рога изобилия — (сколько? много) 
Встать чуть свет —- (когда? рано)
На всех парусах —- (как? быстро)
Уснул как убитый —  (как? крепко)

VI. Домашнее задание. 

Правило -  стр. 73-74, упр.129; словарь – наречия.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какое задание вам показалось самым легким?
- Самым трудным? 
- Самым интересным?

- Как вы чувствовали себя на уроке? Как вам сегодня было на уроке скажите наречиями

 ( хорошо, интересно, увлекательно, комфортно, трудно, легко,..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Наречие" 4 класс

Презентация к уроку  "открытия" нового знания, тема "Наречие" к любому УМК....

презентация к уроку русского языка"Наречие"

Презентация к уроку русского языка ОС"Школа2100" 3 класс...

урок русского языка "Наречие -неизменяемая часть речи"

Цель:- дать понятие о наречии как о части речи;- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении:- воспитывать у учащихся интерес к изучению ру...

Урок русского языка "Наречие"

Основной целью начального этапа обучения является формирование понятия о наречии как о части речи. Однако предварительно, при изучении глагола, учитель должен организовать наблюдения обучающ...

Урок русского языка "Наречие"

Основной целью начального этапа обучения является формирование понятия о наречии как о части речи. Однако предварительно, при изучении глагола, учитель должен организовать наблюдения обучающ...