Развитие речевой и творческой активности в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Статья посвящена проблеме компетентностного подхода в обучении в начальных классах. Данная работа описывает деятельность учителя для развития творческих и речевых способностей детей на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Босая,
МБОУ «Гимназия №13», г. Ульяновск,
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена проблеме компетентностного подхода в обучении в начальных классах. Данная работа описывает деятельность учителя для развития творческих и речевых способностей детей на уроках русского языка.
Мир меняется. Современному обществу нужны образованные, интеллектуально развитые, нравственные, предприимчивые люди, анализирующие свои действия и самостоятельно принимающие решения, способные к сотрудничеству, творческие и ответственные.
Новые образовательные стандарты ставят перед педагогами необычайно важную задачу: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Ученые считают, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников.
Творчество является высшей ступенью психической активности и самостоятельности, способностью создавать что-то новое и оригинальное. Творческой может быть любая деятельность.
Психологи утверждают, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, готовность к волевому напряжению и способность решения возникающей проблемы.
Младшие школьники огромную часть всей своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Известно, что детские игры – это плод буйной работы фантазии. Поэтому дети с удовольствием и огромным увлечением занимаются творческой деятельностью. Для этой цели учителями, как правило, избирается урок. Так как, именно урок, по-прежнему, остается основной формой обучения и воспитания учащихся младших классов.
Психологические исследования показали, что если ребенок сталкивается с необходимостью осознать какой-либо абстрактный материал и ему требуются аналогии и опоры при общем недостатке жизненного опыта и знаний, на помощь ему приходит воображение.
Творчеством ребенок может заниматься на любом уроке. Будь то урок литературы, русского языка, математики, технологии и др. Но, на мой взгляд, урок развития речи как нельзя лучше способствует творческой активности и развитию воображения детей.
Необходимо помнить еще и о том, что мы в жизни часто сталкиваемся с людьми, не умеющими ясно и четко выражать свои мысли. И урок развития речи помогает решать эту серьезную проблему. Его вторая, не менее важная цель: повышение уровня речевых способностей ребенка.
Современная методика предлагает нам огромный спектр методов и приемов развития речи. Но способствует творческой активности детей сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Оно, кроме того, служит эффективным средством воспитания, вызывает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать увиденное, пережитое, развивает наблюдательность, требует самостоятельности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, способствует становлению личности маленького человека. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связный текст – выполнить работу творческим методом. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей.
Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (необходимо придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка (необходимо придумать начало); сочинения, где нужно изменить, например, концовку; сочинения из односложных слов; сочинения по картине; сочинения по заданной теме.
Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. В.А.Сухомлинский считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребенок, найдя «свое слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме. Такой способ составления сочинения дает простор детскому мышлению, творчеству. Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, которые требуют высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений.
Особенно увлеченно дети работают над следующими темами сочинений: «Почему я бы хотел быть волшебником?», «Если бы я был губернатором…», «О чем рассказал снеговик?», «Что я думаю о войне», «Город будущего» и т.п.
В начальной школе сочинения являются обучающими, т.е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Мы, учителя, должны организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем все прекрасное, восторгаться разнообразными оттенками снега в лучах солнца, звонкими переливами соловья, многоцветием летнего леса, запахом цветов и свежей зелени. К таким сочинениям тщательно нужно готовиться как учителю, так и ученикам.
Для обогащения речи готовится так называемая копилочка – тетрадь, в которую собираются материалы по теме, взятые из художественных произведений, экскурсий и собственных наблюдений, новые слова, образные выражения, синонимы, антонимы, красивые сравнения и эпитеты. При написании сочинения такая копилочка способствует полету фантазии, помогает выражать свои мысли связно и точно. Кроме того, дети учатся пользоваться словарями.
Учение должно быть трудным, но посильным. Ученик должен видеть, что с заданием он справится. Только это условие сохраняет интерес к работе. Поэтому задания должны быть разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом обязательно носить творческий характер.
Например, на уроке, где мы с детьми работали над сочинением «Волшебница зима» (3 класс), после определенной подготовки учащимся было предложено три варианта рассказов о зиме. Для каждого варианта прилагалась карточка-помощник.
1 уровень. Пишется сочинение-описание с тем же названием «Волшебница зима» по составленному на уроке плану с использованием эпитетов, сравнений и олицетворений. Учащийся может пользоваться собственной копилочкой и карточкой-помощником с опорными словами (нарядила, чародейка, развесила узоры, пригласила полюбоваться на…, деревья-великаны, утопая в сугробах, великолепие, очарование зимней сказкой …)
2 уровень. Пишется сочинение «Письмо африканскому другу» по началу: «Здравствуй, Алекс! Пишет твой друг…. У нас сейчас зима. Ты, наверное, не знаешь, что такое зима? Я хочу рассказать тебе о ней».
Кроме копилочки дети используют карточку-помощника с дополнительным планом:
- Что такое снег? На что он похож?
- Поля и леса.
- Реки и озера.
- Детские забавы.
3 уровень. Пишется сочинение-описание с элементами сказки. В карточке дается примерное начало сказки: «Жила-была маленькая Снежинка высоко-высоко в горах. Однажды подул сильный ветер, приподнял Снежинку и понес над полями, лесами, морями. Испугалась маленькая красавица, но потом посмотрела вниз и ахнула. Такой красоты она никогда не видела». Кроме этого, карточка содержит еще и наводящие вопросы:
- Что увидела Снежинка? (Каким стоит лес? Как выглядят деревья? Что делается на реках и озерах? Как радуются люди снегу?)
- Что стало со Снежинкой?
Рассказы получаются разнообразные, яркие, интересные. И, самое главное, дети с огромным увлечением занимаются этим видом деятельности. Сочинение помогает детям глубже познать свои чувства, приучает к стройному и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к творчеству, заставляет детей всматриваться ближе в жизнь.
Успешность и востребованность человека в современном мире во многом зависит от сформированного в нем творческого потенциала. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и новым возможностям.
ЛИТЕРАТУРА:
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В, Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: Библиотека учителя / В.И Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006. – 220 с.
Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты» / А.Б. Воронцов. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
Каландарова, Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс: Мастерская учителя / Н.Н. Каландарова. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"
Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье идет речь о том, что одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи. Основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой ...
Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов
Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...